Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 11:22, реферат
Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.
Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Исторический аспект развития логопедии в России……………………..…4
2. Современное состояние системы оказании помощи в образовательных учреждениях……………………………………………………………………..12
3. Логопедическая служба в ДОУ………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….20
Согласно Положению "О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефктологов и учителей-логопедов" (из приказа Министерства Просвещения от 14 октября 1975 года №131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета одна единица на группу.
Специальные школы появились в России в 1950-е годы. Школы для детей с тяжелым нарушением речи - типовые специальные школьные учреждения, предназначенные для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, заиканием при нормальном слухе и первично сохраняющемся интеллекте.
При непосредственном участии
сектора логопедии НИИ дефектологии в
1954 году в Ленинграде была организована
первая такая школа.
В 1956 году при школе слабослышащих детей
организуются отдельные классы для детей
с тяжелой формой недоразвития речи (Москва).
На базе школы в 1958 году открывается специальная
школа-интернат с особым режимом для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
После 1958 года подобные школы
появляются и в других городах (Москва,
вторая школа, Ленинград, Свердловск и
др.).
Первоначально эти школы обеспечивали
образования в объеме 4 классов массовой
школы.
С 1961 года начинает развиваться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.Отдельно необходимо сказать об истории возникновения логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах.
"Развитие сети логопедических
пунктов при средних
В 1976 году вступило в действие Положение
об образовании логопедических пунктов
при средних общеобразовательных школах
по всей территории страны".
Итак, становление логопедической работы в образовательных учреждениях России насчитывает всего полвека. Это система вполне пригодная и для современных условий. Однако, в связи с изменениями в обществе, повышенными требованиями к интеллектуальному развитию детей, данные методы требуют постоянной корректировки.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать в обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком. Поэтому логопедическая работа напрямую связана с умственным развитием ребенка и поэтому особенно важна эта работа в учреждениях дошкольного образования, так как в школе для ребенка основным становится уже получение знаний. Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальный проявлений речевого дефекта. Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
- отбор и комплектование групп;
- комплексное обследование детей;
- составление перспективных
планов индивидуальной и
- основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
- контроль - обеспечение
промежуточного и итогового
- результативно-аналитический
(анализ результатов
обучения, составление сводных характеристик на детей).
3. Логопедическая служба в ДОУ.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и профессиональная карьера.
По мнению В. П. Вахтерова, «Человеческая сознательная речь – это синтез разрозненных умений, из которых состоит речь:
-тут и те умения, из которых состоит произнесение звуков, слогов, слов;
-умение поймать ухом каждый звук и каждое слово другого;
-память слов как моторная, так и слуховая;
-понимание того, что говорят другие, и наконец, понимание того, что ребенок говорит сам».(2)
Легко понять какие трудности испытывает ребенок в дальнейшем, если хотя бы одно из умений у него не сформировано.
К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями речи. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными речевыми нарушениями. В середине 70х годов дефект речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз (6.)
В целом дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу - до 80% от всех детей.
И происходит это не только из-за ухудшения экологической обстановки, дефицита фтора и йода, патологии беременности, родовых травм, ослабленного здоровья детей, но и за счет педагогической некомпетентности окружающих взрослых.
Речевые нарушения вызывают в дальнейшем различные сбои: в эмоционально - волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыках общения, соматическом здоровье. Таким детям трудно овладеть учебной программой в школе. Они заранее обречены на неуспеваемость, поскольку несовершенства устной речи имеют свойства закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По данным Л.Г.Парамоновой, это 55,5% детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка. Чем раньше начать исправление речи, тем быстрее будет достигнут успех и тем он будет прочнее, так как чем моложе организм, тем легче нервные пути могут быть переведены, переключены. Поэтому борьба с дефектами речи должна начинаться в дошкольном учреждении.
Уже много лет на базе нашего МДОУ функционируют 5 логопедических групп. Сегодня мы оказываем помощь 106 детям при нормативной нагрузке 60 человек. Но количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, на сегодняшний день гораздо больше.
Цель нашего дошкольно-образовательного учреждения:
- обеспечение помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи, в коррекции психо-речевого развития (консультирование, профилактическая и просветительская работа, открытые занятия, совместные занятия);
-охрана и укрепление физического и психического здоровья;
-развитие индивидуальных способностей на основе реализации комплекса мер коррекционно-оздоровительного характера с учетом особенностей психофизического развития и возможностей каждого воспитанника.
Система работы по коррекции и развитию речи детей, посещающих логопедические группы, строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, а коррекция воздействия направлена, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии. Деятельность логопедической группы предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Такая работа проводится поэтапно и начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие психической базы речи: слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной и слуховой памяти, мышления, мелкой моторики. В этот же период проводится курс массажа языка и лица.
Основной этап включает 5 разделов: фонетический, фонематический, лексический, грамматический, связной речи.
На заключительном этапе проводится повторная диагностика.
Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального речевого развития.
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса.
Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно-педагогическую, организационно-методическую, консультативную, координирующую, контрольно-оценочную функции. Но на протяжении всего дня пребывания ребенка-логопата в детском саду работают над коррекцией и развитием речи совместно все педагоги и специалисты. Центральная фигура единого коррекционного процесса - ребенок.
В ДОУ установлен «Единый логопедический режим» - строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых.
Требования логопедического режима:
-правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива;
-знание педагогом речевых возможностей ребенка в конкретный период;
-всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов и терминов;
-каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей;
-в присутствии детей не высказывать сомнения по поводу реальности исправления его речи. Внушать веру в успех;
-требовать от детей, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед;
-каждый сдвиг в улучшении речи ребенка поощрять;
-следить за посещением занятий;
-добиваться полных развернутых ответов на вопросы.
Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.
Взаимосвязь в работе всех педагогов позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.
Основными формами организации логопедического воздействия являются:
-образовательные занятия с воспитателями, преподавателями ИЗО и экологии, физкультуры в форме групповых занятий;
-коррекционные занятия с учителем-логопедом в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальные занятия по коррекции интеллектуального и психического развития детей с педагогом-психологом.
Система коррекционно-педагогической
деятельности насыщена мероприятиями,
способствующими выработке единых требований
к ребенку медицинского, педагогического
характера, с целью своевременной коррекции
сенсомоторных, моторных, речевых отклонений,
профилактики школьной неуспешности (предупреждение
дисграфии и дислексии), социальной дезадаптации
и представляет триединство приоритетных
направлений: здоровьесберегающего, коррекционного,
интеллектуально-
Важную роль в развитии ребенка с речевым нарушением играет окружающее пространство. Л.С.Выгодский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…(3 с. 320)
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
При построении развивающей среды в логопедических группах детского сада мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость-закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности-динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.
Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным» материалом для их умственного роста.
Организованная таким образом коррекционно-развивающая среда позволяет нам вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а так же поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.
Практическая значимость такой работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта является работа с родителями.
Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему школьному обучению.
Педагоги МДОУ работают, так же,
в тесном сотрудничестве с районным методическим
кабинетом, районной медико-психолого-
Совершенствовать коррекционно-педагогический процесс и распространять передовой педагогический опыт помогает многолетняя совместная работа МДОУ и кафедры специальной психологии и педагогики института развития образования Сахалинской области.
Организованный таким образом педагогический процесс позволяет нам сформировать у выпускников ДОУ:
Информация о работе Современное состояние системы оказании помощи в образовательных учреждениях