Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет стресс «болезнью двадцать первого века». Это «заболевание» становится все более распространенным. На Европейской конференции ВОЗ в 2005 г. было отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой, а стоимость решения проблем с психическим здоровьем составляет в среднем 3-4% валового национального дохода». [3, с. 36]

Файлы: 1 файл

Влияние стресса на здоровье фельдшера.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2. Приемы, снимающие стресс автоматически. «Синхрогимнастика» по методу «Ключ»

 

 

«Ключ» создан доктором Хасаем Алиевым в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в 1981 году, утвержден Минздравом в 1987 году, использован при подготовке военного персонала перед входом в атомоход «Курск», военных психологов и отрядов спецназа, направляемых в зоны боевых действий, для выведения из острого стресса пострадавших после терактов в городах Кизляре, Каспийске, Ессентуках, Беслане, для подготовки спортсменов на Олимпийских Играх в Китае, испытателей Международной космической программы «Марс 500». [13]

«Это универсальный инструмент для решения творческих, психологических и психосоматических проблем, основанный на идео-рефлекторных приемах, снимающих стресс автоматически.

Высокая скорость снятия стресса настолько показательна, что на контрасте с имевшимся напряжением нередко возникает чувство выраженного комфорта вплоть до приятных ощущений легкости, парения, полета». [13]

«Синхрогимнастика» по методу «Ключ» – 5-минутный комплекс простых и естественных приемов для ума и тела, применение которых обеспечивает быстрое раскрепощение и высокую творческую и физическую работоспособность на целый день. «Ее суть – в снятии нервных зажимов. С помощью такой зарядки человек научится регулировать уровень своего напряжения», убежден Алиев.

«В основе метода - особые рефлекторные упражнения, например, «Хлест руками по спине», «Лыжник» и «Бросание рук с поворотами корпуса». Продолжительность выполнения каждого - не более минуты, а интенсивность подбирается индивидуально.

Чем выше нервное напряжение, тем активнее нужно делать «синхрогимнастику», утверждает автор метода. Секрет эффекта – в синхронизации приемов индивидуальному текущему состоянию человека.

Впервые метод Хасая Алиева применили в 80 годах в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Сегодня «синхрогимнастику» используют представители спецслужб и военные, работающие в горячих точках.

Для достижения максимального эффекта желательно обучение у специалиста». [13]

Описание упражнений синхрогимнастики по методу «Ключ» приведено в приложении 1 «Памятка для фельдшеров ЗП ССМП «Не дадим стрессу ни единого шанса!»». Видеоролик для проведения физкультурной паузы «Синхрогимнастика» - в приложении 3.

 

Заключение

 

 

В настоящей работе были рассмотрены многочисленные факторы, вызывающие профессиональный стресс у медицинских работников, в том числе, у фельдшеров. Также было акцентировано внимание на вредное воздействие стрессовых факторов на здоровье медицинских работников. В личных беседах автора данной работы с работниками ЗП ССМП было выяснено, что фельдшера ввиду низкой оплаты труда вынуждены работать с повышенной трудовой нагрузкой, на 1,5 – 1,75 – 2,0 ставки. В связи с этим они не имеют достаточно времени для полноценного отдыха и восстановления трудоспособности. Поэтому прогноз состояния здоровья работников станции в будущем не вызывает оптимизма.

Для того, чтобы сохранить здоровье людей, работающих в здравоохранении, на мой взгляд, необходимо:

  1. Повысить заработную плату медицинским работникам.
  2. В каждом медучреждении создать комнаты психологической разгрузки.
  3. В штатное расписание каждого медучреждения ввести должность психолога.
  4. Научить медицинских работников определять свой уровень стрессоустойчивости и выявлять симптомы стресса острого и хронического.
  5. Обучить медицинских работников способам снятия острого стресса и способам профилактики стресса.
  6. Всем студентам медицинского колледжа также дать знания, перечисленные в пунктах 4 и 5.
  7. В медицинском колледже ввести 5 минутные паузы для проведения синхрогимнастики по методу «Ключ» к.м.н. Х. М. Алиева - ежедневно, на всех аудиторных занятиях.
  8. В медицинском колледже оформить постоянно действующий стенд «Стресс. Пути преодоления стресса».

