Содержание работы школьного врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Большинство детей проводят в школе большую часть дня в течение 11 лет. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды. Школа совместно с детскими поликлиниками должна сохранять и укреплять здоровье школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

основные принципы МЕДИЦИНСКОго ОБСЛУЖИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ-ПЕДИАТРЕ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ПО ОКАЗАНИЮ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ШКОЛАХ 4

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ВРАЧ 7



ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 7

ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 7

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 8

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 8

Врачебный контроль организации питания в школе 11

Контроль за физическим воспитанием 14

Требования к организации учебно-воспитательного процесса 17

Профилактика инфекционных заболеваний в школе 19

Диспансеризация школьников 20

Участие школьных врачей в передаче подростков во взрослую поликлинику 24

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

реферат гигиена.docx

— 330.09 Кб (Скачать файл)

- учебные занятия проводятся  только в первую смену; 

- не более 4 уроков в день;

- продолжительность уроков –  35 мин.;

- в середине учебного дня  - динамическая пауза (40 мин.);

- «ступенчатый» режим обучения (в сентябре-октябре – 3 урока  по 35 мин., со второй четверти –  по 4 урока по 35 мин.) 

-  обучение  без  домашних  заданий  и  бального  оценивания  знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы  в середине третьей четверти.

С  целью  профилактики  утомления,  нарушения  осанки,  зрения  на уроках проводятся физкультминутки и  гимнастика для глаз. Для увеличения  режима  двигательной  активности  в  школьный  план  рекомендуется включать  уроки  хореографии,  ритмики,  современные  и  бальные  танцы, спортивные игры. 

В общеобразовательных учреждениях  с углубленным изучением отдельных  предметов,  лицеях  и  гимназиях  обучение  проводится  только  в первую  смену.  В  общеобразовательных  учреждениях,  работающих  в  несколько  смен,  обучение 1-х, 5-х,  выпускных и  классов  компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ШКОЛЕ

Национальный календарь  профилактических прививок

           

  

                

 

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

В школе на детей, состоящих на «Д»  учете заводится ф № 30, «Д» наблюдению подлежат школьники:

  1. С заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

а) больные ревматизмом и угрожаемые по ревматизму,

б) с врожденными пороками сердца,

в) с сосудистыми дистониями по гипертоническому и гипотоническому типам.

  1. С хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания:

а) хроническая пневмония,

б) бронхиальная астма.

  1. Больные хроническими заболеваниями ЛОР органов:

а) Хронический тонзиллит,

б) хронический средний отит,

в) хронический синусит,

г) хронический ларингит, фарингит

д) тугоухость и др.

  1. С хроническими заболеваниями почек, печени и желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта.
  2. С различными эндокринными заболеваниями, в т.ч. с экзогенно-конституциональным ожирением, с ранним половым и физическим развитием, высокорослостью (превышающие средневозрастные показатели более чем на 2 сигмы), адипозогенитальной дистрофией и др.
  3. С патологией зрения:

а) миопия всех степеней,

б) косоглазие,

в) гиперметропия без косоглазия,

г) прободные ранения глазного яблока и тупые травмы III ст. и др.

  1. С заболеваниями и дефектами опорно-двигательного аппарата, в том числе:

а) сколиозы всех степеней и нарушение  осанки,

б) плоскостопие,

в) спастические параличи, парезы,

г) последствия полиомиелита и др.

  1. Часто болеющие (три и более раз в год, в т.ч. ОРЗ, гриппом, ангиной и др.), с пониженной работоспособностью, отстающие в физическом развитии.
  2. Реконвалесценты.
  3. С отклонениями в нервно-психическом развитии, в том числе школьники с астеническими состояниями.
  4. Контактные по туберкулезу и инфицированные туберкулезом.
  5. С заболеваниями крови.

Частота наблюдения за школьниками, взятыми  на «Д» учет должна быть индивидуальной в зависимости от тяжести и течения патологического процесса, но не должна быть реже 1 раза в 3 мес.

Школьный врач проводит «Д» наблюдение в тесной преемственности с врачами-специалистами поликлиники и с участковыми врачами: от уч. врача ребенок приносит справку – с указанием результатов проведенного лабораторного обследования, указанием даты следующей явки рекомендованных лечебных мероприятий – эти данные переносятся в школьную ф. № 30.

 

 

 

 

СХЕМА ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.

