Состояние мирового фармацевтического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение маркетинговых исследований потребителей лекарственных средств и фармацевтических услуг.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выявление основных направлений маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом;
- определение факторов, влияющих на развитие мирового фармацевтического рынка;
- знакомство с прогнозами в дальнейшем развитии мирового фармацевтического рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом 4
1.1. Исследование потребности в лекарственных препаратах 4
1.2. Результаты исследований на мировом фармацевтическом рынке 6
2. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка 7
3. Особенности структуры ассортимента 9
4. Перспективы развития мировой фармацевтической промышленности 12
4.1. Производство оригинальных препаратов и дженериков 12
4.2. Особенности патентной защиты оригинальных препаратов 12
5. Прогнозы и перспективы до 2015 г. 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Состояние мирового фармацевтического рынка.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

  1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом

4

    1. Исследование потребности в лекарственных препаратах

4

    1. Результаты исследований на мировом фармацевтическом рынке

6

  1. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка

7

  1. Особенности структуры ассортимента

9

  1. Перспективы развития мировой фармацевтической промышленности

12

    1. Производство оригинальных препаратов и дженериков

12

    1. Особенности патентной защиты оригинальных препаратов

12

  1. Прогнозы и перспективы до 2015 г.

14

Заключение

17

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фармацевтическая промышленность находится на 3-4-м месте но рентабельности [1, c. 66]. Особое место фармацевтической индустрии среди сфер предпринимательской деятельности обусловливается тем, что состояние здоровья всегда является первостепенной заботой как каждого человека в отдельности, так и общества в целом. Спрос на эффективные и безопасные ЛС постоянно растет. 

Целью работы является рассмотрение маркетинговых  исследований потребителей лекарственных  средств и фармацевтических услуг.     

Задачами  данной курсовой работы являются:

- выявление основных направлений маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом;

- определение факторов, влияющих на развитие мирового фармацевтического рынка;

- знакомство с прогнозами  в дальнейшем развитии мирового  фармацевтического рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом

 

1.1. Исследование потребности в лекарственных препаратах

 

Несмотря  на постоянное совершенствование механизмов исследования рынка лекарственных  препаратов, до сих пор в этом сегменте оставалось немало "белых  пятен" [2. c. 12]. Наиболее остро ощущалась нехватка данных, описывающих мотиваций конечных пользователей при покупке лекарственных средств. Восстановление рынка ОТС-препаратов, увеличение инвестиций в рекламу, использование достаточно широкого комплекса мер по стимулированию продаж со своей стороны стимулировало углубление исследований такого рода. В этих целях изучали мотивации конечных пользователей лекарственных средств. В основном исследовались такие параметры, как потребление и знание торговых марок препаратов, характеристики целевых групп потребителей, их медиапредпочтения, стиль жизни и т.д., позволяющие отслеживать динамику рынка, поведение брэндов, позиционировать продукт для определенных целевых групп и определять наиболее оптимальные пути достижения их с помощью различных СМИ [10, c. 156-160]. Введенные изменения позволили помимо перечисленного выявить структуру мотиваций целевых групп потребителей и определить факторы, влияющие на нее, например, рекомендации врача, фармацевта, обращение к медицинской литературе, влияние рекламы на телевидении, радио, в прессе, метро.     

В группу категорий лекарственных  средств, для которых наиболее свойственно самостоятельное решение о покупке, попадают средства от головной боли, витамины, капли в нос, средства от боли в горле, средства от кашля. В группу препаратов, которые, как правило, приобретаются по рекомендации врача, входят противогрибковые препараты, антибиотики, антиаллергические средства, оральные средства контрацепции, гомеопатические средства. При этом проявляется специфическая особенность нашего рынка, где почти 22% покупателей принимают самостоятельное решение о покупке антибиотиков. При покупке безрецептурных препаратов на потребителей влияет определенное количество факторов, соотношение которых также важно учитывать при продвижении продукта на рынок [3, c. 8-11].     

Рекомендации  врача, советы друзей и родственников, а также рекомендации фармацевта являются факторами, наиболее часто  влияющими на покупку безрецептурных препаратов. При этом, как оказалось, около половины потребителей при покупке обращаются к аннотации по препарату и читают медицинскую литературу. Что касается рекламы, то менее 30% покупателей признаются, что на них влияет реклама по ТВ и еще меньший процент – в прессе, на радио и в метро. При этом минимальная доля потребителей указывает, что реклама влияет на них чаще всего, но признают, что иногда делают покупки под ее влиянием [3. C. 8-11].  

Основной  причиной около 85% покупателей ЛС считают  отсутствие необходимого препарата  в аптеке, при этом 54% называют эту причину чаще всего. Также очень большой процент респондентов (75%) отказывается от покупки из-за неприемлемой стоимости препарата и чаще всего это делают около 45%. Около 80% покупателей считают, что причиной изменения их решения являются консультации фармацевта, причем почти 20% отметили, что это происходит чаще всего [6].     

Для определенной группы покупателей роль играют предлагаемые купоны и скидки, а также наличие рекламы или  настольной информации в аптеке (около 20%), но по их мнению происходит это нечасто. 

 

 

 

 

1.2. Результаты  исследований на мировом фармацевтическом  рынке    

 

 

 В течение последнего десятилетия  на мировой фармацевтический рынок  было введено в общей сложности 316 препаратов, содержащих новые химические субстанции. Эти данные свидетельствуют как о высоком научном потенциале отрасли, так и о высочайшей степени наукоемкости современного рынка медикаментов, сопоставимой лишь с отраслью электронного машиностроения и космических технологий.[19, c. 10-12]     

В течение последних пяти лет доля препаратов, содержащих новые химические субстанции возросла почти 75% от общего объема продаж лекарственных препаратов на мировом рынке медикаментов [11, c. 100-103].     

Как считают специалисты, регистрация лекарств - это главный элемент не только формирования рынка, но и защиты его от фальсифицированной, а также небезопасной фармацевтической продукции [12, c. 98]. Регистрируются практически все поступающие в республику медицинские препараты, за исключением тех немногих, нужда в которых возникает в одном из 10 тыс. случаев заболеваний (они входят в список, утвержденный минздравом). Механизм регистрации мало чем отличается от существующего в европейских странах. Разработан Общий технический документ, который требует обязательного проведения независимой экспертизы. 

Государства Центральной Азии относятся к  странам с жарким климатом. Это  обуславливает определенные особенности потребления отдельных лекарственных  форм.

Узбекистан занимает первое место в регионе по потребности населения в инфузионных растворах. Такая большая потребность связана с несколькими факторами: жаркий климат региона и благоприятные условия для распространения острой кишечной инфекции. К таким условиям относятся изобилие овощей и фруктов, хорошо развитое сельское хазяйство [16, c. 378].

 

2. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка

 

 

     В целом на уровень продаж мировой  фармацевтической отрасли влияет ряд  внешних факторов, основные из которых — регуляторные, конкурентные, экономические и социально-демографические [4, c. 223].     

Практически все компании большее внимание уделяют  безопасности препаратов. Мировой опыт показывает, что препарат с улучшенным профилем безопасности имеет право на более высокую цену и уровень компенсаций. Глобальный фармацевтический рынок характеризуется высокой конкуренцией со стороны генерических препаратов. Мировой опыт регулирования этой ситуации базируется на разработке ЛС с улучшенным профилем без опасности.

Экономические факторы оказали негативное влияние  на многие рынки во время финансового кризиса, и в сложившейся ситуации фармацевтические компании зачастую разделяют риски наравне с государством.     

Влияние населения на конкурентную обстановку на фармацевтическом рынке идет преимущественно по двум каналам, а именно, население выступает, как совокупность пациентов и как совокупность покупателей.     

Население, как совокупность пациентов, характеризуется, во-первых, численностью, динамикой роста и половозрастной структурой, во-вторых, объемом и структурой заболеваемости в стране. Население определяет объективную потребность в лекарственных средствах и задает потенциальный объем и структуру всего фармацевтического рынка.     

