Высшая нерная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Условный рефлекс — реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», качественно особая форма рефлекторной поведенческой деятельности. Это чрезвычайно изменчивая форма рефлекторной деятельности. Как показал И.П. Павлов, в условном рефлексе ответное действие животного определяется не самим стимулом, а возникает в результате неоднократного совпадения (сочетания) того или иного внешнего (условного) стимула с жизненно важной деятельностью (безусловными рефлексами).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 2
Понятие о высшей нервной деятельности. ……………………………… 3
а) Безусловные и условные рефлексы. Классификация условных рефлексов…………………………………………………………………… 3
б) Правила выработки условных рефлексов……………………………… 4
в) Компоненты условного рефлекса……………………………………… 5
г)Различия условных и безусловных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов………………………………………………………… 6
Динамический стереотип…………………………………………………… 8
Типы высшей нервной деятельности. ………………………………..……. 9
Функциональные системы поведенческих актов. ……………………… 10
а) Афферентный синтез. Доминирующая мотивация. Обстановочная афферентация……………………………………………………………... 10
б) Память. Пусковой стимул. Принятие решения……………………… 13
в) Акцептор результата действия. Эфферентный синтез. Действие….. 14
г) Результат действия и его параметры…………………………………... 15
Память……………………………………………………………………. 17
Сон. Физиологическое значение. Фазы сна……………………………. 19
Проявления сна…………………………………………………………… 20
Виды сна…………………………………………………………………... 21
Эмоции. Нейрофизиологические механизмы эмоций………………….. 22
Медицинские аспекты эмоций…………………………………………… 23
Эмоциональный стресс. ……………………………….…………………. 24
Терминологический словарь……………………………………………... 24
Литература………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

реферат по Норм физиол.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

 

УСЛОВНОЕ  ТОРМОЖЕНИЕ

 

В отличие от безусловного торможения, возникшего при первом же применении раздражителя, условное торможение нужно  выработать.

Различают несколько видов внутреннего  торможения.

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда условный сигнал ранее выработанного условного рефлекса перестает подкрепляться. Например, пищевой условный раздражитель при его последовательных предъявлениях перестает подкрепляться пищей. В этом случае величина слюноотделения на каждый последующий условный сигнал постепенно уменьшается и в конце концов достигает нулевых значений. Однако, если при этом регистрировать дыхание, часто можно видеть его отчетливое изменение. Изменение дыхания при угасании условного рефлекса свидетельствует о развитии у животного «трудного состояния» (П.К. Анохин) как внешнего проявления возникающей отрицательной эмоции.

Дифференцировочное торможение формируется в случае, когда один из условных раздражителей подкрепляется, а другой, близкий к нему по физическим параметрам, не подкрепляется. Торможение проявляется в этом случае по отношению к неподкрепляемому воздействию и развивается в две фазы. Сначала возникает фаза генерализации, в которой животное отвечает на оба условных — подкрепляемый и не подкрепляемый — раздражителя. Затем формируется стадия концентрации, когда на ранее подкрепляемый условный раздражитель животное отвечает условнорефлекторной реакцией, а на не подкрепляемый условный раздражитель условнорефлекторная реакция не проявляется.

Обучение человека правилам поведения  тоже строится на выработке дифференцировочных торможений.

Запаздывательное торможение формируется в случаях, когда подкрепление отставлено от условного раздражителя, например, на 2—3 мин. При этом при пищевых запаздывательных условных рефлексах торможение проявляется в течение всего времени действия условного сигнала. Пищевая реакция приурочена в этом случае только к подаче пищи. И.П. Павлов образно назвал такую реакцию у животных «деловой подход». Выработка запаздывательного торможения важна при воспитании детей.

Условный тормоз проявляется в тех случаях, когда условный раздражитель подкрепляется, а сочетание его с другим условным раздражителем не подкрепляется. В этом случае второй условный раздражитель становится тормозом любой условнорефлекторной деятельности, к какому бы ранее выработанному условному раздражителю он ни присоединялся.

 

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

 

В случае, когда новые условия существования  становятся относительно стабильными и периодически повторяющимися, удовлетворение однотипных потребностей живых существ приобретает стереотипный характер. В случае повторных удовлетворений потребностей в однотипных условиях, т.е. при автоматизации деятельности, соответствующие системные кванты поведения могут приобрести свойства жесткого программирования. При этом значение внешних пусковых раздражителей отодвигается на задний план и ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти. Такая форма деятельности была впервые обнаружена И.П. Павловым и названа им динамическим стереотипом.

В стереотипном поведении деятельность все в  большей степени утрачивает активный ориентировочно-исследовательский компонент. Программы поведения, приобретающие жесткий характер, начинают строиться подсознательно с преимущественным участием подкорковых механизмов. При этом стереотипная автоматизированная деятельность сопровождается выраженной синхронизацией соматических и вегетативных функций. Только в случае, если этапный или конечный результат автоматизированной деятельности по той или иной причине не достигается, снова включается ориентировочно-исследовательская деятельность и активируются динамические корковые механизмы.

 

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учение о типах поведения (темпераментах) восходит еще к Гиппократу, который по преобладанию той или иной внутренней среды подразделял людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков.

И.П. Павлов в основу классификации  типов ВНД у животных положил  следующие свойства основных нервных процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность.

По силе нервных процессов животных подразделяют на сильных и слабых. При этом сила процесса возбуждения характеризует предел работоспособности животных, за которым наступает пессимальное торможение.

Уравновешенность отражает баланс между процессами возбуждения и торможения.

Подвижность отражает способность смены процесса возбуждения на торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности. И.П. Павлов соотнес указанные свойства нервной системы с классификацией темпераментов по Гиппократу.

Живой тип, соответствующий сангвинику Гиппократа, характеризуется хорошей силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов. Это человек, преодолевающий трудности (сила), умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность) с большим самообладанием (уравновешенность).

Спокойный тип, соответствующий флегматику, наделен хорошей силой и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Это человек работоспособный (сила), умеющий сдерживаться (уравновешенность), но несколько медлительный в решениях, который не любит изменять свои привычки (инертность).

Безудержный тип, соответствующий холерику, характеризуется большой силой возбудительного процесса, но его неуравновешенностью. Это человек увлекающийся, который может много сделать (сила), но не знает меры как в работе, так и в отношениях с людьми, проявляя вспыльчивость по пустякам (неуравновешенность).

Слабый тип, соответствует меланхолику, характерна слабость нервных процессов. Это человек слабовольный, который боится трудностей, легко подчиняется чужому влиянию, всегда во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого настроения.

 

 

ФУНКИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АКТОВ

 

Системная центральная архитектоника  поведенческого акта разработана П.К. Анохиным, имеет сложную стадийную композицию и последовательно, от стадии к стадии, развертывается на структурах ЦНС (рис.1). В естественных условиях нормальной жизнедеятельности поведенческие акты формируются довольно быстро, в пределах нескольких миллисекунд.

Центральная архитектоника поведенческого акта строится деятельностью головного мозга, являясь атрибутом сложных динамических корково-подкорковых взаимоотношений, и изоморфна для поведенческих актов различной сложности, включая психическую деятельность.

Первой, инициативной стадией центральной  архитектоники поведенческого акта является стадия афферентного синтеза.

 

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

Стадия афферентного синтеза состоит  из нескольких компонентов.

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ

 

Ведущим компонентом стадии афферентного синтеза является доминирующая биологическая мотивация, которая строится на основе нервно-гуморальной сигнализации различными метаболическими потребностями.

Доминирующие биологические мотивации голода, страха, жажды, полового возбуждения и др. за счет восходящих активирующих влияний специальных гипоталамических центров избирательно охватывают различные отделы головного мозга, включая кору. Биологические мотивации могут самостоятельно сформировать поведенческий акт, например, у животных, деятельность которых инстинктивна, а также у новорожденных высших животных на ранних стадиях развития. При этом внешние факторы играют роль ключевых, раскрывающих в определенных условиях генетические механизмы поведенческих актов.

Биологические мотивации на основе восходящих активирующих влияний мотивациогенных центров гипоталамуса в построении поведенческих актов постоянно апеллируют к механизмам генетической памяти. По мере индивидуального развития, обучения значение внешних факторов в организации поведения становится ведущим.

 

ОБСТАНОВОЧНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ

 

Влияния внешней среды составляют второй компонент афферентного синтеза — обстановочную афферентацию, которая непрерывно поступает в ЦНС при действии разнообразных факторов внешней среды на многочисленные экстерорецепторы живых организмов. 

