Высшая нерная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Условный рефлекс — реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», качественно особая форма рефлекторной поведенческой деятельности. Это чрезвычайно изменчивая форма рефлекторной деятельности. Как показал И.П. Павлов, в условном рефлексе ответное действие животного определяется не самим стимулом, а возникает в результате неоднократного совпадения (сочетания) того или иного внешнего (условного) стимула с жизненно важной деятельностью (безусловными рефлексами).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 2
Понятие о высшей нервной деятельности. ……………………………… 3
а) Безусловные и условные рефлексы. Классификация условных рефлексов…………………………………………………………………… 3
б) Правила выработки условных рефлексов……………………………… 4
в) Компоненты условного рефлекса……………………………………… 5
г)Различия условных и безусловных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов………………………………………………………… 6
Динамический стереотип…………………………………………………… 8
Типы высшей нервной деятельности. ………………………………..……. 9
Функциональные системы поведенческих актов. ……………………… 10
а) Афферентный синтез. Доминирующая мотивация. Обстановочная афферентация……………………………………………………………... 10
б) Память. Пусковой стимул. Принятие решения……………………… 13
в) Акцептор результата действия. Эфферентный синтез. Действие….. 14
г) Результат действия и его параметры…………………………………... 15
Память……………………………………………………………………. 17
Сон. Физиологическое значение. Фазы сна……………………………. 19
Проявления сна…………………………………………………………… 20
Виды сна…………………………………………………………………... 21
Эмоции. Нейрофизиологические механизмы эмоций………………….. 22
Медицинские аспекты эмоций…………………………………………… 23
Эмоциональный стресс. ……………………………….…………………. 24
Терминологический словарь……………………………………………... 24
Литература………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

реферат по Норм физиол.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Достижение потребного результата. В этом случае обратная афферентация от параметров достигнутого результата поступает к акцептору результата действия, сравнивается с ним и в случае соответствия ожидаемым свойствам потребного результата приводит к формированию положительной эмоции удовлетворения. Положительная эмоция выступает в роли субъективной оценки удовлетворения исходной потребности. При этом поведенческий акт соответствующей направленности заканчивается, возникает новая потребность, которая формирует системную архитектонику нового поведенческого акта.

Ошибки в достижении потребного результата. В случае, когда субъект, мотивированный определенной потребностью, вместо потребного результата достигает другого результата, параметры достигнутого неадекватного результата за счет обратной афферентации немедленно сравниваются со свойствами акцептора результата действия. При их несоответствии ожидаемым параметрам потребного результата возникает ориентировочно-исследовательская реакция. На ее основе перестраивается афферентный синтез, принимается новое (обходное) решение, строится соответствующий скорректированный акцептор результата действия, и новое действие строго направляется к достижению потребного результата.

Затруднения в достижении потребного результата. В случаях, когда достижение потребного результата затруднено внешними обстоятельствами биологического или социального характера, обратная афферентация от отсутствия результата или от параметров неадекватных ожидаемому результатов, поступая к аппарату акцептора результатов действия, приводит к формированию отрицательной эмоции. Отрицательная эмоция в свою очередь является сильным активирующим фактором поведения, стимулирует организм на достижение потребного результата и преодоление препятствий.

Невозможность достижения потребного результата. Конфликтная  ситуация. В случаях длительного недостижения или совершенно невозможного достижения потребного результата при наличии у субъектов сильно значимой биологической или социальной потребности возникает конфликтная ситуация, при которой значительно усиливается отрицательная эмоция вплоть до эмоционального стресса. Эмоциональный стресс в свою очередь у предрасположенных субъектов может вести к различным дисфункциям — артериальной гипертензии, нарушениям деятельности сердца, иммунодефицитам, язвенным поражениям желудочно-кишечного тракта и др.

Таким образом, системная организация  поведенческого акта строится на основе механизмов саморегуляции от потребности через постоянную оценку достигнутых результатов с помощью обратной афферентации — к достижению потребного результата, т.е. к удовлетворению потребности.

 

ПАМЯТЬ

 

Память — способность живых существ запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействовавших на них событиях. Память тесно связана с обучением. С точки зрения системной организации физиологических функций, память присуща всем компонентам системной архитектоники поведенческого акта — стадии афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия и эфферентного синтеза. Системные механизмы памяти практически еще не раскрыты.

Наиболее простыми формами памяти, проявляющимися уже у животных с примитивной нервной системой, например у моллюсков, являются привыкание и сенситизация.

Привыкание лежит в основе простых форм обучения и памяти, при которых относительно нейтральный раздражитель многократно действует на живой организм. При первых воздействиях раздражитель, будучи для животного новым, вызывает его ответную реакцию. По мере дальнейшего применения раздражителя ответ на него становится все слабее и в конце концов полностью исчезает, несмотря на продолжающееся действие раздражителя: живой объект привыкает и как бы игнорирует его.

Сенситнзация по значению противоположна привыканию. В этом случае при продолжающихся воздействиях раздражителя величина ответа животного все более возрастает, особенно в тех случаях, когда раздражитель неоднократно связывается с субъективно приятными (пищевыми) или неприятными (оборонительными) воздействиями. У высших животных и человека память приобретает специфические формы. Процессы памяти у них связаны с функциями головного мозга.

Виды памяти. Выделяют три вида памяти: кратковременную, промежуточную и долговременную.

Кратковременная память определяет значимость поступающей информации для организма. Если эта информация важна для организма, особенно для удовлетворения его ведущих потребностей, она затем обрабатывается в промежуточной памяти и переходит в долговременную память. В противном случае она быстро забывается.

Промежуточная память определяет сохранение полученной организмом информации в течение нескольких минут или часов. Такая память определяет, например, формирование мыслей при разговоре, запоминание адресов, телефонных разговоров, некоторых заданий (так называемая рабочая память).

Долговременная память сохраняется всю жизнь. Важные для субъекта, особенно эмоционально окрашенные события, запечатляются в долговременной памяти достаточно ярко.

Особую  форму представляет эмоциональная память — запечатление ярких положительных и отрицательных эмоциональных переживаний.

Процесс памяти включает 4 стадии:

1. восприятие, запечатление и запоминание информации

2. хранение информации

3. воспроизведение необходимой информации

4. забывание

 

СОН

Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНА

 

Сон как источник восстановления энергии. Длительное время считалось, что сон представляет собой отдых, восстановление энергии клеток мозга после активного бодрствования. Некоторые исследователи полагают, что сон — это состояние, аналогичное анабиозу у простейших животных, состояние на грани жизни и смерти, в которое простейшие впадают в экстремальных условиях существования, и которое характеризуется замедлением интенсивности метаболических процессов в тканях.

Сон — активный физиологический процесс. В последние годы представления о биологическом значении сна существенно изменились. Оказалось, что активность мозга во время сна часто превосходит дневные уровни. Показано, например, что во время сна активность нейронов ряда структур мозга существенно возрастает. Во сне наблюдается и активация ряда вегетативных функций, на что будет указано ниже. Все это позволило рассматривать сон не как снижение процессов жизнедеятельности, а как активный физиологический процесс, активное состояние жизнедеятельности. Некоторые исследователи рассматривают сон наряду с бодрствованием как второе состояние жизнедеятельности организма.

Сон как подготовка к  бодрствованию. Существует точка зрения на сон как на состояние, активно подготавливающее организм, в первую очередь мозг человека, к предстоящей активной деятельности. В этом плане сон рассматривают по аналогии с состоянием плода, который в утробе матери подготавливается к существованию после рождения.

 

 ФАЗЫ СНА

 

Выделяют несколько стадий изменения  ЭЭГ во время сна, хотя их последовательность и продолжительность весьма индивидуальны.

 

МЕДЛЕННОВОЛНОВАЯ ФАЗА

 

Как правило, для состояния бодрствования  характерна низкоамплитудная высокочастотная ЭЭГ-активность. При закрывании испытуемым глаз и расслаблении «быстрая» бета-ЭЭГ-активность сменяется на более медленный альфа-ритм. В этот период происходит постепенное расслабление мышц, глаза закрываются, человек погружается в дремотное состояние; пробуждение в этой фазе происходит легко, достаточно слегка потревожить засыпающего. В течение следующего получаса на ЭЭГ альфа-волны начинают складываться в характерные «веретена». Стадия «веретен» примерно через 30 мин сменяется стадией высокоамплитудных медленных тета-волн. Пробуждение в эту фазу становится затруднительным. Снижаются ЧСС, кровяное давление, температура тела; сердцебиение и дыхание становятся регулярными. Стадия тета-волн сменяется стадией, когда на ЭЭГ нарастают высокоамплитудные сверхмедленные дельта-волны. В последующем, когда бессознательное состояние становится еще глубже, дельта-волны нарастают и убыстряются. Дельта-сон — период глубокого сна. Спящего в этом состоянии можно разбудить только очень сильными звуковыми сигналами или «растолкать». ЧСС, артериальное давление и температура тела достигают в эту фазу минимальных значений.