Население как совокупность покупателей, в  укрупненном представлении, во-первых, характеризуется размерами платежеспособного спроса и потребительскими предпочтениями, во-вторых, задает реальный объем и структуру сегментов фармацевтического рынка, оплачиваемых из средств населения.     

Социально-демографическим  фактором, влияющим на развитие фарминдустрии, является старение населения.    

Возникает потребность в удешевлении существующих ЛС и компенсации со стороны государства дорогостоящих ЛС. В развитых странах все чаще внедряются программы помощи пациентам, инициированные фармацевтическими компаниями.     

Росту продажи лекарств способствуют несколько  различных факторов. Во-первых, это  общий рост заболеваемости из-за усиливающегося влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки. Во-вторых, это тенденция «старения населения» в развитых странах. В-третьих, в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, рост уровня доходов населения приводит к использованию более дорогостоящих и качественных препаратов [7, c. 637].     

Растет  фармацевтический рынок также благодаря  быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент  биологически активных добавок (БАД) и  сегмент дженериков - дешевых аналогов известных лекарств. Сегодня доля дженериков на рынках США, Великобритании, Канады и Германии достигает уже 30% и, по мнению специалистов, будет увеличиваться и дальше [15, c. 344].     

Ключевая  проблема фармацевтического рынка - рост затрат на исследования.

Тем не менее, в ближайшие годы мировой  фармацевтический рынок будет продолжать расти.

 

 

 

 

 

 

3. Особенности структуры ассортимента

 

Количественные показатели ассортимента ЛС на рынках разных стран имеют значительную вариацию: от примерно 4,5 тыс. во Франции до 19 тыс. в США (Россия — 17 тыс., Япония — 15 тыс., Швейцария — 9,5 тыс., Германия - 9 тыс., Италия - 7,5 тыс., Испания — 5,9 тыс., Дания — 4,8 тыс.) [13] .

Показатели ассортимента ЛС в странах мира (тыс.)

 

В розничной продаже превалируют следующие пять групп: 1) сердечно-сосудистые средства; 2) действующие на ЦНС; 3) действующие на пищеварительную систему; 4) действующие на органы дыхания и 5) противоинфекционные. На их долю в структуре продаж приходится свыше 60%.

Эксперты отмечают, что в ближайшие годы в объеме продаж возможна смена лидеров среди фармакотерапевтических групп, так как постепенно на первые позиции выдвигается группа гиполипи-демических средств, регулирующих содержание холестерина и три-глицеридов. ЛС этой группы применяются в лечении больных ИБС и при других патологиях липидного обмена. Возможны изменения позиций в сторону роста продаж антидепрессантов нового типа действия, в силу существенного расширения показаний для их применения в последнее время [16, c. 378].

В последние годы именно гиполипидемические средства Lipitor и Zocor удерживают первые рейтинги в объемах продаж фармацевтической продукции. Также в число ТОП-10 ЛС входят три ЛС, применяющихся при патологии ЦНС и депрессиях, что обосновало вышеприведенное мнение экспертов, превратившееся в эти годы в факт [13].

Aнализ приоритетных направлений дальнейшего развития фармацевтической промышленности в начале XXI века показал, что в ближайшие годы можноожидать появления новых ЛС для лечения депрессий, ИБС, СПИДа, туберкулеза, болезни Альцгеймера, рака легких, остеопороза и артритов, хронических болезней легких [13].

Фармацевтические компании вкладывают значительные средства в создание инновационных ЛС. В 2003 г. в мировой фармацевтической промышленности было направлено 40 млрд долл. на создание новых препаратов. Ежегодно на МФР появляется от 35 до 51 препарата, содержащих новую активную субстанцию. На разных этапах исследования и внедрения ежегодно находится в среднем 6 тыс. Соединений [15, c. 344].

Среди стран, активно работающих над созданием новых оригинальных ЛС и внедрением их на МФР, лидируют США — за последние 20 лет разработано и внедрено 213 ЛС, далее идут Япония - 185, Франция — 101, Германия —92, Швейцария — 72, Италия —69, Великобритания — 56, другие страны — 48 [13].

Информация о работе Состояние мирового фармацевтического рынка