Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:12, контрольная работа
Описание работы
Высшее образование в России в конце XIX века. Особенности университетского обучения. Студенчество как социально-демографическая группа. Социальное положение этой прослойки общества, ее роль в общественной и политической жизни конца XIX - начала XX вв.
Содержание работы
1.Введение 2. Развитие внутренней медицины и медицинского образования 3. Женское медицинское образование 4. Анатомия, как самостоятельная дисциплина 5.Педиатрия 6.Хирургия и ее преподавание 7. Акушерство и гинекология 8. Вывод 9. Список литературы
В начале XX столетия
подготовка медицинских кадров в России
велась на медицинских факультетах Московского,
Киевского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского),
Вильнюсского, Казанского, Саратовского,
Новороссийского (в Одессе) и Варшавского
университетов, в Военно-медицинской академии,
Психоневрологическом институте в Петербурге,
на Высших женских курсах в Москве, Киеве,
и Одессе и в женских медицинских институтах
в Петербурге и Харькове. Общее число студентов
составляло около 8600, ежегодно выпускалось
около 1000 врачей (рис, 137). Однако для страны
со 160-миллионным населением этого было
недостаточно.
ЖЕНСКОЕ
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Важной вехой в истории
российской медицины явилось становление
и развитие женского медицинского образования.
Под влиянием революционной ситуации
1859—1861 гг. и отмены крепостного права
в России (1861) борьба за высшее женское
медицинское образование стала составной
частью борьбы за социальное равноправие
женщин. Горячие сторонники женского
образования
профессора B. А. Грубер,
И. М. Сеченов, С. П. Боткин и другие
не только допускали женщин
к слушанию своих лекций на правах вольнослушательниц,
но и привлекали их к практическим занятиям
и научной работе, хотя в дальнейшем это
не давало им юридического права лечить
больных.
В начале 60-х годов
вопрос о высшем женском образовании широко
обсуждался в шести университетах России.
Четыре из них высказались за допущение
женщин к высшему образованию. Несмотря
на это новый Университетский устав, утвержденный
в 1863 г., запретил женщинам даже переступать
порог высших учебных заведений. Однако
стремление российских женщин к высшему
образованию было столь велико, что наиболее
решительные из них стали уезжать для
получения образования за границу и, в
первую очередь, в Цюрих (Швейцария), бывший
тогда, по словам Веры Фигнер, «умственным
революционным центром, которого не хотел
миновать ни один русский интеллигент,
попавший за границу».
Первой русской женщиной,
принятой в зарубежный университет, была
Надежда Прокофьевна Суслова (1843—1918).
В 1864 г. она поступила на медицинский факультет
Цюрихского университета, через три года
блестяще его закончила и в том же 1867 году
успешно защитила диссертацию на степень
доктора медицины, хирургии и акушерства.
«Это первая русская женщина с докторским
дипломом, но полученным, к сожалению,
в заграничном университете»,— отмечал
журнал «Медицинский вестник».
Первой женщиной, которая
несмотря на все препятствия окончила
высшее медицинское, заведение в России
(1868) и защитила у себя на родине
диссертацию на степень доктора медицины
(1876), была Варвара Александровна
Кашеварова-Руднева (1842—
1899). Окончив в 1862 г. курсы акушерок,
а затем специальные годичные
курсы усовершенствования, В. A. Kашеварова-Руднева
приказом военного министра была оставлена
в Петербурге для слушания лекций в Медико-хирургической
академии на полный пятилетний срок
обучения с последующей шестилетней
службой в Башкирском (Оренбургском)
казачьем войске. Это было в 1863 г., до утверждения
нового Университетского устава,
запретившего допущение женщин в российские
университеты даже в качестве вольнослушательниц,
а она — единственная в России
женщина-студентка — училась
у И. М. Сеченова и В.
А. Грубера, Н. М. Якубовича
и М. М. Руднева, у академика Н. Н. Зимина
и сменившего его А. П. Бородина. Она стала
первой в истории России женщиной, которая
получила звание «лекаря с отличием»
и золотой медалью и была признана врачом
наравне с мужчинами.