Однако, учитывая реалии нашей жизни, а именно, недостаточное финансирование здравоохранения России, следует признать, что из вышеприведенных рекомендаций претворить в жизнь возможно только пункты 4 - 8.

Для этого автором работы создана памятка для фельдшеров ЗП ССМП, в которой приведены способы снятия эмоционального напряжения и восстановления работоспособности. Кроме того, автором также создан видеофильм продолжительностью 5 минут, в котором приведены упражнения синхрогимнастики по уникальному методу «Ключ» к.м.н. Алиева Хасая Магомедовича. Вышеназванный фильм можно использовать в работе медучреждений при проведении физкультминуток. При регулярном проведении подобных физкультурных пауз и при должной разъяснительной работе, медицинские работники научатся снимать острый стресс, что благотворно скажется на их здоровье.

Настойчивое обучение студентов медицинского колледжа способам снятия острого стресса и профилактики стресса благотворно отразится на профессиональной деятельности выпускников после окончания колледжа, будет способствовать становлению профессионала в сегодняшнем обществе, обретении достойного места в жизни.

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Алиев, Х. М. Купирование острого стресса и антистрессовая подготовка к экстремальным ситуациям [Текст] / Х. М. Алиев // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - N 4. - С. 63 – 69.
  2. Алиев, Х. М. Метод КЛЮЧ. Открой свой мир! Включи внутренние резервы [Текст] : / Х. М. Алиев. – СПб.: Питер-Юг, 2011. – 179 с.
  3. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания [Текст] / С. А. Бабанов // Трудный пациент. - 2009. - N 12. -  С. 36 – 40.
  4. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2009. - 528 с.
  5. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил. — (Практикум).
  6. Дыненкова, Е. Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления [Текст] : методическое пособие для педагогов / Е. Н. Дыненкова. – Полевской : реабилитационный отдел ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо»», 2012. – 48 с.
  7. Кинан, К. Стрессы полезные и вредные [Текст] / К. Кинан ; пер. с англ. А. Лев. - М.: Эксмо, 2010. - 144 с.
  8. Кокс, Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс ; пер. с англ. А. Иванченко. - СПб.: Вита-Пресс, 2009. - 109 с.
  9. Островская, И. В. Медицинская психология [Текст] : учебник для медицинских училищ и колледжей / И. В. Островская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 400 с.
  10. Тарасова, И. В. Пособие-практикум для медицинских сестер «Не дадим стрессу ни единого шанса!» [Текст] / И. В. Тарасова // В помощь практикующей медицинской сестре. - 2012. - N 2. -  С. 20 – 61.
  11. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] : учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
  12. Юрьева, Л. М. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование, профилактика и коррекция [Текст] : монография / Л. М. Юрьева. - М.: Сфера, 2004. - 272 с. : ил.
  13. www.stress.su [Электронный ресурс]. – 20.10.2014. – [Заглавие с экрана].

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ФЕЛЬДШЕРОВ ЗП ССМП

«НЕ ДАДИМ СТРЕССУ НИ ЕДИНОГО ШАНСА!»

