Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:52, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение маркетинговых исследований потребителей лекарственных средств и фармацевтических услуг.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выявление основных направлений маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом;
- определение факторов, влияющих на развитие мирового фармацевтического рынка;
- знакомство с прогнозами в дальнейшем развитии мирового фармацевтического рынка.
Введение 3
1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом 4
1.1. Исследование потребности в лекарственных препаратах 4
1.2. Результаты исследований на мировом фармацевтическом рынке 6
2. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка 7
3. Особенности структуры ассортимента 9
4. Перспективы развития мировой фармацевтической промышленности 12
4.1. Производство оригинальных препаратов и дженериков 12
4.2. Особенности патентной защиты оригинальных препаратов 12
5. Прогнозы и перспективы до 2015 г. 14
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
|
7 |
|
9 |
|
12 |
|
12 |
|
12 |
|
14 |
Заключение |
17 |
Список литературы |
18 |
Введение
Фармацевтическая промышленность находится на 3-4-м месте но рентабельности [1, c. 66]. Особое место фармацевтической индустрии среди сфер предпринимательской деятельности обусловливается тем, что состояние здоровья всегда является первостепенной заботой как каждого человека в отдельности, так и общества в целом. Спрос на эффективные и безопасные ЛС постоянно растет.
Целью работы является рассмотрение маркетинговых исследований потребителей лекарственных средств и фармацевтических услуг.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выявление основных направлений маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом;
- определение факторов, влияющих на развитие мирового фармацевтического рынка;
- знакомство с прогнозами
в дальнейшем развитии
1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом
1.1. Исследование потребности в лекарственных препаратах
Несмотря на постоянное совершенствование механизмов исследования рынка лекарственных препаратов, до сих пор в этом сегменте оставалось немало "белых пятен" [2. c. 12]. Наиболее остро ощущалась нехватка данных, описывающих мотиваций конечных пользователей при покупке лекарственных средств. Восстановление рынка ОТС-препаратов, увеличение инвестиций в рекламу, использование достаточно широкого комплекса мер по стимулированию продаж со своей стороны стимулировало углубление исследований такого рода. В этих целях изучали мотивации конечных пользователей лекарственных средств. В основном исследовались такие параметры, как потребление и знание торговых марок препаратов, характеристики целевых групп потребителей, их медиапредпочтения, стиль жизни и т.д., позволяющие отслеживать динамику рынка, поведение брэндов, позиционировать продукт для определенных целевых групп и определять наиболее оптимальные пути достижения их с помощью различных СМИ [10, c. 156-160]. Введенные изменения позволили помимо перечисленного выявить структуру мотиваций целевых групп потребителей и определить факторы, влияющие на нее, например, рекомендации врача, фармацевта, обращение к медицинской литературе, влияние рекламы на телевидении, радио, в прессе, метро.
В группу категорий лекарственных средств, для которых наиболее свойственно самостоятельное решение о покупке, попадают средства от головной боли, витамины, капли в нос, средства от боли в горле, средства от кашля. В группу препаратов, которые, как правило, приобретаются по рекомендации врача, входят противогрибковые препараты, антибиотики, антиаллергические средства, оральные средства контрацепции, гомеопатические средства. При этом проявляется специфическая особенность нашего рынка, где почти 22% покупателей принимают самостоятельное решение о покупке антибиотиков. При покупке безрецептурных препаратов на потребителей влияет определенное количество факторов, соотношение которых также важно учитывать при продвижении продукта на рынок [3, c. 8-11].
Рекомендации врача, советы друзей и родственников, а также рекомендации фармацевта являются факторами, наиболее часто влияющими на покупку безрецептурных препаратов. При этом, как оказалось, около половины потребителей при покупке обращаются к аннотации по препарату и читают медицинскую литературу. Что касается рекламы, то менее 30% покупателей признаются, что на них влияет реклама по ТВ и еще меньший процент – в прессе, на радио и в метро. При этом минимальная доля потребителей указывает, что реклама влияет на них чаще всего, но признают, что иногда делают покупки под ее влиянием [3. C. 8-11].
Основной причиной около 85% покупателей ЛС считают отсутствие необходимого препарата в аптеке, при этом 54% называют эту причину чаще всего. Также очень большой процент респондентов (75%) отказывается от покупки из-за неприемлемой стоимости препарата и чаще всего это делают около 45%. Около 80% покупателей считают, что причиной изменения их решения являются консультации фармацевта, причем почти 20% отметили, что это происходит чаще всего [6].
Для определенной группы покупателей роль играют предлагаемые купоны и скидки, а также наличие рекламы или настольной информации в аптеке (около 20%), но по их мнению происходит это нечасто.
1.2. Результаты исследований на мировом
В течение последнего десятилетия на мировой фармацевтический рынок было введено в общей сложности 316 препаратов, содержащих новые химические субстанции. Эти данные свидетельствуют как о высоком научном потенциале отрасли, так и о высочайшей степени наукоемкости современного рынка медикаментов, сопоставимой лишь с отраслью электронного машиностроения и космических технологий.[19, c. 10-12]
В течение последних пяти лет доля препаратов, содержащих новые химические субстанции возросла почти 75% от общего объема продаж лекарственных препаратов на мировом рынке медикаментов [11, c. 100-103].
Как считают специалисты, регистрация лекарств - это главный элемент не только формирования рынка, но и защиты его от фальсифицированной, а также небезопасной фармацевтической продукции [12, c. 98]. Регистрируются практически все поступающие в республику медицинские препараты, за исключением тех немногих, нужда в которых возникает в одном из 10 тыс. случаев заболеваний (они входят в список, утвержденный минздравом). Механизм регистрации мало чем отличается от существующего в европейских странах. Разработан Общий технический документ, который требует обязательного проведения независимой экспертизы.