В 1872 г. царское
правительство, обеспокоенное революционным
настроением женщин-студенток за границей,
приняло решение об открытии при Медико-хирургической
академии «Особого женского курса для
образования ученых акушерок». Это было
первое высшее женское медицинское учебное
заведение не только в России, но и во всей
Европе.
В основание устройства
курсов был положен план, выработанный
медицинским Советом в 1870 году, согласно
которому был определен четырехгодичный
срок обучения, преподавание возложено
на преподавателей медицинской академии.
К приему допускали по вступительному
экзамену и лишь со среднеобразовательной
подготовкой или дипломом на звание домашней
учительницы. Во многом идея смогла осуществиться
благодаря щедрому дару дочери полковника
Лидии Родственной, которая пожертвовала
на это 50000 рублей.
Учреждение курсов
состоялось 6 мая 1872 года. Было утверждено
«Временное положение» о курсах и расписание
предметов преподавания. На этих условиях
курсы работали четыре года и доказали,
что их слушательницы могут с полным успехом
усваивать научные основы медицинских
знаний и их практическое применение к
врачебному делу. Правда четырехлетний
срок обучения оказался недостаточным,
поэтому была принята поправка о пятом
годе обучения. Курсы просуществовали
с 1872 года до 1882 год. Этот опыт показал,
что стремление женщин к высшему медицинскому
образованию не было преходящим стремлением
и побуждением отдельных личностей, а
явилось серьёзной общественной потребностью,
имеющей право на удовлетворение.
Требования к поступающим
на курсы были весьма серьёзные: русский
язык (письменное сочинение на заданную
тему), латинский язык (устный перевод
латинского писателя и грамматический
разбор прочитанного), один из новейших
иностранных языков (немецкий или французский),
арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия
– по размерам курса мужчин классических
курсов, физика и история с географией.
Несмотря на трудности
приемных требований, желающих и способных
поступить на курсы женщин, всегда было
больше, чем курсы могли вместить. Поступали
на курсы лица самого разнообразного общественного
и сословного положения.
Первые шаги на поприще
практической деятельности слушательниц
пришлись на тяжелый период войны с Турцией
1877-1878 гг. Вместе с учреждением и развитием
женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге,
наплыв русских женщин в заграничные университеты
значительно уменьшился.
При таких условиях
казалось бы, что Санкт-Петербургские
врачебные курсы должны были только всё
более и более расширяться, расти и совершенствоваться,
но на деле же случилось другое: курсы
так же неожиданно были закрыты, как и
открылись, по инициативе все того же военного
ведомства.
Слухи о закрытии курсов
проникли в общество ещё ранее обнародования
по этому предмету Высочайшего повеления
и заставили общество реагировать доступным
способом: на имя императора стали приходить
ходатайства о дальнейшем устроении и
существовании курсов.
В 1883 году император
повелевает, о том, чтобы вопрос о высшем
женском образовании обсудить на особом
совещании под председательством министра
внутренних дел. По решению этого совещания
была составлен проект положения об особом
институте для подготовки ученых акушерок
и о выработке целесообразных для иных
учебных заведений планов и программ.
Мысль о необходимости
устройства женского медицинского института
в самых широких кругах встретила горячих
сторонников. Но предложения медицинского
совета по вопросу об устройстве медицинского
института после долгих споров министра
народного просвещения И.Д. Делянова и
министра внутренних дел графа Д.Толстого
не были утверждены министерством внутренних
дел. По мнению графа Д.Толстого, число
врачей-мужчин в Империи в последние годы
и так превышало существующий на них спрос.
Только при его преемнике вопрос этот
получил новое направление.
В то же время практика
показывала, что женщины-врачи для сельского
населения являлись более необходимым
врачебным персоналом. Мужчины-врачи,
как правило, стремились в городские центры,
вследствие чего удаленные населенные
пункты подолгу оставались без всякой
медицинской помощи.