1. Тест «Проверьте крепость ваших нервов»

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

 

№ п/п

Утверждение

Да

Нет

1

 Меня мало интересуют окружающие меня люди и их жизнь

   

2

Я часто не могу избавиться от некоторых навязчивых мыслей

   

3

У меня часто меняется настроение

   

4

Меня укачивает в любом виде транспорта

   

5

Я плохо сплю и встаю с большим трудом

   

6

В одиночестве у меня часто появляются тоска или тревожные мысли

   

7

Я часто принимаю успокаивающие или стимулирующие средства

   

8

Как правило, меня утомляет общение с другими людьми, я стремлюсь к уединению

   

9

Я часто испытываю трудности в управлении своими мыслями и желаниями

   

10

Я не жду ничего хорошего в моей будущей жизни

   

11

Иногда у меня бывают головокружения или слабость в теле

   

12

Часто я долго не могу заснуть

   

13

Иногда я испытываю тревогу или страх на большой высоте

   

14

Обычно мне трудно отключиться даже от мелких конфликтов и текущих неприятностей на службе (на работе)

   

15

Мне приходиться общаться со многими людьми, которые меня раздражают или выводят меня из состояния равновесия

   

16

Как правило, мне трудно сконцентрироваться на одном деле или действиях

   

17

Иногда я принимаю успокаивающие или возбуждающие средства

   

18

Меня укачивает в некоторых видах транспорта

   

19

По утрам я часто чувствую себя разбитым

   

20

Я опасаюсь, что окружающие могут прочитать мои мысли

   

21

Иногда я принимаю снотворное

   

22

Физические упражнения и спорт меня не привлекают

   

23

В деловом общении я часто не успеваю сказать все, что хочу

   

24

У меня часто бывает плохое настроение

   

25

Иногда меня беспокоят приступы одышки или сердцебиения

   

26

Я часто просыпаюсь по ночам

   

27

Иногда я испытываю тревогу или страх в темноте и в закрытых помещениях

   

 

Приложение 1

28

Лучший способ решения сложного вопроса — «утопить» его в вине

   

29

После рабочей недели я предпочитаю отдыхать в одиночестве и без физических нагрузок

   

30

У меня бывают мысли, от которых мне трудно избавиться

   

31

Мое настроение часто меняется в течение дня без явных причин

   

32

Иногда у меня бывают приступы дрожи или жара

   

33

У меня бывают страшные сновидения

   

34

У меня бывают навязчивые страхи

   

35

После сильных стрессов я предпочитаю «забыться» и «отключиться» от всего

   

36

Физические упражнения редко дают мне бодрость и энергию

   

37

Часто я не могу упорядочить мои мысли и сконцентрироваться на главном

   

38

Мое настроение очень изменчиво и зависит от внешних обстоятельств

   

39

Иногда у меня возникают неприятные ощущения в разных частях тела

   

40

Иногда у меня бывают снохождения

   

41

Я постоянно испытываю тревогу и ожидаю неприятностей

   

42

Я постоянно принимаю успокаивающие или возбуждающие средства, чтобы нормализовать свое состояние и лучше приспособиться к жизненным обстоятельствам

   

Обработка и оценка результатов.

Ответы «да» — 1 балл, «нет» —0 баллов.

В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов — суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс-реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»

№ п/п

Названия шкал

Утверждения-симптомы

1

Истощение психоэнергетических ресурсов (психофизическая усталость)

1, 8, 15, 22, 29, 36

2

Нарушение воли

2, 9, 16, 23, 30, 37

3

Эмоциональная неустойчивость

3, 10, 17, 24, 31, 38

4

Вегетативная неустойчивость 

4, 11, 18, 25, 32, 39

5

Нарушения сна

5, 12, 19, 26, 33, 40

6

Тревога и страхи

6, 13, 20, 27, 34, 41

7

Дезадаптация (склонность к зависимости)

7, 14, 21, 28, 35, 42


 

 

 

I. Симптомы стресса:

  • повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
  • снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
  • частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
  • потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
  • постоянное уныние и жалость к себе;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
  • нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.

 

II. способы быстрого снятия стресса

«Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из окружающих заставил понервничать) – у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе ― СТОП!, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической  ситуации, которая может возникнуть в любую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2.  Минутная  релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить ― язык лица и тела путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

4. Встаньте, ноги на ширине  плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно  свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

5. Займитесь какой-нибудь деятельностью – все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняют роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

Информация о работе Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления