Состояние мирового фармацевтического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение маркетинговых исследований потребителей лекарственных средств и фармацевтических услуг.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выявление основных направлений маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом;
- определение факторов, влияющих на развитие мирового фармацевтического рынка;
- знакомство с прогнозами в дальнейшем развитии мирового фармацевтического рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные направления маркетинговых исследований фармацевтического рынка за рубежом 4
1.1. Исследование потребности в лекарственных препаратах 4
1.2. Результаты исследований на мировом фармацевтическом рынке 6
2. Факторы, влияющие на развитие мирового фармацевтического рынка 7
3. Особенности структуры ассортимента 9
4. Перспективы развития мировой фармацевтической промышленности 12
4.1. Производство оригинальных препаратов и дженериков 12
4.2. Особенности патентной защиты оригинальных препаратов 12
5. Прогнозы и перспективы до 2015 г. 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Состояние мирового фармацевтического рынка.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В ассортименте новых, пополнивших ассортимент рынка, есть препараты для лечения бактериальных и грибковых инфекций, обезболивающие средства, средства для лечения гипертонии, бессонницы и психических расстройств, для лечения атеросклероза, опухолевых заболеваний, нарушений иммунной системы, вирусных инфекций и др.

Однако количественный рост ассортимента ЛС на рынке обеспечивают не инновационные бренды, а препараты-дженерики, представляющие собой аналоги патентованных ЛС, выпускающихся другими производителями после окончания действия патента. Если к 2000 г. доля дженериков составляла 10-20%, то в 2003 г. она уже достигла 40% [7, c. 637].

В объемах продаж МФР за 2000-2003 гг. доля дженериков составляет примерно 5,5%, в Германии - 35%, в Великобритании - 22%, в США — 12%, а среди рецептурных ЛС — 40%.

Большая часть дженериков относится к группам сердечно-сосудистых (24%), антимикробных (16%) и средств, действующих на ЦНС (11%).

Увеличение доли дженериковых препаратов на рынках, особенно развивающихся стран, обусловлено рядом причин, среди которых доминирует ценовой фактор, так как дженерики имеют более низкие цены, иногда в десятки раз, чем оригинальные препараты, что является немаловажным для бюджетного финансирования и страховых выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы развития мировой фармацевтической промышленности

4.1. Производство оригинальных препаратов и дженериков

 

Вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов — это наиболее конфликтные и сложные вопросы фармацевтического рынка. Взаимоотношения между оригинальными и воспроизведенными препаратами (или дженериками) далеко не безоблачны [9, c. 50].

 

4.2 Особенности патентной защиты оригинальных препаратов

 

Действительно, фирму-разработчика оригинального препарата можно понять. Колоссальные средства, которые тратятся на поиск молекулы лекарственного вещества, исследование лекарства, выведение его на рынок, тщательный мониторинг возможных неблагоприятных эффектов и взаимодействий, через несколько лет, когда продолжает действовать патентная защита, оказываются, казалось бы, безвозвратно потерянными.

Дженерический препарат, который начинают воспроизводить зачастую несколько фирм одновременно, "наследует" все те свойства, те затраты сил, времени и средств, что и препарат оригинальный. И можно сколь угодно утверждать, что оригинал всегда остается оригиналом, а воспроизведенное средство — всего лишь воспроизведенным средством. Общее международное непатентованное название делает эти препараты аналогичными для потребителя, а генерик, из-за, как правило, меньшей цены, более привлекательным.