Описанные стадии в соответствии с  изменениями ЭЭГ составляют так  называемую медленноволновую стадию сна. Обычно при засыпании стадия медленноволнового сна занимает около 1—1,5 ч.

 

БЫСТРОВОЛНОВАЯ ФАЗА

 

В состоянии  быстроволнового испытуемые находятся в глубоком сне, их нельзя разбудить сильными раздражителями, но они просыпаются от малейшего шороха.

Первое  проявление парадоксального сна  длится 6—10 мин. Затем на ЭЭГ снова возникают альфа-волны с последующими проявлениями фаз медленноволнового сна. Парадоксальный ЭЭГ-сон с интервалами 80—90 мин периодически сменяет медленноволновой сон. На протяжении ночи циклы медленноволнового сна, сменяющиеся быстроволновым, проявляются 6—7 раз. При этом на протяжении ночного сна продолжительность каждого медленноволнового отрезка сна укорачивается, а быстроволмового — возрастает, достигая перед пробуждением 20—30 мин и более.

Быстрые движения глаз. В соответствии с ЭЭГ-изменениями во время сна выявлены характерные быстрые движения глаз. Оказалось, что движения глаз удивительно точно совпадают с парадоксальной ЭЭГ-стадией сна. Все это дало основание называть ту стадию сна «REM-сон» (от англ. Rapid Eye Mоvements — быстрые движения глаз).

 

ПРОЯВЛЕНИЯ СНА

 

ЭЭГ-изменениям во время сна соответствуют также  изменения ряда соматовегетативных показателей.

Двигательные реакции. В период смены медленноволнового сна REM-сном и, наоборот, REM-сна медленноволновым сном испытуемые изменяют положение тела, а в стадию REM-сна они, как правило, лежат спокойно. Наблюдения показывают, что даже сомнамбулические перемещения людей относятся, как правило, к медленноволновой фазе сна.

Вегетативные реакции. В медленноволновую фазу наблюдаются снижение артериального давления, урежение пульса и дыхания. В фазу REM-сна отмечено повышение артериального давления, учащение пульса, повышение температуры мозга, снижение мышечного тонуса. На этом фоне наблюдаются подергивание лицевой мускулатуры и кончиков пальцев, нерегулярное дыхание, уменьшение храпа, если он присутствовал до начала REM-фазы, эрекция у мужчин. При этом отмечено возрастание расхода кислорода, что свидетельствует об увеличении обмена веществ.

 

ВИДЫ СНА

 

 

  1. Периодический ежесуточный сон.
  2. Периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных).
  3. Наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами.
  4. Гипнотический сон.
  5. Патологический сон.

Первые 2 вида являются разновидностями физиологического сна, последние 3 вида – следствие  особых нефизиологических воздействий  на организм.

     

ЭМОЦИИ

 

Среди наиболее сложных и все  еще мало изученных вопросов современной физиологии остается проблема эмоций.

Эмоции (лат. emoveo — потрясать, волновать) — субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды. Наиболее яркие эмоциональные ощущения связаны с действием людей друг на друга.

 

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ

 

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями  функций ряда органов и систем. Эмоции вовлекают в усиленную  работу лишь те органы и системы, которые  обеспечивают лучшее взаимодействие организма  с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части  вегетативной нервной системы. В  кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных  и энергетических процессов в  организме.

Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц. Если в обычных  условиях отдельные группы мышечных волокон включаются в работу поочередно, то в состоянии аффекта они  могут включиться одновременно. Кроме  того, блокируются процессы, тормозящие мышечную деятельность при утомлении. Нечто подобное происходит в других системах организма, благодаря чему эмоциональное возбуждение мгновенно мобилизует все имеющиеся в организме резервы.

Одновременно угнетаются реакции  и функции организма, которые  в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, ассимиляции энергии, возрастают процессы диссимиляции, давая организму  необходимые энергетические ресурсы.

При эмоциях изменяется субъективное состояние человека. Более тонко  работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия  окружающей среды.

Эмоции возникают лишь в том  случае, если перед организмом стоит  какая-либо задача, а средств для  решения её оказывается недостаточно.

Теория функциональных систем рассматривает  эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в системном кванте поведения. В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств потребного результата и, наконец, оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.

Информация о работе Высшая нерная деятельность