Теоретические аспекты исследования подготовки беременных к родам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – психологическая подготовка беременных женщин к родам.
Основная цель – изучение различных методик психологической практики в подготовке беременных женщин к родам.
В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи:
Раскрыть особенности психологической подготовки беременных женщин к родам.
Охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся в период беременности.
Отметить психофизические особенности в поведении беременной женщины
Рассмотреть основные методики работы с беременными женщинами.
Показать значение психологической подготовки беременной к предстоящим родам и материнству.

Файлы: 1 файл

Подготовка беременных к родам.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Занятия гимнастикой

Занятия гимнастикой проводятся через день или ежедневно в группе или индивидуально под контролем специально обученного медицинского персонала. Беременные после первичного обследования врачом акушером-гинекологом и терапевтом направляются на занятия физкультурой с указанием срока беременности и состояния здоровья. Группы формируются по 8-10 человек с учетом сроков беременности. При подборе гимнастических упражнений учитывается возраст женщины и особенности ее телосложения.

Использование комплекса гимнастических упражнений, предназначенных для беременных, предусматривает последовательное включение и тренировку мышечных групп и функциональных систем организма женщины, принимающих активное участие в процессе родов. Все физические упражнения делятся на 3 комплекса соответственно для сроков беременности до 16 недель, от 17 до 32 недель, от 32 до 40 недель.

Занятия гимнастикой в первые 16 недель предусматривают обучение навыкам правильного дыхания, произвольному напряжению и расслаблению мускулатуры, постепенной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим упражнениям. В комплекс включаются упражнения для тренировки мышц рук, ног, корпуса, брюшного и грудного дыхания. С 17 по 32 недели особое внимание уделяется упражнениям, натравленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые испытывают повышенную нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышцы стопы, в связи с возможным ее уплощением и плоскостопием. Используются движения, способствующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, при этом многие упражнения выполняются с гимнастической палкой. В период максимальной нагрузки на сердце, в сроки 28-32 недели, целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет сокращения повторения упражнений и введения большого количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики венозного застоя в нижних конечностях. В 32-40 недель особое значение придается развитию и закреплению навыков, имеющих важное значение во время родов, включая напряжение и расслабление мышц брюшной стенки и тазового дна, тренировку дыхания с задержкой вдоха и выдоха и последующим расслаблением мышц.

Гимнастическим упражнениям предшествует 15-минутный отдых в положении сидя. Такой отдых особенно полезен беременным, посещающим занятия физкультурой после работы, так как организм в это время приходит в состояние эмоционального покоя. Гимнастика продолжается 20-25 минут в медленном темпе. В процессе проведения занятий осуществляется контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления. После некоторого обучения женщины самостоятельно контролируют вышеуказанные физиологические параметры. Занятия проводятся в утренние и дополнительно в вечерние часы для работающих беременных. Если по каким-либо причинам беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений соответственно сроку беременности, после чего под контролем инструктора через каждые 10-12 дней, она выполняет гимнастические упражнения в домашних условиях.

 

 

Выводы к главе 2

 

Нами показана преемственность типа переживания беременности и формирования готовности к материнству, а также их связь с ценностью ребенка. По нашим данным, адекватный тип переживания беременности, который складывается к концу беременности, устойчиво коррелирует с адекватной ценностью ребенка (коэффициент Гилфорда 0,9) и со сформировавшейся готовностью к материнству (коэффициент Гилфорда 0,75). Игнорирующий тип переживания беременности устойчиво сочетается с недостаточной ценностью ребенка (коэффициент Гилфорда 0,64) и эмоционально-отстраненным, регулирующим типом девиантного материнского отношения (коэффициент Гилфорда 0,7). Для женщин, тип отношения и беременности которых являлся тревожным, амбивалентным, ценность ребенка понижена (коэффициент Гилфорда 0,54) или неадекватно завышена (коэффициент Гилфорда 0,66), тип материнского отношения - тревожный, амбивалентный (коэффициент Гилфорда 0,7). По полученным данным, именно в этом случае отмечается наиболее выраженная динамика переходов, склонность к уменьшению ценности ребенка, появление элементов послеродовой депрессии, наиболее выражено влияние условий послеродового периода на динамику материнского отношения и ценности ребенка, более выражены неблагоприятные особенности развития ребенка. Анализ результатов показал значительную диагностическую ценность рисуночного теста, данные которого устойчиво коррелируют с результатами других методик. Так, «благоприятная ситуация» по рисуночному тесту сочетается с положительными показателями переживания беременности, материнского отношения и ценности ребенка. Незначительные симптомы неуверенности, тревоги и конфликтности сочетаются с незначительными отклонениями в стиле переживания беременности с тенденцией к их улучшению, достаточно стабильной или повышающейся в период беременности ценностью ребенка, благоприятной динамикой интерференции ценностей, коррелируют с незначительными отклонениями материнского отношения (в основном по типу тревожности). Выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством по данным рисуночного теста во всех случаях сочетаются с отклонением от адекватного стиля переживания беременности, с неблагоприятной семейной ситуацией, с отрицательным отношением к изменениям в собственном организме и недовольством отношением окружающих, с отклонением от адекватного восприятия ценности ребенка и неблагоприятной тенденцией интерференции ценностей, с отклонением от адекватного типа материнского отношения. Отношение к изменениям в своем состоянии и претензии к другим людям, в том числе к отцу ребенка, близким родственникам, медицинскому персоналу, отражают неудовлетворенность ситуацией материнства (и беременностью) и могут служить одним из диагностических показателей. В процессе исследования выявлены типы переживания беременности, наиболее подверженные динамике в течение беременности и ведущие к самым разнообразным отклонениям в стиле материнского отношения (группа с тревожным и амбивалентным типами переживания беременности). Мы считаем, что группу риска составляют женщины с игнорирующим типом переживания беременности, который не изменялся на протяжении всех трех триместров и после родов. Основываясь на полученных в настоящем исследовании и литературных данных (особенно это касается данных о переживании беременности женщинами, отказывающимися от ребенка), можно высказать предположение, что наиболее трудным для коррекции является игнорирующий тип переживания беременности, который в свою очередь ведет к девиантному материнскому отношению (эмоционально-отстраненному, регулирующему), также плохо поддающемуся коррекции, когда ребенок становится старше (эмоционально-подавляющий, авторитарный, регулирующий). Наше исследование показало, что во время беременности в личности женщины, в ее сознании и самосознании происходят определенные изменения. Полученные данные подтверждают связь формирования готовности к материнству с типом переживания беременности. Они позволяют предположить, что уже в период беременности возможно прогнозирование особенностей материнского отношения после родов, ценности ребенка и динамики интерференции ценностей - как в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, так и наоборот. Это позволяет проектировать индивидуально ориентированное психологическое вмешательство. Кроме того, во время беременности возможен прогноз недостаточной материнской компетентности и недостаточного развития таких компонентов материнской сферы, как стиль эмоционального сопровождения, субъективизация ребенка, использование своего состояния и ориентация на состояние ребенка как средств контроля развития ребенка, гибкость приспособления к режиму и т.п., что позволит проводить направленную коррекцию и психотерапию. В период беременности возможен также прогноз возникновения послеродовых депрессий или психозов на основе прогнозируемого резкого снижения ценности ребенка или тенденции к исключительной ценности ребенка в сочетании с общей динамикой стиля переживания беременности и склонности к депрессивным или психотическим состояниям.

 

 

Заключение

 

Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных отечественной наукой областей. Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Исследования второй половины XX в. свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. Само понятие «материнское отношение» не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но тем не менее достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы. В этом аспекте особую важность приобретают исследования, связанные с возможностями выявления уже в процессе беременности особенностей состояния и поведения будущей матери, по которым можно прогнозировать успешность материнства, и более конкретно - особенности отношения матери к ребенку после его рождения как определяющего фактора в развитии диадических отношений.

В целях предсказания еще во время беременности будущего типа отношения матери к ребенку традиционно изучаются материнские (и шире - родительские) ожидания, установки, воспитательные стратегии, ожидание удовлетворенности материнской ролью, компетентность матери и пр. Учитываются и другие факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности адаптации, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, репродукции моделей материнства в семье, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье женщины.

В некоторых отечественных исследованиях для этих же целей используется комплексный мультидисциплинарный подход. Однако и в этих исследованиях анализируются лишь отдельные факторы, не объединенные в целостные конструкты, которые отражали бы взаимосвязь разных качеств и их целостной динамики у конкретной женщины. С одной стороны, обобщая все предыдущие исследования, можно говорить о наличии закономерных изменений психического функционирования женщин во время беременности и после деторождения. С другой стороны, ранее проведенное нами изучение психологического состояния женщин, вынашивающих нежеланную беременность и впоследствии отказывающихся от ребенка, обнаружило резкие, но также вполне стереотипные изменения в психической сфере. Отсюда возникло предположение, что, по-видимому, существует стереотипная динамика психического состояния беременных, предшествующая эффективному («нормативному») материнству (которое можно было бы условно принять за норму), и особая динамика этих же функций, предшествующая отклоняющимся типам материнского отношения (и поведения). Выявление этих закономерностей поможет обнаружить предикторы отклоняющегося материнского поведения. Для решения данной задачи необходима разработка методов диагностики и критериев оценки получаемых данных, основываясь на которых можно прогнозировать указанные особенности, выявлять возможности их девиации и строить индивидуально ориентированную психологическую помощь.

Исходя из имеющихся исследований в этой области, мы предположили, что:

  1. Готовность к материнству, которую мы рассматриваем как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку.
  2. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, связан с ценностью ребенка для матери.
  3. В период беременности можно обнаружить особенности психологического состояния и его динамики, которые являются прогностичными для выявления типа отношения матери к ребенку после родов.
  4. Связующим показателем, соответствующим типу материнского отношения и динамике психологического состояния в период беременности, является ценность ребенка для матери.

Таким образом, разумный режим жизни, занятия физкультурой, соблюдение гигиены, правильное и рациональное питание сохраняют здоровье беременной женщины и её будущего ребёнка, способствуют нормальному течению родов и послеродового периода, а доброе и внимательное отношение родных и близких призваны поддерживать у неё бодрое настроение, оберегать от лишних волнений и забот, тогда ничем не будет омрачена радость предстоящего материнства .

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Психология материнства / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2006. – 704 с.
  2. Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для медицинских вузов. 4-е изд., доп. / Э.К. Айламызян. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 528 с.
  3. Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям. / Под ред. Д. Ф. Костючек. - СПб: СПбГМА, 2001. - 116 с.
  4. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.А.Алешина. М.: Класс, 2000. – 242 с.
  5. Аптулаева А.Г. Я скоро стану мамой. / А.Г. Аптулаева, О.Д. Ворожцова. - СПб.: У-Фактория, 2001. - 460 с.
  6. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А.Аршавский. - М.: Просвещение, 1997. – 88 с.
  7. Батуев А.С. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» / А.С.Батуев, Л.В. Соколова. - М.: – СПб, 1994. – 245 с.
  8. Браун Дж. Антенатальная охрана плода / Дж. Браун, Г. Диксон, М.: Медицина, 2002. – 520 с.
  9. Браш Х. Самые важные девять месяцев / Х. Браш, И.М. Рихберг. - М.: Сигма-Пресс, 2005.- 256 с.
  10. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. / В.И. Брутман, М.С. Радионова. - М.: Смысл, 2003. – 160 с.
  11. Вельвовский И.З. Система профилактического обезболивания родов / И.З. Вельвовский. - М.: Медицина, 2003. - 156 с.
  12. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004.- 400 с.
  13. Гинекология: Учебник. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 480 с.
  14. Детская психиатрия. Учебник. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб: Питер, 2005. - 1120 с.
  15. Добряков И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК - Комплекс, 2004. – 415 с.
  16. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. / Ж.В. Жариков. - М.: Рождение, 1995. – 87 с.
  17. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология / Б.Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 2002. - 350 с.
  18. Кондаков В.С. Психологическая и психотерапевтическая помощь молодой семье. / В. С. Кондаков Т.Ю. Кондакова. - Ижевск: Литра - Информ, 2000. – 180 с.
  19. Кошелева А.Д. Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. / А.Д. Кошелева, А.С.Алексеева. - М.: НИИ Семья, 1997. - 154 с.
  20. Медицинская помощь: учебн. пособие/ Научные основы сестринского дела. - М.: Медицина, 1996 № 5. – 231 с.
  21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. / С.Ю.Мещерякова. - М.: Мир, 2000. – 231 с.
  22. Минухин С. Техника семейной психотерапии. / С. Минухин, Г. Фишман. - М.: Класс, 1998. – 464 с.
  23. Мухамедрахимов Р. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. / Р. Мухамедрахимов. – СПб.: СПб ГУ, 1999. – 400 с.
  24. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: МОДЭК, 1997. – 352 с.
  25. Нарциссова Г.П. О материнстве. / Г.П. Нарциссова. - М.: AKADEMA, 2005. – 144 с.
  26. Овчарова Р.В. Психология родительства. / Р.В.Овчарова. - М.: AKADEMA, 2005. – 368 с.
  27. Перну, Л., Я жду ребенка. / Л. Перну. - М.: Медицина, 1996. – 224 с.
  28. Практическая психология: учеб. пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 368 с.
  29. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. / В.А.Рамих. - Ростов-на-Дону.: Ростовский ГУ, 1997. – 407 с.
  30. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин. / В.Д. Рыжков. - М.: Медицина, 1996. – 33 с.
  31. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности. / Л.Г. Скоробогатова. - СПб.: У-Фактория, 2006. – 272 с.
  32. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс: Минтис, 1977. – 288 с.
  33. Сорокина Т.Т. Роды и психика: Практическое руководство - Мн.: Новое знание, 2003. - 352с.: ил.
  34. Фадеева В. Самая важная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 768 с.
  35. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. / Г.Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. – 232 с.
  36. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  37. Чарлиш А. Ваша беременность. / А. Чарлиш. - М.: Ниола - Пресс, 1998. – 185 с.
  38. Чеботарева И.С. Эмоционально-личностные особенности беременных женщин и динамика их изменений в процессе позитивной психотерапии / И.С. Чеботарева. – Казань: Медицина, 2001. – 490 с.
  39. Эйдемиллер Е.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. / Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.М.Никольская. - СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования подготовки беременных к родам