Высшее медицинское образование в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Высшее образование в России в конце XIX века. Особенности университетского обучения. Студенчество как социально-демографическая группа. Социальное положение этой прослойки общества, ее роль в общественной и политической жизни конца XIX - начала XX вв.

Содержание работы

1.Введение
2. Развитие внутренней медицины и медицинского образования
3. Женское медицинское образование
4. Анатомия, как самостоятельная дисциплина
5.Педиатрия
6.Хирургия и ее преподавание
7. Акушерство и гинекология
8. Вывод
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

история фармации 1.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

По рекомендации профессора Мухина поступил на медицинский факультет Московского университета Николай Иванович Пирогов (1810—1881) —выдающийся деятель российской и мировой медицины (рис. 145), хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии. В Московском университете в то время также преобладало книжное преподавание. «Об упражнениях в операциях над трупами не было и помину,— писал впоследствии Николай Иванович,— ...хорош я был лекарь с моим дипломом, давшим мне право на жизнь и на смерть, не видав ни однажды тифозного больного, не имея ни разу ланцета в руках!»

В 1828 г. после окончания Московского университета Н. И. Пирогов в числе первых был направлен в Профессорский институт,   только   что созданный в Дерпте (Юрьев, ныне Тарту) для подготовки профессоров из «прирожденных россиян». В первом наборе слушателей этого института были также Г. И. Сокольский, Ф. И. Иноземцев, А. М. Филомафитский и другие молодые ученые, составившие славу российской науки. В качестве' своей будущей специальности Николай Иванович избрал хирургию, которую изучал под руководством профессора И. Ф. Мойера.

    В 40-х  гг. 19 в. была проведена реформа клинического преподавания, положительно сказавшаяся на качестве практической подготовки отечественных врачей.

В 1841 г. Н. И. Пирогов был назначен в Петербургскую медико-хирургическую академию. По инициативе Н.И. Пирогова в Петербургской медико-хирургической академии начали функционировать наряду с академическими (факультетскими) госпитальные хирургическая клиника (с 1841 г. ее возглавил Н.И. Пирогов) и терапевтическая клиника (с 1842 г.). Обосновывая необходимость такого разделения клинического преподавания, в письме к попечителю академии Н.И. Пирогов писал: «Профессор клиники должен начинать, так сказать, с азбуки практической медицины. Он заставляет слушателей входить во все подробности при постели больного, учит делать экзамен болезни, словом, цель его показать методу распознавания и главный план лечения болезни в каждом индивидууме. Напротив, профессор практической медицины госпитальной устремляет при своих визитациях внимание слушателей на целую массу одинаковых болезненных случаев, показывая при том и индивидуальные их оттенки; статистическим способом доказывает пользу той или другой методы лечения; лекции его состоят в обзоре главнейших случаев, сравнении их и пр.; у него в руках средство продвигать науку вперед. Посему обе эти кафедру клинической и госпитальной профессуры — необходимы в каждом учебном заведении». Выделение госпитальных клиник в Московском университете произошло в 1846 г.; инициаторами его еще в 1840 г. выступили Ф.И. Иноземцев, хирург А.И. Поль (1794—1864) и терапевт А.И. Овер. В Киевском университете реформа клинического преподавания хирургии связана с деятельностью ученика Н.И. Пирогова В.А. Караваева (1811—1892). Предпринимались попытки дальнейшей дифференциации преподавания. Особенно длительные споры велись на медицинском факультете Московского университета в отношении образования самостоятельных кафедр педиатрии и нервных болезней. Однако результаты их нашли организационное воплощение лишь в конце 60-х гг. 19 в.

Вместе с профессорами К. М. Бэром и К. К. Зейдлицем он разработал проект Института  практической анатомии,  который был создан при академии в 1846 г.

 

АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

После учреждения в Петербурге и Москве медико-хирургиче-. ских академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором . акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.

В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822). В. М. Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось до 6). Так, на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Введение эфирного (1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало профилактики родильной горячки, а также развитие учения об антисептике и асептики открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женского организма способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В течение 10 лет (1848—1858) А. А. Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в    Петербургской    медико-хирургической академии; он написал первый    в России учебник по гинекологии «Руководство  к  изучению  женских    болезней» (1858).

На базе Медико-хирургической академии он впервые в России организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его «Курс практического акушерства» долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А. Я. Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество (1887) и первый в этой области «Журнал акушерства и женских болезней» (1887). Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847— 1916) — одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г.

 

 

ВЫВОД:

К концу 19 в. в России имелось около 30 экспериментальных лабораторий, станций и научно-исследовательских институтов медико-биологического профиля, в т.ч. один из крупнейших в Европе институт экспериментальной медицины в Петербурге (основан в 1890), Бактериологический институт Московского университета и др. В этих учреждениях работали многие выдающиеся отечественные ученые, были сделаны крупные научные открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. — 5-е изд. — М., 2006
  2. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. — М., 1960.
  3. Большая медицинская энциклопедия, Т. 4, 13, 31 / гл. ред. А.Н.Бакулев. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1960.
  4. Днепров Э.Д. Женское образование в России: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России. – СПб: тип. Артели печ. пр-ва,  1910.
  6. Широкий М. Б. Хирургия от древности до современности. — М., 2000.
  7. Грицак Е.Н.  Популярная история медицины. - Издательство: Вече

2003 г.

  1. http://nedug.ru/library/история_медицины

 

 

 

 


Информация о работе Высшее медицинское образование в России в 19 веке