Производители оригинальных фармацевтических брендов защищают свои исключительные права различными путями, в первую очередь с помощью патентного права. Реализация патентной защиты на ту или иную молекулу, лежащую в основе лекарственного вещества, предусматривает запрет ее воспроизводства на срок, длительность которого различается в разных странах, но в среднем она равна 20 годам. Необходимо учитывать, что от начала тестирования новой молекулы и момента оформления патента до появления лекарственного средства на рынке может пройти 10-15, а то и больше лет. Таким образом, производитель оригинального препарата имеет в своем распоряжении в среднем до 5 лет на компенсацию издержек и получение дивидендов от оригинального препарата. К концу этого срока, как правило, возникают попытки, пользуясь особенностями патентного законодательства и лазейками в нем, продлить срок патентной защиты. Например, в 1978 году на молекулу омепразола был получен основной патент, начиная с конца 90-х годов — на магниевую соль омепразола, способ лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта с помощью левовращающего изомера омепразола, S-энантиомер магниевой соли омепразола в виде тригидрата, новую кристаллическую форму омепразола. Каждый из перечисленных патентов позволял фирме-разработчику бороться с попытками вывода на рынок дженериков омепразола. Особенности реализации патентного права лежат в разграничении таких понятий, как дженерическое лекарственное средство (или дженерик) и копированное лекарственное средство (копия) [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Прогнозы и перспективы на период до 2015 г.

 

По данным IMS Health, к 2015 г. объем мирового фармацевтического рынка составит примерно 1,1 трлн. долл. При этом CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) в ближайшие 5 лет будет снижаться - до уровня 3-6% против 6,2% в 2006-2010 гг. Среди ключевых факторов развития мирового фармацевтического рынка важно отметить сокращение затрат на ЛС в США, истечение сроков патентной защиты целого ряда препаратов на развитых фармацевтических рынках, рост спроса на ЛС на быстроразвивающихся фармрынках [14, c. 15-25].

Исследовательская компания IMS Health прогнозирует следующие тенденции развития мирового фармацевтического рынка: 

 

1. Дальнейшее сокращение  доли брэндированной продукции  
Высокие затраты населения развитых стран на приобретение брэндированных препаратов будут нивелироваться истечением сроков их патентной эксклюзивности. В результате объем продаж брэндированной продукции к 2015 г., по прогнозам IMS, будет ниже уровня 2010 г. Уже за период 2005-2010 гг. доля брэндированных препаратов в общем объеме мирового фармацевтического рынка снизилась с 70% до 64% , а к 2015 г. составит примерно 53%. 

 

2. Беспрецедентное  количество истекающих патентов  на оригинальные препараты принесут т.н. «патентные дивиденды» на развитые фармрынки.  
К 2015 г. истекшие патенты на брэндированную продукцию принесут 98 млрд. долл. чистой экономии потребителям в развитых странах. Для сравнения: за предыдущие 5 лет эта экономия составила 54 млрд. долл. Фармацевтический рынок США столкнется с проблемой генерической экспансии, в то время как Япония сохранит наименьшую долю дженериков, несмотря на проводимую политику по предпочтительному назначению врачами генерических препаратов. 

 
3. Появление принципиально новых видов лечения

Вывод новых препаратов создаст принципиально новые возможности медикаментозного воздействия, обеспечив при этом более высокое качество жизни пациентов. Среди них - средства для лечения рассеянного склероза, более эффективные и удобные в применении; препараты для терапии метастатической меланомы, способные повысить уровень выживаемости; первая вакцина против рака простаты – прорыв в области персонализированной медицины. 

 
4. Быстроразвивающиеся  фармрынки приблизятся к уровню  США 

Ожидается, что в ближайшие 5 лет объем быстроразвивающихся фармацевтических рынков увеличится вдвое и составит 285-315 млрд. долл. (против 151 млрд. долл. в 2010 г.). Этому процессу будут способствовать значительный экономический рост и действия со стороны правительств этих стран по обеспечению доступности медицины. По прогнозу IMS Health, к 2015 г. быстроразвивающиеся фармацевтические рынки станут вторым наиболее крупным географическим сегментом мирового фармрынка (после суммарного объема рынков таких стран, как Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания) и приблизятся к уровню США. 

 

5. Политика в  области здравоохранения определит  долгосрочные перспективы развития  мирового фармрынка  
Политические решения в области здравоохранения, принятые в 2010 г., будут оказывать влияние на дальнейшее развитие фармацевтических рынков. Речь идет прежде всего о мерах по повышению доступности медицинской помощи в США, в результате которых доступ к медицинскому страхованию получат около 30 млн. американцев; о регулировании ценообразования на ЛС в Китае; политике снижения цен на инновационные препараты, дженерики и препараты, не защищенные патентами, в Испании и Италии; введении обязательного анализа затрат на вывод новых препаратов в Германии.  

6. Быстрое развитие биосимиляров при довольно медленной адаптации их на рынке

По прогнозам IMS Health, к 2015 г. годовой объем продаж биосимиляров превысит 2 млрд. долл., что составит около 1% от объема мирового рынка. На фармацевтическом рынке США за период 2010-2014 гг. препаратов этой группы будет реализовано на сумму 311 млн. долл. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения, органами здравоохранения различных стран, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов [20, c. 61-78].

Фармацевтическая промышленность приобретает исключительно большое значение для охраны здоровья увеличивающегося населения планеты. Растущая потребность в ее продукции обусловлена:

1) быстрым старением населения, прежде всего во многих промышленных  государствах мира, что требует внедрения новых сложных препаратов в лечебную практику;

2) ростом числа сердечнососудистых  и онкологических заболеваний, а  также появлением новых болезней, для борьбы с которыми требуются все более эффективные препараты;

3) созданием новых поколений лекарств в виду приспособления микроорганизмов к старым их формам.     

Фармацевтический  рынок является одним из самых  высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста составляют примерно 6-10% в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего дохода, в фармацевтической отрасли этот индекс достигает 18% в год [18, c. 20-21].

 

Список литературы

  1. Лоскутова Е. Е. Управление и экономика фармации. Том I. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование/Е. Е. Лоскутова. – М.: Академия. – 2007.
  2. Алдобаева О. Новая структура мирового фарамцевтического рынка // Провизор. 2009, № 15.
  3. Глумсков В. Мировой фармацевтический рынок: состояние и тенденции // Эксперт. 2007, № 20.
  4. Любецкий В. В. Мировая экономика. – М., 2007.

5.«IMS Health»: новая классификация развивающихся фармрынков // Аптека online. № 11 от 22.03.2010 г. 

     6. Орлик С. Ресурсы роста фармацевтического рынка // Аптека online. 2009. -       № 6

7. Завадский М. Кризисоустойчивый дженерик// «Эксперт» 2008, №48 (637)

8.. Родионова И.А. Мировая экономика:индустриальный сектор. М.-С.-Пб.: Питер, 2005.

9. Дрёмова Н. Б. Фармацевтический рынок: состояние, перспективы, маркетинговые исследования. – Курск: КГМУ, 2006.

 
10. Маркетинговые исследования/ Божук С.Г., Ковалик Л.Н. — СПб.: Питер, 2003.

11. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. — СПб.: Питер, 2004.

12. Налчаджи Т.А., Лазарева З.Л. Тенденции развития отечественного рынка фармацевтических препаратов // Сборник материалов международной научной конференции «Ломоносов — 2004». — М.: ООО «Теис», 2004. 

13. http://www.znaytovar.ru/s/Sostoyanie_mirovogo_farmacevtich.html (дата обращения 06.02.2013).

14. журнал "Российские аптеки" №23 (2010) Мировой фармацевтический       рынок: состояние, прогнозы, перспективы.

15. Мировой фармрынок. Рост продолжится // Фармацевтический Вестник №23 (344) от 20 июля 2004 г.

16. Мировой фармрынок: тенденции 2004 г. //Фармацевтический Вестник №15 (378) от 26 апреля 2005 г.

17. Максимкина Е.А., Баженов А. Организация взаимоотношений между экономическими субъектами фармацевтического рынка // Ремедиум, №4, 2004.

18. Мунблит В.Я. Сравнительный опыт деятельности российских и иностранных дистрибьютеров. // Фарм. Вестник. 2004. - №16. - С.20-21.

19. Воронов А., Валькович О. Маркетинговые исследования рынка фармацевтических препаратов. //Маркетинг, 2008, №5.

20. Вольская Е.А., Юданов А.Ю. Позиционирование по-фармацевтически // Экономический вестник фармации. 2007. - № 11. - С. 61-78. 
 

 


Информация о работе Состояние мирового фармацевтического рынка