Управление медицинским учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы- провести анализ управления развития стоматологической клиники и дать рекомендации по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи:
описать особенности стоматологического бизнеса и клиник, как организаций и провести анализ сложившейся ситуации на данном рынке;
дать обзор существующих по теме исследований об особенностях развития стоматологического бизнеса;
рассмотреть теоретические концепции управления;
провести анализ деятельности стоматологической клиники с точки зрения ее развития и определить существующие проблемы;
разработать рекомендации по управлению развитием клиники.

Файлы: 1 файл

Управление медицинским учреждением.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Данные показатели, представленные в таблице, не позволяют судить об положении и функционировании клинике  на рынке стоматологических слуг, поэтому необходимо рассмотреть  финансово-экономические показатели за несколько лет и проанализировать их динамику

Рисунок 6. Диаграмма  расходов и структуры прибыли  ООО 

Рисунок 7. Диаграмма показателей деятельности клиники состава ООО 

Таблица 4.

Основные финансово-экономические  показатели деятельности клиники  

Показатели

2011г

2010г

Темп прироста показателя

Средняя за период величина активов предприятия

20920

16031

30,5

Выручка от реализации

32326

26040

24,1

Прибыль от реализации

7086

5140

37,9


Проанализировав данные таблицы можно сделать  следующие выводы: прибыли по отношению к предшествующему периоду возросла на 30,5%, что повлияло на увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство; чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль о реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного года, так как предприятие использует механизм льготного налогообложения.

Динамика показателей  прибыли показана в таблице 5.

Таблица 5.

 Динамика показателей прибыли

Показатели

Отчетный период

Аналогичный период прошлого года

Отчетный в % к предшествующему  периоду

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг

32326

26040

124,1

Себестоимость

18400

16300

112,9

Валовой доход

13926

9740

143

Расходы периода

6840

4600

148,7

Прибыль (убыток от реализации)

7086

5140

137,8

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

7086

5160

137,3

Прибыль (убыток) отчетного периода

7066

5240

134,8

Прибыль остающаяся в распоряжении

4806

3440

139,7

Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного периода

70

500

14


Из таблиц видно, что в отчетном периоде произошли  положительные изменения в структуре  прибыли: возросла доля прибыли от реализации товаров, работ, услуг, от финансово-хозяйственной деятельности и финансовых операций. Также возросла по отношению к предшествующему периоду доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В месте с тем в отчетном периоде в обороте оставлено меньше, чем в прошлом году.

В рамках анализа  объемных показателей большой интерес представляет заработная плата и ее динамика за последние несколько лет

Затраты на оплату труда  на ООО   растут с каждым годом, что прежде всего связано с  ежегодным увеличением выручки  предприятия и рентабельности его  деятельности.

Затраты на оплату труда  на ООО   растут с каждым годом, что прежде всего связано с  ежегодным увеличением выручки  предприятия и рентабельности его  деятельности. Динамика изменений наглядно представлена на рисунке 8.

 

Помимо этого, по мере развития клиники, растет и штат ее сотрудников и объем (широта) оказываемых услуг. Для наглядного представления развития клиники с момента ее открытия до настоящего времени,  обратимся к сводной таблице (приложение 3).

 

Рисунок. Оценка развития клиники по показателю «Объем выручки»

Оценка развития клиники   проводилась на основе изучения динамики таких показателей  как:

  • объем выручки;
  • общее число сотрудников;
  • количество основных производственных сотрудников;
  • количество сотрудников управленческого аппарата;
  • количество направлений деятельности;
  • количество оказываемых услуг;
  • процент новых сотрудников;
  • количество филиалов;
  • площадь производственных участков;
  • общая площадь помещений;
  • коэффициент обновления оборудования.

Оценивая динамику выручки предприятия видно, что в целом заметно постепенное, а где-то даже резкое ее увеличение. Периоды спада заметны в начале первых четырех годов деятельности клиники, так как этот период  обусловлен кризисом 1998года и ростом доллара, который сильно оказывал влияние на затраты клиники, так как большая часть ее расходных материалов и оборудования –иностранного производства.