Нехватка врачебных
кадров в сельской местности заставила
вернуться к вопросу об открытии женского
медицинского института. Теперь уже этот
вопрос не встретил былого противодействия.
Местом основания института был выбран
город Санкт-Петербург. Открытие института
состоялось 15 октября 1897 года.
Русская женщина добилась
того, что не имели женщины западно-европейские,
так как Санкт-Петербургский женский медицинской
институт являлся единственный учреждением
подобного рода во всей Европе.
АНАТОМИЯ,
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА:
Вплоть до начала XIX
века анатомия (от греч. anatome – «рассечение»)
не считалась самостоятельной дисциплиной.
Наука о внутреннем строении организма
долгое время объединялась с физиологией,
патологией и патологической физиологией.
Изучение всех направлений проходило
в тесной связи с хирургией. Оттого выдающиеся
анатомы прошлого являлись одновременно
превосходными терапевтами, хирургами,
физиологами.
Научная анатомическая
школа сформировалась на базе Петербургской
медико-хирургической академии под руководством
физиолога и анатома Петра Андреевича
Загорского (1764 – 1846 годы). Являясь приверженцем
функционального, эволюционного взгляда
на анатомию, он оставил потомкам работы
по анатомическим аномалиям и механизму
их возникновения, серьезно занимался
сравнительной анатомией. Продолжая дело,
начатое Шеиным и Протасовым, профессор
апробировал русскую анатомическую терминологию
в своей книге «Сокращенная анатомия»
(1802). Переиздававшийся более 5 раз фундаментальный
труд Загорского представлял собой своеобразное
руководство по анатомии, предназначенное
для врачей русского происхождения. К
сожалению, прекрасно изложенный материал
не был проиллюстрирован.
С деятельностью Н.
И. Пирогова связан высший расцвет практической
анатомии. Великий российский хирург,
педагог, общественный деятель, основатель
военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального
направления в медицине убедительно доказал
основную роль анатомии в клинической
медицине. Пирогов логично завершил начинания
Буяльского, утвердив топографическую
анатомию как самостоятельную науку. В
его трудах представлены методы так называемой
ледяной анатомии, включающей разнообразные
способы распила замороженных трупов.
Окончание XIX столетия
в российской науке ознаменовалось появлением
нескольких научных анатомических школ.
На базе Московского университета действовала
школа Д. Н. Зернова (1834 – 1917 годы). Теории
этого ученого основывались на анатомии
центральной нервной системы. Многолетние
исследования головного мозга позволили
российскому анатому представить доказательства
ошибочности теории Чезаре Ломброзо о
врожденных человеческих качествах (преступности
или гениальности). В Киеве славилась школа
гистолога В. А. Беца (1834 – 1894 годы). Являясь
создателем оригинального учения об архитектонике
коры головного мозга, Бец в 1874 году описал
гигантские пирамидные клетки, позже названные
его именем.
ПЕДИАТРИЯ
В XIX в. педиатрия (от
греч. pai-dos — ребенок и iatreia — лечение)
стала формироваться как самостоятельная
научная дисциплина.
Основоположником
научной педиатрии в России явился Степан
Фомич Хотовицкий (1796—1885). Став ординарным
профессором кафедры акушерства, женских
и детских болезней, он первым начал читать
(с 1836 г.) отдельный курс детских болезней
из 36 лекций и в 1847 г. издал его в расширенном
виде. Это было первое в России оригинальное
руководство по педиатрии, в котором детский
организм изучался с учетом его анатомо-физиологических
особенностей, качественно изменяющихся
в процессе развития.
Во второй половине
XIX — начале XX в. педиатрия стала самостоятельным
предметом преподавания на медицинских
факультетах. Первая кафедра детских болезней
была организована в середине XIX в. в Германии,
которая в то время занимала передовые
позиции в области педиатрии.
