Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:12, контрольная работа
Описание работы
Высшее образование в России в конце XIX века. Особенности университетского обучения. Студенчество как социально-демографическая группа. Социальное положение этой прослойки общества, ее роль в общественной и политической жизни конца XIX - начала XX вв.
Содержание работы
1.Введение 2. Развитие внутренней медицины и медицинского образования 3. Женское медицинское образование 4. Анатомия, как самостоятельная дисциплина 5.Педиатрия 6.Хирургия и ее преподавание 7. Акушерство и гинекология 8. Вывод 9. Список литературы
Обратный адрес: 150000, Ярославская
обл, г. Ярославль, улица Калинина,
дом 43 , кор.2,
квартира139
Дата отправления работы:
18.04.2013
Руководитель работы:
доцент Т.К. Тонких
Ярославль 2013
Оглавление:
1.Введение стр.3
2. Развитие внутренней
медицины и медицинского
образования стр.4
3. Женское медицинское
образование стр.10
4. Анатомия, как
самостоятельная дисциплина стр.14
5.Педиатрия стр.16
6.Хирургия и ее
преподавание стр.18
7. Акушерство и
гинекология
стр.20
8. Вывод стр.22
9. Список литературы стр.
23
ВВЕДЕНИЕ:
В первой половине
XIX в. вызревание капиталистических отношений
в России шло на фоне дальнейшего разложения
феодально-крепостнической системы. Сформировавшиеся
в этих условиях революционная идеология
и движение декабристов оказали существенное
влияние на развитие российской культуры,
науки, образования. К началу XIX в. в России
было два высших медицинских учебных заведения:
медицинский факультет Московского университета
и Петербургская медико-хирургическая
академия — два центра медицинской науки
и формирования научных медицинских школ.
В Московском университете разрабатывались,
главным образом, вопросы общей патологии,
терапии и физиологии. Медико-хирургическая
академия занимала ведущее место в развитии
отечественной анатомии, топографической
анатомии и хирургии.
Развитие капиталистических
отношений в стране в первой
половине XIX в. обусловило значительное
увеличение сети высших учебных заведений.
К 60-м годам XIX в. в России было уже восемь
университетов, в составе которых открывались
и медицинские факультеты: в Дерпте
(Юрьеве ныне — Тарту, 1802),
Вильно (1803); Казани (1804), Харькове (1805),
Киеве (1841). Согласно Университетскому
уставу 1804 г., университеты пользовались
правом автономии (выборность
ректора, деканов, профессоров и т. п.).
Некоторые университеты
являлись проводниками передовых
демократических идей — и правительство
вело активную борьбу
против свободолюбивых настроений
в высших учебных заведениях страны.
В 1820 г. была
назначена правительственная ревизия
университетов.
В Казанском
учебном округе ее осуществлял
попечитель округа М. Л. Магницкий,
который устроил подлинный разгром
Казанского университета. В результате
было запрещено вскрытие трупов,
закрыты анатомический театр и музей,
все препараты которого были отпеты и
похоронены по церковному обряду.
Вышедший при Николае
I новый Университетский устав 1835 г. запретил
автономию университетов и подчинил их
власти попечителей, назначаемых царским
правительством. После отмены крепостного
права в России автономия университетов
была восстановлена (1863). Однако в 1884 г.
в условиях усиления политической реакции
царское правительство вновь ее отменило.
Несмотря на это, университеты России
и впредь оставались центрами свободомыслия
и передовой науки.
РАЗВИТИЕ
ВНУТРЕННЕЙ МЕДИЦИНЫ И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Большой вклад в развитие
материалистического естествознания
внес профессор, патологии и терапии Московского
университета, философ-материалист
Иустин Евдокимович Дядьковский
(1784—1841). В то время, когда в некоторых
странах Западной Европы процветали идеалистические
натурфилософские концепции, И. Е. Дьяковский
исходил из реальности и познаваемости
окружающего мира. Он был убежденным сторонником
диалектических взглядов
на природу. Развивая учение о болезни,
он исходил из представлений о единстве
и целостности организма и окружающей
природы, признавал ведущую роль центральной
нервной системы и таким образом явился
представителем раннего нервизма в российской
науке. Его ученик и последователь физиолог
И. Т. Глебов был учителем И. М. Сеченова.
Крупнейшим представителем
терапии в России первой половины XIX в.
был выпускник Московского университета
(1800), а впоследствии его профессор (1809)
и декан медицинского факультета Матвей
Яковлевич Мудрое (1776—1831). Его система
клинического обследования и индивидуального
подхода к больным («лечить не болезнь,
а больного») принесла ему славу выдающегося
терапевта первой четверти XIX в. Основные
ее положения сформулированы в его «Слове
о способе учить и учиться медицине практической,
или деятельному врачебному искусству
при постелях больных» (1820). Истории болезней,
которые М. Я- Мудров тщательно записывал
«при постелях больных», были для него
«дороже самой богатой библиотеки». Обследуя
больных, он одним из первых в России применил
методы пальпации, перкуссии и аускультации.
