Административная ответственность как вид государственного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется возросшей потребностью в новых социально-экономических и политических условиях совершенствования методов административно-правового регулирования, в том числе и посредством института административной ответственности.
Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
- определение содержания и основных принципов административной ответственности;
- исследование состава (структуры) административного правонарушения, как основания административной ответственности;
- анализ мер административной ответственности и их эффективности.

Содержание работы

1.Введение ......................................................................................... 2
2. Глава 1. Понятие административной ответственности ............ 4
3. 1.1. Понятие и признаки административной ответственности
как вида юридической ответственности......................................... 4
4. 1.2. Особенности административной ответственности.............. 6
5. Глава 2. Основания и меры административной ответственности 9
6. 2.1 Меры административного наказания........................................ 9
7. 2.2 Основания и порядок применения административной
ответственности................................................................................... 17
8. Глава 3. Проблемы административной ответственности.............
и практики ее применения.................................................................. 21
9. Заключения....................................................................................... 29
10. Список литературы........................................................................ 31

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Введение .........................................................................................                                       2

2. Глава 1. Понятие административной ответственности ............                                         4

3. 1.1. Понятие и признаки административной ответственности

как вида юридической ответственности.........................................                                          4

4. 1.2. Особенности административной ответственности..............                                         6

5. Глава 2. Основания и  меры административной ответственности                                      9  6. 2.1 Меры административного наказания........................................            9

7. 2.2 Основания и порядок применения административной

ответственности...................................................................................                       17

8. Глава 3. Проблемы административной  ответственности.............

и практики ее применения..................................................................                                       21

9. Заключения.......................................................................................                       29

10. Список литературы........................................................................                                       31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. Административная ответственность, имея много общего с другими видами юридической ответственности, вместе с тем, имеет свои цели и занимает особую нишу в системе нормативно-правового регулирования. Административная ответственность является необходимым стимулятором правового поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

          Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 1980-х гг. эта тенденция стала проявляться ещё более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие правонарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путём установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, неуважение к суду и т.д.).

         В настоящее время в Российской Федерации с приходом к власти в 2000 году Президента В.В. Путина и с вступившим с 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях идёт процесс административной реформы. В связи с этим актуальность темы исследования определяется возросшей потребностью в новых социально-экономических и политических условиях совершенствования методов административно-правового регулирования, в том числе и посредством института административной ответственности.

                 Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

- определение содержания  и основных принципов административной  ответственности;

- исследование состава  (структуры) административного правонарушения, как основания административной  ответственности;

- анализ мер административной  ответственности и их эффективности.

        В качестве теоретической базы исследования выступали труды известных учёных – специалистов в области административной ответственности: С.С. Алексеева, В.В. Александрова, Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, С.Н. Братусь, А.И. Зрелова, С.Д. Князева, Ю.М. Козлова, Б.В. Россинского, Р.И. Тарнопольского, М.С. Студеникиной, А.Ю. Якимова и других.

         Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в нём предложения по совершенствованию норм, регламентирующих административную ответственность могут быть использованы в законодательном процессе при изменении действующего административного законодательства и в административной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1. Понятие и признаки административной  ответственности как вида юридической  ответственности

В теории права  юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции  в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку  оно есть и в выговоре за нарушение  трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкций правовой нормы, и санкция из потенциальной  возможности применения наказания  преобразуется в действительное наказание, т.е. в административное наказание. То есть административное правонарушение является основанием административной ответственности.

Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

Административную  ответственность характеризуют  некоторые признаки, общие для  всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она  представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Во-вторых, это  правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она  влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных  КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в  мерах административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание  представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с  правонарушениями, т.е. решение вопроса  по существу, и виновный в соответствии с характером деяния подвергается административному  наказанию.

Данный признак  юридической ответственности вообще и административной ответственности  в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение  виновного поведения от имени  государства, государственное порицание  правонарушителя.

В-пятых, юридическая  ответственность всегда рассматривалась  в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

 

 

 

 

 

1.2. Особенности административной ответственности

Как самостоятельному виду юридической ответственности административной ответственности присущи свои особенности. Они следующие:

  1. административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;
  2. административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;
  3. факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);
  4. законодательством предусмотрен упрощенный порядок наложения административных наказаний;
  5. порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права.

Также особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и  административная ответственность  предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и  гражданина, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка т общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и  государства от административных правонарушений.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного  права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность  используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений  – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем  преступления. Их опасность заключается  не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в  значительной распространенности, их «массовости», охватывающей многие миллионы административных правонарушений.

По своей сущности административная ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства, на лицо, совершившее  административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в  воспитании виновного, а также в  предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как  лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими  гражданами.

В установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам  юридической ответственности. Состоит  эта особенность в том, что  участие в установлении административной ответственности по некоторым видам  правонарушений принимают местные  представительные и исполнительные органы государственной власти и  управления.

Административная ответственность  отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности  являются как физические лица, так  и юридические лица – предприятия, организации, учреждения.1

Новой, определяющей принципиальные положения, касающиеся юридических  лиц как субъектов административной ответственности, является ст.2.10. КоАП РФ. В ней говорится, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, определенных статьями раздела ІІ данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов І, ІІІ, ІV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в ранней мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В ст.2.1. КоАП РФ разделяется ответственность юридического и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицу. Равным образом, привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Еще одно немаловажное отличие  административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно  учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто  является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение  транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном нарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием (ст.2.9. КоАП РФ). Установление в законе такой меры наказания как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Информация о работе Административная ответственность как вид государственного принуждения