Телемедицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:22, доклад

Описание работы

Н. Браун (руководитель телемедицинского проекта в Портлендском, Орегон, исследовательском центре) определяет телемедицину как использование телекоммуникаций для предоставления медицинской информации и услуг, как "нечто среднее" между простым обсуждением клинического случая двумя врачами по телефону, и проведением интерактивной видео-консультации между медицинскими центрами разных стран с использованием спутниковой технологии.

Содержание работы

Введение
1. История телемедицины
2. Развитие телемедицины
3. Телемедицина и Интернет
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Телемедицина история.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

 

Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:

 

консультации сложных больных  на различных этапах оказания помощи;

экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;

консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов. Данный подход, при работе в режиме видеоконференции, предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного вмешательства и даже дистанционное проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического оснащения.

 

Действующие ТМЦ отличаются методическими  подходам, уровнем технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании  с речевым контактом врачей в  процессе их анализа, должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.

 

При чрезвычайных ситуациях, наряду с  использованием ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться  применение мобильных систем для  экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и / или тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.

 

При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций центральными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России, со специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.

 

ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Дистанционное образование включает:

 

обучение студентов;

повышение квалификации врачей / медицинских  сестер;

теленаставничество (за рубежом – телементорство), т.е. непосредственная помощь учителя своему ученику (например, бывшему ординатору, аспиранту и т.п.) или преподавателя студенту (слушателю);

работа с заочными аспирантами  и докторантами;

научно-практические семинары для  оперативного обмена информацией о  новых методах диагностики и  лечения, доступной в настоящее  время только специализированным учреждениям  здравоохранения;

тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и  информационных технологий.

К проблеме обучения и повышения  квалификации примыкает информационное обеспечение научно-методической литературой  и тестирующими программами для  сертификации врачей с использованием сети Интернет (Web-серверы по направлениям медицины).

 

Организационно-методические вопросы.

 Сравнительно высокая стоимость  создания телемедицинской сети России предполагает на начальных этапах организацию ТМЦ в ЛПУ административных центров субъектов Российской Федерации. На их базе должна быть обеспечена доступность контакта с любым специализированным учреждением здравоохранения федерального или межрегионального уровня. Общую координацию создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а также медицинские управления соответствующих министерств и ведомств), непосредственное руководство организацией ТМЦ обеспечивают окружные советы здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в контакте с ТФОМС.

 

Телемедицинские центры в первую очередь целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или других организаций.

 

Актуально объединение научных  институтов и образовательных медицинских  учреждений высшего профессионального  образования в крупных медицинских  центрах (Москва, С - Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером может служить  объединение 44 учреждений здравоохранения  в г. Москве в единую корпоративную  сеть. Такой подход создает новые  возможности для проведения консилиумов  в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные  диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной  организации здравоохранения о  создании единой сети научных медицинских  ресурсов на базе Интернета.

 

Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без коренной модернизации.

 

Технологические решения.

Телемедицинская сеть России строится как децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при построении городских / региональных медицинских сетей и их связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать рекомендациям по стандартизации Р50.1.022-2000 "Информационные технологии. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены Постановлением Госстандарта РФ №15-СТ от 26.01.2000).

 

Важным аспектом является защита информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для  реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также  совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских  изображений независимо от используемого  медицинского оборудования.

 

При организации ВКС предпочтение должно отдаваться цифровым ISDN-каналам  и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее время гарантированную  полосу пропускания. Перспективным  направлением является техническая  возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных, поступающих  по междугородним ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более широкие  возможности для участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.

 

Правовые аспекты.

Нормативно-правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и правовую защиту всех участников телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:

 

показания к проведению телемедицинских консультаций и «телемедицинской помощи» (советы) населению;

добровольное информированное  согласие пациента (родственника, уполномоченного  лица) на проведение телеконсультации с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий;

ответственность консультанта за сделанное  заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой  информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;

аутентичность обсуждаемых медицинских  документов (процедура подтверждения  одинакового качества передаваемых / получаемых материалов); авторизацию  материалов, получаемых при использовании  ТМТ;

конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов;

протоколизацию (документирование) телемедицинской консультации (сеанса) и последующее архивирование данных телеконсультации;

аутентификацию консультанта и  его подписи;

техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;

ответственность за достоверность  информации, публикуемой на Web-серверах;

обеспечение авторских и имущественных  прав на материалы, используемые в процессе телеконсультации (лекции);

предоставление платных телемедицинских услуг.

Пути реализации концепции развития телемедицинских технологий.

Реализация Концепции развития телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных правовых и методических документов, а также организационные мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.

 

В соответствии с этим, в первую очередь должны быть подготовлены следующие  документы:

 

Принципы построения и использования  телемедицинской сети.

Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.

Требования к сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения Российской Федерации.

Разработка профилей ТМ технологий ("Стандартизация протоколов обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными", "Стандартизация передачи медицинских изображений  и мультимедийных данных") с использованием опыта международных и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.

Определение статуса телемедицины как высокой технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.

Правовые аспекты применения телемедицинских технологий в системе оказания медицинской помощи населению.

Этические аспекты применения телемедицинских технологий в консультировании и лечении больных.

Положение об организации дистанционного повышения квалификации врачей / обучения с использованием телемедицинских технологий.

Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.

Содержание

 

Введение

1. Что такое телемедицина

1.1 Определение «телемедицины»

1.2 Предмет и задачи телемедицины

1.3 Необходимость информационных  стандартов в медицине

2. Телемедицина и видеоконференцсвязь

3.Телемедицина как инструмент  повышения эффективности лечебно-  диагностического процесса

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Создание телемедицинских систем (и сетей) является составным элементом общего направления информатизации здравоохранения в настоящее время. Без интеграции технологий телемедицины во вновь создаваемые или уже эксплуатирующиеся клинические (и госпитальные) автоматизированные информационные системы (АИС) невозможно построить сколько-нибудь жизнеспособного решения поддержки лечебно-диагностических процедур. Это связано с тем, что на каждом этапе диагностики, лечения и реабилитации пациента врач должен иметь возможность обратиться к опыту коллег. Но хорошо, когда этот коллега работает в этом же лечебно-профилактическом учреждении, а как быть, если проблема настолько специфична, что для ее решения необходимо созвать консилиум высококлассных специалистов. Вот тут и заходит речь об использовании телемедицины и телеконференций в медицине.

Целью данной работы стало раскрытие  роли телемедицины в качестве нового направления здравоохранения в современном мире. К задачам нашей работы можно отнести освещение таких вопросов как тенденции развития мировой телемедицины, необходимость информационных стандартов в медицине, использование видеоконференцсвязи в телемедицине, рассмотрение телемедицины как инструмента повышения эффективности лечебно-диагностического процесса, возможностей телемедицинских технологий.

 

1. Что такое телемедицина

 

1.1 Определение «телемедицины»

 

Существует множество определений  понятия "телемедицина". Приведем некототорые из них.

«Телемедицина - это использование компьютеров, Интернет и других коммуникационных технологий для обеспечения медицинской помощи больным на расстоянии.»[1]

«Телемедицина - это использование телекоммуникационных технологий для обеспечения медицинской информацией и медицинским обслуживанием потребителей, которые находятся на расстоянии от медицинского персонала. Этот термин используется в настоящее время как общее обозначение обеспечения консультаций и постановки диагноза на расстоянии. Телемедицина не является медицинской субдисциплиной (или субспециальностью), а является вспомогательным средством для всех терапевтических и хирургических специальностей. Это понятие включает все, начиная от телефонной системы и заканчивая высокоскоростными системами широкополостной передачи с использованием фиброоптики, спутников или сочетания технологий наземной и спутниковой коммуникаций.»[2]

Информация о работе Телемедицина