Во время Отечественной войны 1812 г. вместе
с профессорами медицинского факультета
Московского университета М. Я. Мудров
выехал в Нижний Новгород, где оказывал
помощь раненым и больным.
М. Я. Мудров внес также
существенный вклад в развитие военной
гигиены («Слово о пользе и предметах военной
гигиены...», 1809), деонтологии («Слово о
благочестии и нравственных качествах
гиппократова врача», 1814), в развитие учения
о единстве и целостности организма (М.
Я- Мудров, И. Е. Дядьковокий, И. М. Сеченов,
Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, И. П. Павлов).
Вторая половина XIX
в. стала временем расцвета российских
медицинских школ. В области терапии особое
место занимали две научные клинические
школы: школа С. П. Боткина, положившая
начало экспериментальному направлению
в отечественной клинической медицине
(в Военно-медицинской академии), и школа
Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство
клинической практики (в Московском университете).
В истории медицинского
факультета Московского университета
период с 1863 по 1911 гг. был «золотым веком».
В стенах Университета учились, работали,
создавали научные школы профессора И.
М. Сеченов, и Н. В. Склифосовский, Г. А. Захарьин
и А. А, Остроумов, Н. Ф. Филатов и B.Ф. Снегирев,
А. Я. Кожевников и C.С. Корсаков, Д.
Н. Зернов и А. Й. Бабухин,
Г. Н. Габричевский и Ф. Ф. Эрисман и многие
другие, составившие славу
российской науки.
В 1887—1891 гг.
усилиями профессоров факультета, медицинской
общественности, благотворительных
обществ и меценатов на Девичьем поле
(ныне Большая Пироговская ул.)
был создан Клинический городок, по
тем временам один из лучших в Европе (как
отметили участники XII Всемирного
съезда врачей, проходившего в Москве
в 1897 г.). В этот период в составе факультета
были основаны новые институты
(фармакологии, гигиены, бактериологии
и др.) и новые кафедры (химии
и физики, гистологии и эмбриологии,
оперативной хирургии и топографической
анатомии, общей патологии, гигиены, истории
и энциклопедии медицинских знаний и др.),
создавались научные общества, учреждались
научные журналы, организовывались многочисленные
научные съезды конгрессы.
В стенах медицинского
факультета Московского университета
учились Н. И. Пирогов/А. П. Чехов, С. П. Боткин.
Сергей Петрович Боткин
(1832— 1889) создал крупнейшую в России научную
терапевтическую школу и положил начало
функциональному клинико-экспериментальному
направлению в I отечественной медицине
(рис. 135).
Формирование его
мировоззрения I проходило под влиянием
передовых деятелей российской
культуры того времени. В доме Боткиных
в Москве ! бывали В. Г. Белинский, А. И. Герцен,
Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,
А. В. Кольцов, Т. Н. Грановский, И. М. Сеченов
— друг студенческих лет.
В 1855 г., закончив медицинский
факультет Московского университета,
С. П. Боткин уехал на театр военных действий
Крымской войны 1853— 1856 гг., и в течение
нескольких месяцев работал в военном
госпитале под руководством Н. И. Пирогова.
Затем в течение трех
лет С. П. Боткин находился за границей,
где совершенствовал свои медицинские
знания и готовился к профессорскому званию
в крупнейших клиниках и лабораториях
Германии (у Р. Вирхова и Л. Траубе), Австрии
(у К. Людвига), Франции (у К. Бернара и А.
Труссо), Англии и Швейцарии. По возвращении
в Петербург С. П. Боткин защитил докторскую
диссертацию «О всасывании жира в кишках»
(1860) и в возрасте 28 лет стал профессором
Медико-хирургической академии.
Многообразная научная
и практическая деятельность С. П. Боткина
обогатила российскую клиническую медицину.
Он впервые описал клиническую картину
ряда заболеваний; выделил инфекционный
гепатит (болезнь Боткина); показал возможность
изучения в эксперименте ренальной гипертонии;
внес много нового в изучение ревматизма,
болезней сердца, сосудов, почек.
Впервые в России С.
П. Боткин организовал при руководимой
им клинике несколько лабораторий: общеклиническую,
химическую, бактериологическую и физиологическую,
которой в течение 10 лет (с 1878 г.) заведовал
И. П. Павлов. Соединив экспериментальную
физиологию с клинической медициной, С.
П. Боткин создал принципиально новое
направление в российской клинической
медицине — экспериментальную терапию
и заложил основы клинической фармакологии.
Развивая это направление, С. П. Боткин
внес существенный вклад в разработку
теории нервизма, сформулированную впоследствии
И. П. Павловым.
«Глубокий ум его, не
обольщаясь ближайшим успехом, искал
ключи к великой загадке: что такое больной
человек и как помочь ему — в лаборатории,
в животном эксперименте — писал об этой
стороне деятельности СП. Боткина И. П.
Павлов — эта высокая оценка эксперимента
клиницистом составляет, по моему убеждению,
не меньшую славу Сергея Петровича, чем
его клиническая, известная всей России
деятельность».
Велика роль С. П. Боткина
в развитии общественной медицины: в организации
борьбы с инфекционными заболеваниями
и высокой смертностью населения, в строительстве
больниц, становлении школьной гигиены
и т. п.
Из 106 его учеников
40 стали докторами медицины, 45 возглавили
ведущие клинические кафедры в различных
городах страны.
Учеником С. П. Боткина
был Василий Парменович Образцов (1851—
1920) — профессор Киевского университета,
основатель киевской терапевтической
школы. В. П. Образцов внес значительный
вклад в развитие методов клинических
исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой
и пищеварительной систем.
В 1886 г. он разработал
глубокую методическую скользящую пальпацию
органов брюшной полости (рис. 136). По своему
значению для прижизненной диагностики
заболеваний органов брюшной полости
она сравнима с методом перкуссии грудной
клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером.
Ее высокая точность была подтверждена
после введения метода рентгенодиагностики
с применением контрастных веществ (1905).
В. П. Образцов предложил
также оригинальный метод непосредственной
перкуссии органов грудной и брюшной полостей
одним пальцем (1910), что позволило более
точно определять границы органов. В 1909
г. В. П. Образцов (вместе со своим учеником
Н. Д. Стражеско) дал классическое описание
клинической картины тромбоза коронарных
артерий, положив начало прижизненной
диагностике инфаркта миокарда.
Деятельность В. П.
Образцова неразрывно связана с развитием
общественной медицины в России: в 1875—
1877 гг. он работал земским врачом в' Вологодской
губернии.
Земская медицина в
Российской империи начала развиваться
после земской реформы 1864 г., т. е. введения
земско-хозяйственного самоуправления
в 34 (из 89) губерниях страны. До 1864 г. медицинская
помощь сельскому населению России практически
не оказывалась. Больницы были только
в губернских и уездных городах. Уровень
медицинской помощи в них был чрезвычайно
низким, а смертность весьма высокой.
«Положение о земских
учреждениях» (1864) не включало «попечение
о народном здравии» в число обязательных
повинностей земства. Тем не менее опасность
возникновения эпидемий и высокая смертность
трудоспособного населения заставляла
дворян-помещиков проявлять минимальную
заботу о медико-санитарном обслуживании
сельского населения; уездные земства
стали приглашать врачей. Земские врачи
и статистики были исполнены желания служить
своему народу, многие из них вели революционную
работу. Сложившийся в первые годы земской
медицины тип земского врача сочетал в
себе лучшие традиций российской общественной
медицины (см. с. 316).
Вначале система медицинской
помощи в земствах была разъездной: земский
врач жил в уездном городе и в определенные
дни разъезжал по селениям. Затем разъездная
система сменилась более прогрессивной
— стационарной: уезды разделились на
несколько медицинских участков, в центральном
из них строилась лечебница на 15—20 коек
с отделением для рожениц и амбулаторией.
Врач ежедневно в определенное время принимал
в земском участке, а к больным выезжал
в. случае необходимости или по вызову.
Земский врач стал «основной фигурой»
медицины в России (как отметил в 1885 г.
Н. В. Склифосовский— председатель Первого
Пироговского съезда).
Передовые земские
врачи вели неустанную борьбу за бесплатное
(за счет земства) медико-санитарное обслуживание.
Однако полностью это удалось осуществить
лишь в некоторой части губерний. В основном
земская медицина была платной в той или
иной форме. Большой вклад в развитие земской
медицины внесли И. И. Моллесон, Е. А. Осипов,
П: И. Кудрин, Н.
И. Тезяков, П. Ф. Кудрявцев,
Ф. Ф. Эрисман, A. П. Воскресенский
и многие другие.
Наряду с земской медициной
развивалось и медико-санитарное обслуживание
городских центров царской
России. Однако в подавляющем большинстве
городов оно находилось на весьма
низком уровне.
На рубеже XIX и XX столетий
началось бурное развитие естественных
наук. Открытие электрона (1897) и создание
квантовой теории вытеснили прежние представления
об атоме как простейшей неделимой частице
вещества. Новые данные о строении материи
и ее свойствах оказали революционизирующее
влияние на философию и естествознание,
в том числе — медицину, которая обогащалась
новыми методами исследования и лечения.
Открытие рентгеновского излучения (x-rays,
1895) расширило возможности обследования
здорового и больного организмов и положило
начало новой медицинской дисциплине
— рентгенологии. Открытие (А. Беккерель,
1896) и изучение явления радиоактивности
(М. Склодовская-Кюри и П. Кюри, 1898, 1903) способствовали
развитию медицинской радиологии и радиобиологии.
Все это вело к дальнейшей дифференциации
медицинских дисциплин. В качестве отдельных
отраслей медицины и самостоятельных
предметов преподавания выделились новые:
невропатология, психиатрия, дерматология
с венерологией, инфекционные болезни
и эпидемиология, педиатрия и другие.