ПАМЯТЬ

 

Третьим компонентом афферентного синтеза является память. Прежде всего это генетическая память, к которой в построении поведения постоянно адресуются врожденные биологические мотивации. Не менее значима для организации поведенческих актов индивидуально приобретенная память. Механизмы памяти при определенных условиях могут самостоятельно сформировать поведенческий акт или существенно повлиять на его организацию. В этом плане наиболее демонстративен открытый в лаборатории И.П. Павлова «динамический стереотип».

 

ПРЕДПУСКОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

 

Соотношение доминирующей мотивации, обстановочной афферентации и памяти в поведенческих актах тоже всегда строится по принципу доминирования. Каждый из этих компонентов афферентного синтеза в определенных условиях способен сформировать целенаправленный поведенческий акт. Взаимодействие мотивации, обстановочной афферентации и памяти постоянно создает так называемую предпусковую интеграцию.

 

ПУСКОВОЙ СТИМУЛ

 

Разрешающим компонентом стадии афферентного синтеза является пусковой (условный) раздражитель. Его значение состоит в том, что он вскрывает сложившуюся в ЦНС до его действия предпусковую интеграцию и определяет доминирование в каждом конкретном случае мотивационного или обстановочного воздействия, а также механизмов памяти.

В качестве пусковых стимулов выступают  разнообразные условные раздражители и фактор времени.

 

Значение стадии афферентного синтеза. Стадия афферентного синтеза — это стадия динамического перебора информации, своего рода «стадия сомнений». На стадии афферентного действия поведение может быть определено либо во имя удовлетворения доминирующей внутренней потребности, либо действием внешних, в том числе пусковых, факторов, или механизмами памяти.

Стадия афферентного синтеза завершается  императивной стадией принятия решения.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

 

Стадия принятия решения последовательно  сменяет стадию афферентного синтеза. На этой стадии поведенческого акта вырабатывается доминирующая линия поведения. При этом организм освобождается от возможных степеней свободы и направляет свою деятельность на удовлетворение ведущей потребности, обусловленной влияниями либо внутренней, либо внешней, а у человека — социальной среды.

Основным механизмом принятия решения является латеральное торможение, позволяющее из множества синаптических организаций на отдельных нейронах мозга выбирать для деятельности ограниченное их число.

Стадия принятия решения завершается  следующей стадией системной  архитектоники поведенческого акта, организующей само поведение,— стадией эфферентного синтеза. Однако ей предшествует организация наиболее ответственной стадии целенаправленного поведенческого акта — стадии предвидения потребного результата — акцептора результата действия.

 

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ

 

Акцептор (лат. acceptare — принимать, одобрять) — аппарат предвидения потребного результата строится под влиянием предшествующих подкреплений, т.е. действия на организм факторов, удовлетворяющих его ведущие биологические и социальные потребности. Благодаря наличию акцептора результата действия живые существа на основе механизмов афферентного синтеза и принятия решения предвидят свойства потребного результата. Формирование акцептора результата действия отражает процесс постановки цели к действию, высшую мотивацию в широком смысле слова.

 

ЭФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

 

Эта стадия центральной архитектоники  поведенческого акта включает процессы центральной организации исполнительного действия. Процессы центральной трансформации возбуждений, организованных на стадии афферентного синтеза и принятия решения в сложное исполнительное действие, еще недостаточно изучены. Эфферентный синтез объединяет структуры ЦНС, участвующие в формировании двигательных, вегетативных и эндокринных компонентов исполнительных поведенческих актов.

Эфферентный синтез и акцептор результатов действия. Динамические процессы интеграции компонентов эфферентного синтеза за счет внутрицентральных обратных афферентаций постоянно идут под контролем аппарата акцептора результата действия.

Процессы эфферентного синтеза завершаются исполнительным актом,— действием.

 

ДЕЙСТВИЕ

 

Поведенческое действие всегда направлено на достижение потребного результата, на активное взаимодействие с факторами внешней среды. Соотношение двигательных, вегетативных и эндокринных компонентов поведенческого акта у разных индивидов различно. Оно отражает степень эмоционального напряжения при достижении потребного результата. При этом одни индивиды достигают необходимых биологических и социально значимых результатов без напряжения, другие — с большими психоэмоциональными усилиями, эндокринными и вегетативными дисфункциями, нередко ведущими к заболеваниям.

 

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ И ЕГО ПАРАМЕТРЫ

 

Можно выделить несколько вариантов  завершения поведенческих актов и оценки достигнутых результатов.

Информация о работе Высшая нерная деятельность