Также,  можно  отметить следующую особенность  изменений- медленный темп прироста выручки в начальном периоде  существования клиники и в  последние рассматриваемые годы, начиная с  2005г.  В преддверии кризиса потребители резко сократили свои расходы на стоматологические нужды, при этом заметен резкий скачок  увеличения выручки по результатам 2008г., что нельзя отметить как положительный, так как он вызван политикой клиники в области резкого снижения затрат клиники и поиска резервов снижения себестоимости услуг за счет снижения их качества. Также, руководство в 2008 году отказалось от дорогостоящих статей затрат, таких как реклама, продвижение и паблик релейшинс, что тоже нельзя отметить положительно. Все действия руководства из-за кризиса- импульсивны, некорректны и необдуманны, вызваны настроением общих масс и бизнеса из-за мирового кризиса. Они не приведут ни к чему хорошему и в последующем году эти действия окажут отрицательное влияние на динамику показателя выручки, что, по результатам первых месяцев этого года, уже заметно.

 

Рисунок Оценка развития клиники по показателю «Количество  основных производственных сотрудников»

Количество  производственных сотрудников за рассматриваемый период существования клиники также  менялось неравномерно, на что оказывало влияние кризисы 1998 и 2008 года, а также развитие и насыщение рынка, появление конкурентов и, видимо, неправильное действие управленческого персонала. Начиная с 2005 года, заметно постепенное сокращение производственного персонала, а именно медицинского персонала, оказывающего услуги потребителям, при этом управленческий аппарат остается неизменным  с 2001 года.

 

Рисунок Оценка развития клиники по показателю «Количество сотрудников управленческого аппарата»

Стабильность  в управлении с 2001года, вызванная  неизменностью управленческого  аппарата клиники, есть отрицательный  момент в ее деятельности, так как  по мере ее развития, после кризиса 1998 года, важно было  направить все усилия именно на управление, на новые возможности, внедрение маркетинговой поддержки и т.п. Особенно управление важно в кризисном состоянии, когда его роль особенно важна для стабилизации положения и принятия важных решений. Так, известен тот факт, что в 2008 году, на фоне кризиса, ОАО «Газпром» в Москве увеличил свой управленческий аппарат на 10%, поэтому правильным решением было бы привлечение специалистов в деятельность клиники в структуру управления ею для грамотной маркетинговой поддержки, стратегического развития  и прогнозирования деятельности на ближайшие 4 года, на протяжении которых, по данным специалистов,  будет наблюдаться кризис.

 

Рисунок Оценка развития клиники по показателю «Количество  направлений деятельности»

Количество  направлений деятельности клиники, равно как и количество оказываемых услуг,  весьма важно для потребителей, так как, в отличии от магазинов, потребители которых могут себе позволить посетить неограниченное количество, потребители стоматологических услуг будут выбирать клинику с полным комплексом тех услуг, которые им нужно, так как это удобно, в том числе и психологически, и выгодно с экономической точки зрения.

Рисунок 13. Оценка развития клиники по показателю «Количество  оказываемых услуг»

В отличии от количества направлений деятельности, где наблюдается стабильность с  2000 года, ассортимент оказываемых населению услуг меняется, что весьма положительно, учитывая изменения на рынке, появление новых технологий, материалов и возможностей медицины с ее научными открытиями и достижениями. Важно отметить то, что, несмотря на кризис, в клинике наблюдается увеличение числа оказываемых услуг.

 

Рисунок 14. Оценка развития клиники по показателю «Процент новых сотрудников»

Изменения в  штате на фоне появления новых  сотрудников клиники важно рассматривать в сочетании с изменениями  общего числа сотрудников, так как резкое увеличение или, наоборот,  нулевое изменение вновь прибывших сотрудников может расцениваться по разному. С одной стороны, положителен тот факт, что на предприятии довольно высокий процент постоянного штата с момента первых лет ее открытия, то есть наблюдается невысокая текучесть кадров, что важно, так как постоянные потребители, как правило, предпочитают ходить к одному и тому же врачу.  С другой стороны,  появление новых технологий, оборудования, оказываемых услуг и открытия в области стоматологии –все  это вызывает необходимость расширять штат новыми сотрудниками, новыми должностями, или же тратить серьезные средства на обучение и повышение квалификации персонала.

