Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:12, контрольная работа
Описание работы
Высшее образование в России в конце XIX века. Особенности университетского обучения. Студенчество как социально-демографическая группа. Социальное положение этой прослойки общества, ее роль в общественной и политической жизни конца XIX - начала XX вв.
Содержание работы
1.Введение 2. Развитие внутренней медицины и медицинского образования 3. Женское медицинское образование 4. Анатомия, как самостоятельная дисциплина 5.Педиатрия 6.Хирургия и ее преподавание 7. Акушерство и гинекология 8. Вывод 9. Список литературы
По рекомендации профессора
Мухина поступил на медицинский факультет
Московского университета Николай Иванович
Пирогов (1810—1881) —выдающийся деятель
российской и мировой медицины (рис. 145),
хирург, педагог и общественный деятель,
создатель топографической анатомии и
экспериментального направления в хирургии,
один из основоположников военно-полевой
хирургии. В Московском университете в
то время также преобладало книжное преподавание.
«Об упражнениях в операциях над трупами
не было и помину,— писал впоследствии
Николай Иванович,— ...хорош я был лекарь
с моим дипломом, давшим мне право на жизнь
и на смерть, не видав ни однажды тифозного
больного, не имея ни разу ланцета в руках!»
В 1828 г. после окончания
Московского университета Н. И. Пирогов
в числе первых был направлен в Профессорский
институт, только что созданный
в Дерпте (Юрьев, ныне Тарту) для подготовки
профессоров из «прирожденных россиян».
В первом наборе слушателей этого института
были также Г. И. Сокольский, Ф. И. Иноземцев,
А. М. Филомафитский и другие молодые ученые,
составившие славу российской науки. В
качестве' своей будущей специальности
Николай Иванович избрал хирургию, которую
изучал под руководством профессора И.
Ф. Мойера.
В 40-х
гг. 19 в. была проведена реформа клинического
преподавания, положительно сказавшаяся
на качестве практической подготовки
отечественных врачей.
В 1841 г. Н. И. Пирогов
был назначен в Петербургскую медико-хирургическую
академию. По инициативе Н.И. Пирогова
в Петербургской медико-хирургической
академии начали функционировать наряду
с академическими (факультетскими) госпитальные
хирургическая клиника (с 1841 г. ее возглавил
Н.И. Пирогов) и терапевтическая клиника
(с 1842 г.). Обосновывая необходимость такого
разделения клинического преподавания,
в письме к попечителю академии Н.И. Пирогов
писал: «Профессор клиники должен начинать,
так сказать, с азбуки практической медицины.
Он заставляет слушателей входить во все
подробности при постели больного, учит
делать экзамен болезни, словом, цель его
показать методу распознавания и главный
план лечения болезни в каждом индивидууме.
Напротив, профессор практической медицины
госпитальной устремляет при своих визитациях
внимание слушателей на целую массу одинаковых
болезненных случаев, показывая при том
и индивидуальные их оттенки; статистическим
способом доказывает пользу той или другой
методы лечения; лекции его состоят в обзоре
главнейших случаев, сравнении их и пр.;
у него в руках средство продвигать науку
вперед. Посему обе эти кафедру клинической
и госпитальной профессуры — необходимы
в каждом учебном заведении». Выделение
госпитальных клиник в Московском университете
произошло в 1846 г.; инициаторами его еще
в 1840 г. выступили Ф.И. Иноземцев, хирург
А.И. Поль (1794—1864) и терапевт А.И. Овер. В
Киевском университете реформа клинического
преподавания хирургии связана с деятельностью
ученика Н.И. Пирогова В.А. Караваева (1811—1892).
Предпринимались попытки дальнейшей дифференциации
преподавания. Особенно длительные споры
велись на медицинском факультете Московского
университета в отношении образования
самостоятельных кафедр педиатрии и нервных
болезней. Однако результаты их нашли
организационное воплощение лишь в конце
60-х гг. 19 в.
Вместе с профессорами
К. М. Бэром и К. К. Зейдлицем он разработал
проект Института практической анатомии,
который был создан при академии в 1846 г.
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
После учреждения в
Петербурге и Москве медико-хирургиче-.
ских академий преподавание акушерства
стало вестись на самостоятельных кафедрах
повивальной науки. Первым профессором
акушерства в Московской медико-хирургической
академии был Г. Фрезе. Первым профессором
. акушерства в Петербургской медико-хирургической
академии стал И. Конради.
В 1790 г. кафедру повивального
искусства в Московском университете
возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер
(1783—1822). В. М. Рихтер открыл при Клиническом
институте Московского университета Повивальный
институт на 3 койки (в 1820 г. их число увеличилось
до 6). Так, на практике осуществлялась
идея клинического преподавания акушерства
в России.
Введение эфирного
(1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало
профилактики родильной горячки, а также
развитие учения об антисептике и асептики
открыли широкие возможности для акушерской
и гинекологической практики. Все это
вместе с достижениями в области морфологии
и физиологии женского организма способствовало
успешному развитию гинекологии и выделению
ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую
дисциплину.
В течение 10 лет (1848—1858)
А. А. Китер руководил кафедрой акушерства
с учением о женских и детских болезнях
в Петербургской медико-хирургической
академии; он написал первый
в России учебник по гинекологии «Руководство
к изучению женских болезней»
(1858).
На базе Медико-хирургической
академии он впервые в России организовал
широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов,
ввел систему постдипломного усовершенствования
в этой области. Его «Курс практического
акушерства» долгое время служил основным
руководством для отечественных акушеров-гинекологов.
А. Я. Крассовский организовал первое в
России Петербургское акушерско-гинекологическое
научное общество (1887) и первый в этой области
«Журнал акушерства и женских болезней»
(1887). Преподавание гинекологии как самостоятельной
дисциплины было введено в России по инициативе
Владимира Федоровича Снегирева (1847—
1916) — одного из основоположников отечественной
гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском
университете первую в нашей стране гинекологическую
клинику, которой руководил до 1900 г.
ВЫВОД:
К концу 19 в. в России
имелось около 30 экспериментальных лабораторий,
станций и научно-исследовательских институтов
медико-биологического профиля, в т.ч.
один из крупнейших в Европе институт
экспериментальной медицины в Петербурге
(основан в 1890), Бактериологический институт
Московского университета и др. В этих
учреждениях работали многие выдающиеся
отечественные ученые, были сделаны крупные
научные открытия.
Список литературы:
Сорокина Т. С. История
медицины: Учебник. — 5-е изд. — М., 2006
Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. — М., 1960.
Большая медицинская
энциклопедия, Т. 4, 13, 31 / гл. ред. А.Н.Бакулев.
– М.: Изд-во «Советская энциклопедия»,
1960.
Днепров Э.Д. Женское
образование в России: учебное пособие.
– М.: Дрофа, 2009.
Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России. – СПб: тип. Артели печ. пр-ва, 1910.
Широкий М. Б. Хирургия от древности до современности. — М., 2000.
Грицак Е.Н. Популярная история медицины. - Издательство: Вече