 

 

Учащиеся подлежащие «Д» наблюдению

Частота осмотров специалистами

Особое внимание обращается не:

Дополнительные методы обследования

Основные пути оздоровления

Критерии эффективности Диспансеризации, снятие с учета

1-й класс

Педиатр в конце учебного года и  стоматолог 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям

Организацию школьного и домашнего режима. Внешкольная нагрузка, питание, быт. Состояние внутренних органов. НП и ФР, наличие нарушения осанки, понижения остроты зрения и слуха, кариеса зубов, дефектов речи, прикуса.

Антропометрия и проверка остроты зрения

Соблюдение гигиенического режима в школе и дома, питания, физвоспитания, закаливания, подвижных игр, туризма и пр. Лечение выявленной патологии

Показатели НПР, работоспособность, степень усвоения учебной программы. Частота заболеваний

2-ой класс

Педиатр, стоматолог 1 раз в год, др. специалисты по показаниям

Тоже

Тоже + анализ кала на я/глист, др. исседования (обследования) по показаниям

Тоже

Тоже

3-й класс

Педиатр, окулист, невропатолог, отоларинголог, хирург, ортопед и др. специалисты по показаниям в конце уч. года.

Тоже + степень усвоения программы начальной школы

Анализ крови, Нв, лейкоциты, сахар, СОЭ, кала на я/глист, др. обследования по показаниям. Антропометрия и проверка остроты зрения.

Тоже

Тоже

4-й класс

5-й класс

Педиатр, стоматолог 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям

Тоже 

Анализ кала на я/глист, др. обследования по показаниям. Антропометрия и проверка остроты зрения

Тоже 

Тоже 

6-й класс

Педиатр, окулист, невропатолог, хирург, отоларинголог, ортопед, др. специалисты по показаниям

ФР, состояние органов зрения, слуха, АД, осанка, определение пригодности к той или иной профессии

Антропометрия

Анализ крови на Нв, лейкоциты, СОЭ, кал на я/глист, измерение АД, др. обследование по показаниям. Проверка остроты зрения

Соблюдение сан. Гигиенич. Условий среды, рациональная организация учебной и труд. Деятельности, режима дня, физвоспитания. Санация полости рта и носоглотки. Лечение выявленной патологии.

Тоже + удовлетворительная адаптация к той или иной профессии

7-й класс

Педиатр, стоматолог 1 раз в год, др. специалисты по показаниям

Организация школьного и домашнего режима. Внешкольные нагрузки, питание, быт. Состояние внутренних органов. ПНР, ФР, состояние органов слуха, зрения, возрастно-половое развитие и АД, профессиональную ориентацию

Антропометрия и проверка остроты зрения. Анализ кала на я/глит

Тоже 

Тоже

8-й класс

Педиатр, окулист, отоларинголог, хирург, ортопед, стоматолог, невропатолог, осмотр девочек гинекологом. Др. специалисты по показаниям. Подготовка к передаче в подростковый кабинет

Тоже 

Анализ крови, Нв, эритроцитов, СОЭ, определение группы крови, реакция на свертываемость резус-фактор, наблюдение за динимикой АД. Антропометрия и проверка остроты зрения

   



 

 

УЧАСТИЕ ШКОЛЬНЫХ ВРАЧЕЙ В  ПЕРЕДАЧЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВЗРОСЛУЮ ПОЛИКЛИНИКУ.

Освобождение от выпускных  экзаменов.

Школьники, достигшие 15 летнего возраста подлежат передаче в подростковый кабинет взрослой поликлиники. Эта работа осуществляется участковым врачом совместно с врачом школы. Участие школьного врача в этой работе выражается в написании кратких эпикризов на школьников 8 классов (с указанием результатов осмотра специалистами) – которые отправляются в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

Школьный врач принимает активное участие в освобождении учащихся от переводных и выпускных экзаменов, который проводится на основании  заключения мед. комиссии (ВКК) и решение педсовета школы.

Тем учащимся, которые не могут  сдавать переводные экзамены весной, экзамены переносятся на осень (с 20 – 31 августа).

Освобождение от выпускных экзаменов  фиксируется в ф № 26 «Индивидуальная карта ребенка» , Ф.№ 25-у «Вкладной лист на подростка к мед. карте», а так же в ф. 286, ф. 25, а от переводного экзамена ф. № 26, и ф. № 112.