Государства Центральной Азии относятся к
странам с жарким климатом. Это обуславливает определенные
особенности потребления отдельных
Узбекистан занимает первое место в регионе по потребности населения в инфузионных растворах. Такая большая потребность связана с несколькими факторами: жаркий климат региона и благоприятные условия для распространения острой кишечной инфекции. К таким условиям относятся изобилие овощей и фруктов, хорошо развитое сельское хазяйство [16, c. 378].
2. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка
В целом на уровень продаж мировой фармацевтической отрасли влияет ряд внешних факторов, основные из которых — регуляторные, конкурентные, экономические и социально-демографические [4, c. 223].
Практически все компании большее внимание уделяют безопасности препаратов. Мировой опыт показывает, что препарат с улучшенным профилем безопасности имеет право на более высокую цену и уровень компенсаций. Глобальный фармацевтический рынок характеризуется высокой конкуренцией со стороны генерических препаратов. Мировой опыт регулирования этой ситуации базируется на разработке ЛС с улучшенным профилем без опасности.
Экономические факторы оказали негативное влияние на многие рынки во время финансового кризиса, и в сложившейся ситуации фармацевтические компании зачастую разделяют риски наравне с государством.
Влияние населения на конкурентную обстановку на фармацевтическом рынке идет преимущественно по двум каналам, а именно, население выступает, как совокупность пациентов и как совокупность покупателей.
Население, как совокупность пациентов, характеризуется, во-первых, численностью, динамикой роста и половозрастной структурой, во-вторых, объемом и структурой заболеваемости в стране. Население определяет объективную потребность в лекарственных средствах и задает потенциальный объем и структуру всего фармацевтического рынка.
Население как совокупность покупателей,
в укрупненном представлении, во-
Социально-демографическим фактором, влияющим на развитие фарминдустрии, является старение населения.
Возникает потребность в удешевлении
Росту продажи лекарств способствуют несколько различных факторов. Во-первых, это общий рост заболеваемости из-за усиливающегося влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки. Во-вторых, это тенденция «старения населения» в развитых странах. В-третьих, в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, рост уровня доходов населения приводит к использованию более дорогостоящих и качественных препаратов [7, c. 637].
Растет фармацевтический рынок также благодаря быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент биологически активных добавок (БАД) и сегмент дженериков - дешевых аналогов известных лекарств. Сегодня доля дженериков на рынках США, Великобритании, Канады и Германии достигает уже 30% и, по мнению специалистов, будет увеличиваться и дальше [15, c. 344].
Ключевая проблема фармацевтического рынка - рост затрат на исследования.
Тем не менее, в ближайшие годы мировой фармацевтический рынок будет продолжать расти.
3. Особенности структуры ассортимента
Количественные показатели ассортимента ЛС на рынках разных стран имеют значительную вариацию: от примерно 4,5 тыс. во Франции до 19 тыс. в США (Россия — 17 тыс., Япония — 15 тыс., Швейцария — 9,5 тыс., Германия - 9 тыс., Италия - 7,5 тыс., Испания — 5,9 тыс., Дания — 4,8 тыс.) [13] .
Показатели ассортимента ЛС в странах мира (тыс.)
В розничной продаже превалируют следующие пять групп: 1) сердечно-сосудистые средства; 2) действующие на ЦНС; 3) действующие на пищеварительную систему; 4) действующие на органы дыхания и 5) противоинфекционные. На их долю в структуре продаж приходится свыше 60%.
Эксперты отмечают, что в ближайшие годы в объеме продаж возможна смена лидеров среди фармакотерапевтических групп, так как постепенно на первые позиции выдвигается группа гиполипи-демических средств, регулирующих содержание холестерина и три-глицеридов. ЛС этой группы применяются в лечении больных ИБС и при других патологиях липидного обмена. Возможны изменения позиций в сторону роста продаж антидепрессантов нового типа действия, в силу существенного расширения показаний для их применения в последнее время [16, c. 378].
В последние годы именно гиполипидемические средства Lipitor и Zocor удерживают первые рейтинги в объемах продаж фармацевтической продукции. Также в число ТОП-10 ЛС входят три ЛС, применяющихся при патологии ЦНС и депрессиях, что обосновало вышеприведенное мнение экспертов, превратившееся в эти годы в факт [13].
Aнализ приоритетных направлений дальнейшего развития фармацевтической промышленности в начале XXI века показал, что в ближайшие годы можноожидать появления новых ЛС для лечения депрессий, ИБС, СПИДа, туберкулеза, болезни Альцгеймера, рака легких, остеопороза и артритов, хронических болезней легких [13].
Фармацевтические компании вкладывают значительные средства в создание инновационных ЛС. В 2003 г. в мировой фармацевтической промышленности было направлено 40 млрд долл. на создание новых препаратов. Ежегодно на МФР появляется от 35 до 51 препарата, содержащих новую активную субстанцию. На разных этапах исследования и внедрения ежегодно находится в среднем 6 тыс. Соединений [15, c. 344].
Среди стран, активно работающих над созданием новых оригинальных ЛС и внедрением их на МФР, лидируют США — за последние 20 лет разработано и внедрено 213 ЛС, далее идут Япония - 185, Франция — 101, Германия —92, Швейцария — 72, Италия —69, Великобритания — 56, другие страны — 48 [13].
Информация о работе Состояние мирового фармацевтического рынка