 

Рекомендации  по управлению развитием стоматологических  клиник

Проведенных ранее  в работе анализ развития стоматологического бизнеса в целом,  а также  на примере ООО  , позволяет сформулировать рекомендации по управлению развитием  в сложившихся условиях.  Они помогут не только выжить в условиях мирового кризиса, но и успешно функционировать в ситуации падения спроса на стоматологические услуги, эффективно вести конкурентную борьбу и к окончанию кризиса» вырастить» сильную, крепкую фирму с надежным управленческим аппаратом, большим числом постоянных клиентов и высокой репутацией на рынке.

Как представляется, дальнейшее развитие стоматологической  клиники в условиях насыщения  рынка должно быть связано с перспективой привлечения к управлению профессиональных менеджеров, постепенному разделению функций владения и управления собственностью. Это хорошо известный и важный этап развития любых частных коммерческих организаций, подробно описанный в теории жизненных циклов и обозначенный И. Адизесом как этап «Юности».

Также, в своем  развитии важно опираться на исследования рынка и его перспективы. Так, единственным сегментом, имеющим колоссальный резерв развития, является страхование  физических лиц. Однако на сегодняшний  день этот вид страхования развит крайне слабо. Скорость развития данного вида страхования будет зависеть от того, как быстро страховые компании и клиники найдут компромисс в вопросе сокращения расходов на лечение и, самое главное, повышения их прогнозируемости. Результатом этого процесса должно стать создание страхового продукта для массового сбыта среди физических лиц.

Рассмотрев  спрос и предложение на существующем рынке, мы должны понять, как он будет  изменяться в среднесрочной перспективе. Мы считаем, что в ближайшие два-три  года на рынке должны произойти следующие изменения. Во-первых, кредитные ресурсы станут более доступными для частных предпринимателей, что позволит наиболее квалифицированным врачам-стоматологам решиться на создание своей практики. Во-вторых, начнется процесс приватизации части крупных ведомственных поликлиник, что приведет к обострению конкуренции.   Суммируя все вышеизложенное, мы можем сделать несколько основных выводов:

1. В ближайшее  время за счет высококвалифицированных  врачей будет сформирован новый  сегмент рынка - частная практика. Мировая практика подтвердила, что в стоматологии это наиболее распространенная и эффективная бизнес единица.

2. В среднесрочной  перспективе произойдет увеличение  спроса на стоматологические  услуги за счет активизации  работы страховых компаний с физическими лицами.

Также важно  отметить, что успех развития и  управления им зависит от широты ассортимента, который должен учитывать ситуацию на рынке и анализ спроса потенциальных  потребителей. В результате этого, отметим, что в сложившихся рыночных условиях в лечебном процессе огромную роль играют 8 основных типов услуг, которые желательно все вместить под крышей клиники:

  1. прием и консультации; функциональная диагностика;
  2. терапевтическая стоматология (лечение кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний СОПР),
  3. терапевтическая пародонтология и консервативное лечение пародонтита и пародонтоза при хроническом течении;
  4. хирургическая стоматология (удаление зубов, лечение гнойно-воспалительных заболеваний полости рта, хирургические методы лечения заболеваний тканей пародонта, иссечение доброкачественных новообразований и т.д.); физиотерапия; анестезия;
  5. отбеливание зубов, снятие зубного камня, налета курильщика и пр.
  6. ортопедическое лечение дефектов зубного ряда, подготовка к протезированию, имплантология, подготовка пациента к имплантации;
  7. ортодонтия (лечение зубочелюстных аномалий), лечение врожденных дефектов челюстно-лицевой области, в том числе дефектов, приобретенных вследствие травм или ранних заболеваний;
  8. детская стоматология.

Информация о работе Управление медицинским учреждением