Высшая нерная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Условный рефлекс — реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», качественно особая форма рефлекторной поведенческой деятельности. Это чрезвычайно изменчивая форма рефлекторной деятельности. Как показал И.П. Павлов, в условном рефлексе ответное действие животного определяется не самим стимулом, а возникает в результате неоднократного совпадения (сочетания) того или иного внешнего (условного) стимула с жизненно важной деятельностью (безусловными рефлексами).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 2
Понятие о высшей нервной деятельности. ……………………………… 3
а) Безусловные и условные рефлексы. Классификация условных рефлексов…………………………………………………………………… 3
б) Правила выработки условных рефлексов……………………………… 4
в) Компоненты условного рефлекса……………………………………… 5
г)Различия условных и безусловных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов………………………………………………………… 6
Динамический стереотип…………………………………………………… 8
Типы высшей нервной деятельности. ………………………………..……. 9
Функциональные системы поведенческих актов. ……………………… 10
а) Афферентный синтез. Доминирующая мотивация. Обстановочная афферентация……………………………………………………………... 10
б) Память. Пусковой стимул. Принятие решения……………………… 13
в) Акцептор результата действия. Эфферентный синтез. Действие….. 14
г) Результат действия и его параметры…………………………………... 15
Память……………………………………………………………………. 17
Сон. Физиологическое значение. Фазы сна……………………………. 19
Проявления сна…………………………………………………………… 20
Виды сна…………………………………………………………………... 21
Эмоции. Нейрофизиологические механизмы эмоций………………….. 22
Медицинские аспекты эмоций…………………………………………… 23
Эмоциональный стресс. ……………………………….…………………. 24
Терминологический словарь……………………………………………... 24
Литература………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

реферат по Норм физиол.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

С позиций теории функциональных систем эмоциональная окраска поведенческого акта определяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата — акцептора результата действия, определяя формирование эмоционально окрашенной цели. Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.

Таким образом, с точки зрения системного подхода, эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения.

 

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИЙ

 

Любая эмоция имеет выход не только в  восходящем направлении — на кору большого мозга, проявляясь в форме психической деятельности человека, но и в нисходящем направлении — практически на все органы и ткани организма.

 

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ

 

Эмоциональное возбуждение распространяется в нисходящем направлении из лимбических структур через соматическую, вегетативную нервную систему и через соответствующие биологически активные вещества и гормоны на скелетную мускулатуру, эндокринные железы и внутренние органы. Эмоциональное возбуждение включает в себя, таким образом, так называемые периферические компоненты.

Вследствие генерализованного  распространения на периферические органы любая эмоция охватывает практически весь организм .

Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций. Периферические компоненты эмоций можно разделить на две группы: произвольные, или произвольно регулируемые, компоненты эмоции и непроизвольные компоненты эмоций. К произвольно регулируемым компонентам эмоций относятся прежде всего общедвигательные реакции, мимические реакции, слезоотделение, звуковые реакции животных и речевые реакции у человека, которые сопровождают субъективные переживания, причем часто очень выразительно. К этой же группе эмоций относятся слезоотделение и дыхание. К нерегулируемым компонентам относятся работа сердца, изменение просвета сосудов, изменение состояния пищеварительного тракта, особенно его гладкой мускулатуры, гладкомышечных сфинктеров, гладкой мускулатуры легких, потоотделение и др.

Обратные влияния периферических органов. От внутренних органов в эмоциогенные центры мозга поступает обратная афферентация, которая связывает периферические органы с соответствующими центрами в различные функциональные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

 

При длительных и непрерывных конфликтных  ситуациях у субъектов формируется состояние эмоционального перенапряжения — эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс сначала имеет приспособительное значение, так как он помогает субъектам преодолевать конфликтную ситуацию и выйти из нее. Однако при длительных, особенно безысходных, конфликтных ситуациях или при острых аффектах эмоциональное состояние переходит в форму устойчивого и непрерывного, что и приводит к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

  1. Безусловные рефлексы — врожденные, наследственно передающиеся реакции организма.
  2. Условный рефлекс — реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», качественно особая форма рефлекторной поведенческой деятельности.
  3. Динамический стереотип - индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти..
  4. Память — способность живых существ запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействовавших на них событиях.
  5. Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром.
  6. Эмоции (лат. emoveo — потрясать, волновать) — субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды.
  7. Эмоциональный стресс —  состояние эмоционального перенапряжения.
  8. Доминирующая  мотивация - является ведущим компонентом стадии афферентного синтеза, которая строится на основе нервно-гуморальной сигнализации различными метаболическими потребностями.
  9. Пусковой стимул – является разрешающим компонентом стадии афферентного синтеза.
  10. Принятие решения - на этой стадии поведенческого акта вырабатывается доминирующая линия поведения.
  11. Акцептор — аппарат предвидения потребного результата строится под влиянием предшествующих подкреплений, т.е. действия на организм факторов, удовлетворяющих его ведущие биологические и социальные потребности.
  12. Эфферентный синтез - стадия центральной архитектоники поведенческого акта включает процессы центральной организации исполнительного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Судаков К. В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций. М.: Медицина. 2000.
  2. Шаповалов А. И., Наточин Ю. В., Глебовский В. Д. Физиология человека. М. 1981.

 


Информация о работе Высшая нерная деятельность