 

ИНСТРУКЦИЯ О ПЕРЕДАЧЕ ПОДРОСТКОВ, ДОСТИГШИХ 15-ТИ ЛЕТНЕГО  ВОЗРАСТА И МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА НИХ ИЗ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК В ПОЛИКЛИНИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

  1. Передача подростков, достигших 15-летнего возраста, в поликлинику для взрослых проводится по графику и в сроки, утвержденные главным врачом (отделения) для взрослых, согласованному с главным врачом детской поликлиники (отделения больницы).
  2. Для передачи подростков, достигших 15-летнего возраста, создаются медицинская комиссия, которая утверждается приказом главного врача поликлиники (отделения) для взрослых в составе: председателя – главного врача городской поликлиники для взрослых; членов комиссии: подросткового врача (или врача, ответственного за работу с подростками) и врачей-специалистов соответствующего профиля (хирурга, окулиста, невропатолога, отоларинголога, психиатра) городской поликлиники для взрослых и заведующего педиатрическим отделением.

Передача подростков, состоящих  на диспансерном учете по поводу   заболеваний или имеющих какие-либо заболевания к моменту передачи, проводится с участием врача-специалиста соответствующего профиля.

Комиссия осматривает диспансерную группу больных подростков и оценивает  полноту и качество оформления предоставленной  медицинской документации (переводного  эпикриза, учетные формы № 112-у, 026-у, 025-у).

  1. Здоровые подростки передаются врачу-терапевту (или врачу ответственному за работу с подростками) передача оформляется отдельным списком с приложением переводных эпикризов.
  2. Результаты передачи подростков и медицинской документации на них оформляются актом передачи и составленного именного списка.
  3. Медицинская документация (переводной эпикриз) на подростков, достигших 15-летнего возраста, передается врачу-специалисту поликлиники для взрослых по именному списку с указанием диагноза заболевания на момент передачи или отметки «здоров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ

 

Санитарно-просветительская работа проводится согласно годовым и месячным планам. Выполнение фиксируется в специальном журнале. В школе проходят:                    

 · беседы в классах,                     

· тематические лекции для учащихся по параллелям,                     

· тематические лекции для родителей на собраниях,                    

 · врачебные выступления на педагогических советах,                     

 · наглядная агитация – плакаты, брошюры, сан бюллетени. 

                     · создание уголков здоровья.

 

Важным разделом занятия роботы школьного врача является оказание школьникам старших классов помощи в выборе профессии в соответствии с их состоянием здоровья, т.е. работа по врачебной проф. ориентации. Профессиональная ориентация – это система совместной работы школы, семьи, предприятий, направленная на формирование и развитие интересов у школьников к выбору профессии в соответствии с состоянием их здоровья, способностями, склонностями.

Работа по проф. ориентации начинается с 5 кл. и длится в течение всего времени обучения в школе. Для правильного проведения проф. консультации крайне важно высокое качество и полнота медицинского освидетельствования подростков, на основании чего необходимо рекомендовать подростку наиболее соответствующую его здоровью, интересом и склонностям профессию, а не ограничиваться лишь указаниями на противопоказанные ему профессии.

В отношении здоровых подростков врачебная  проф. консультация должна способствовать выбору такой профессии, которая  наилучшим образом соответствовала бы их способностям, наклонностям и психофизиологическим особенностям организма.

При проведении проф. консультации врач руководствуется Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков  (по группам профессий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Гигиена детей и подростков: Учебник/Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989.- 320 с.
  2. Приказ МЗ и МО от 30.06.92 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
  3. Пивоваров Ю.П. Гигиена  и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений.  – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-528с.
  4. Перевощикова Н.К., Басманов Е.Д., Яворовская  Т.В.,  Торочкина  Г.П., Черных Н.С., Вавилова В.П. Медицинское обслуживание школьников: Методические рекомендации. Кемерово, 2006. – 76 с.
  5. Приказ МЗ  РФ №60  от 14. 03. 95 «Об  утверждении  инструкции  по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»
  6. Рябчикова  Т.В., Кукушкин В.К., Качанова Л.А. Медицинское обслуживание  детей  в  детских  образовательных  учреждениях.  Учебно-методическое пособие. – М., 2000. – 121 с.
  7. СанПиН 2.4.2. 1178-02. «Гигиенические  требования  к условиям  обучения в общеобразовательных учреждениях».
  8. Иммунопрофилактика. Справочник под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковского. – М., 2003.- 170 с.
  9. Руководство  по  детскому  питанию. /Под  ред.  В.А.  Тутельяна,  И.Я Конь. – М., 2004. – 624 с

 



 


Информация о работе Содержание работы школьного врача