В России, первая доцентура
по курсу детских болезней была открыта
в 1861 г. при кафедре акушерства, женских
и детских болезней Петербургской медико-хирургической
академии (ее возглавил И. И. Радецкий).
Первая в России самостоятельная кафедра
детских болезней была создана также в
МХА в 1870—1876 гг. Ее основатель Я. И. Быстрое
(1841—1906) разработал первую программу преподавания
педиатрии, включающую вопросы гигиены,
физического воспитания детей и организации
их лечения. Под его руководством в 1885
г. было создано первое в России научное
общество детских врачей. В 1897 г. после
ухода Н. И. Быстрова профессором кафедры
был избран Я. П. Гундобин (1860-4908). Его работы
«Общая и частная терапия детского возраста»
(1896) и «Особенности детского возраста»
(1906) вошли в золотой фонд отечественной
и мировой медицины.
В Московском университете
первая клиника детских болезней была
создана в 1866 г. Преподавание педиатрии
началось с теоретического (1861), а затем
практического (-1866) курса при кафедре
акушерства, женских и детских болезней,
который читал Н. А. Тольский (1832—1891), и
завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной
кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил
Н. Ф. Филатов.
Нил Федорович Филатов
(1847— 1902)—'Один из основоположников российской
педиатрии, создатель крупной научной
школы — развивал клинико-физиологическое
направление. Он впервые выделил и описал
ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху
(1885), открыл ранний признак кори — отрубевидное
шелушение эпителия на слизистой полости
рта (пятна Филатова — Вельского — Коплика).
Его труды «Семиотика и диагностика детских
болезней», «Лекции об острых инфекционных
болезнях у детей» и «Краткий учебник
детских болезней» многократно переиздавались.
Большой популярностью пользовались лекции
Филатова, записанные и изданные его учениками
С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским.
В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское
общество детских врачей. Становление
и развитие педиатрии как самостоятельной
научной дисциплины связано с деятельностью
многих выдающихся врачей мира. Среди
них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А.. Н. Шкарин,
Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский,
И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия),
М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж.
Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон
(Англия) и многие другие.
В 1902 г. передовые педиатры
различных стран Европы пришли к идее
объединения своих усилий и создали Лигу
по борьбе с детской смертностью, которая,
несмотря на активную деятельность отдельных
врачей, была все-таки высокой. Первый
Международный конгресс по охране младенчества
состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено
начало международному сотрудничеству
в области педиатрии.
ХИРУРГИЯ
И ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЕ:
Хирургия (от греч.
chier — рука, ergon — действие; дословно «рукодействие»)
— древняя область медицины, занимающаяся
лечением болезней посредством ручных
приемов, хирургических инструментов
и приборов (оперативного вмешательства).
Развитие хирургии
в России в силу, сложившихся исторических
традиций до середины XIX в. было тесно связано
с немецкой хирургией. На русский язык
переводились многие немецкие руководства
и учебники хирургии.
В первой половине
XIX в. ведущим центром развития хирургии
в России являлась Петербургская медико-хирургическая
академия.- Преподавание в академии было
практическим: студенты производили анатомические
вскрытия, наблюдали большое количество
операций и сами участвовали в некоторых
из них под руководством опытных хирургов.
Е. О. Мухин, будучи
профессором Московской медико-хирургичеокой
академии (1795—1816) и медицинского факультета
Московского университета
(1813—1835), издал «для пользы соотчичей,
учащихся медико-хирургической науке,
и молодых лекарей, занимающихся производством
хирургических операций», свои труды —
«Описание хирургических операций» (1807),
«Первые начала костоправной науки» (1806)
и «Курс анатомии» в восьми частях (1818).
Он внес существенный вклад в разработку
русской анатомической номенклатуры.
По его инициативе в Московском университете
и Медико-хирургической академии были
созданы анатомические кабинеты, введено
преподавание анатомии на трупах и изготовление
анатомических препаратов из замороженных
трупов (метод, впоследствии развитый
его учениками И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым).