Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется возросшей потребностью в новых социально-экономических и политических условиях совершенствования методов административно-правового регулирования, в том числе и посредством института административной ответственности.
Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
- определение содержания и основных принципов административной ответственности;
- исследование состава (структуры) административного правонарушения, как основания административной ответственности;
- анализ мер административной ответственности и их эффективности.
1.Введение ......................................................................................... 2
2. Глава 1. Понятие административной ответственности ............ 4
3. 1.1. Понятие и признаки административной ответственности
как вида юридической ответственности......................................... 4
4. 1.2. Особенности административной ответственности.............. 6
5. Глава 2. Основания и меры административной ответственности 9
6. 2.1 Меры административного наказания........................................ 9
7. 2.2 Основания и порядок применения административной
ответственности................................................................................... 17
8. Глава 3. Проблемы административной ответственности.............
и практики ее применения.................................................................. 21
9. Заключения....................................................................................... 29
10. Список литературы........................................................................ 31
Однако, по мнению Б.В. Россинского, сторонники указанных точек зрения не учитывают того обстоятельства, что административная ответственность является одним из видов административного принуждения, о чём однозначно пишут и они сами, и многие другие авторы. Данное обстоятельство является азбучным положением теории административного права и сомнений ни у кого не вызывает. При этом административное принуждение всегда понимается как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.
Властвующий «воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения». Некоторые виды принуждения могут быть направлены на личность или имущество субъекта. Очевидно, что применение мер административного принуждения вообще и административной ответственности в частности является ограничением прав и свобод субъектов, в отношении которых такие меры применяются.
По мнению Б.В. Россинского согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом, представляется, что нормы законов субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность граждан, не соответствуют положениям Конституции РФ. Между тем КоАП РФ с учётом отмеченных выше положений ст. 72 Конституции РФ допускает установление ответственности за совершение административных правонарушений законами субъектов Российской Федерации.
Б.В. Россинский считает, что ограничение прав и свобод граждан, связанное с применением мер административной ответственности, является особым случаем. Подобное ограничение помимо прочего всегда посягает на достоинство личности, а в ряде случаев и на её неприкосновенность. А это уже предусмотренные ст. 21 и 22 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены лишь федеральным законом.
Как же соотнести необходимость установления норм об административных правонарушениях в рамках федерального закона с положениями ст. 72 Конституции РФ, относящей административное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов? Так, например, С.Н.Братусь говорил, что «было бы правильно нормы, определяющие признаки для всех проступков и взысканий, равно как и нормы, определяющие составы различных видов проступков, отделить от норм административного права», которые регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.
Указанную точку зрения поддерживает и А.П. Шергин, отмечающий, что отношения, которые возникают «по поводу совершения административных правонарушений – это отношения юридической ответственности, которые без достаточных оснований пытаются относить к управленческим. Сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет административно-деликтного права». Такого же мнения придерживаются и другие авторы.
Анализируя данную проблему, А.П. Шергин отмечает, что в соответствующем положении ст. 72 Конституции произошла подмена понятий: в административное законодательство было необоснованно включено законодательство об административной ответственности.
Указанная точка зрения А.П. Шергина, С.Н. Братуся и Б.В. Россинского представляется для автора наиболее аргументированной, поскольку, с одной стороны, позволяет в рамках действующей Конституции РФ разграничить полномочия по административно-правовому регулированию между Российской Федерацией и её субъектами, с другой стороны не допустить необоснованного ограничения прав и свобод личности законодательными актами субъектов Федерации.
Вместе с тем, по мнению автора, было бы целесообразным закрепить на федеральном уровне перечень административных нарушений, за которые субъекты Российской Федерации могли бы самостоятельно установить административную ответственность, а также закрепить перечень и пределы административных наказаний, применяемых за их совершение.
Можно так же согласиться с предложением Б.В. Россинского устанавливать законами субъектов Российской Федерации административной ответственности лишь юридических и должностных лиц, что, во-первых, способствовало бы соблюдению требований ст. 55 Конституции РФ, а во-вторых - обеспечению конституционного разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения между Федерацией и субъектами, в частности, при разработке административного законодательства.
Подобный подход объясняется, прежде всего, тем, что среди проступков юридических лиц и их должностных лиц, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, значительное количество составляют правонарушения в следующих сферах: обеспечения общественной безопасности, охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности, природопользования, охраны памятников истории и культуры; а также правонарушения: в промышленности, строительстве и энергетике, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальных отношениях; ветеринарии и мелиорации земель, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов; ряд других правонарушений, совершаемых юридическими лицами (и их должностными лицами) в процессе осуществления экономической, хозяйственной деятельности этих организаций.
Все эти вопросы находятся либо в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, либо в ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, либо в ведении самих субъектов Федерации. Исходя из положений ст. 71 и 73 Конституции РФ, помимо федеральных актов или в дополнение к ним в субъектах РФ принимается большое число своих законов и правовых актов управления, отражающих особенности и специфику различных регионов страны. Как следствие, в дополнение к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях в субъектах Федерации могут издаваться нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц и должностных лиц за нарушения положений региональных актов. Это, безусловно, должно способствовать эффективному решению субъектами Федерации вопросов, отнесённых к предмету их собственного ведения и их полномочиям по предметам совместного ведения с Российской Федерацией.
Институт административной ответственности юридических лиц в современных условиях становится важным рычагом государственного регулирования экономики. Особенностью этого института в отличие от административной ответственности физических лиц является не только его правоохранительная, но, главным образом, фискальная направленность.
Установление административной ответственности юридических лиц законами субъектов Федерации в дополнение к нормам, содержащимся в федеральном Кодексе, направлено на совершенствование такого регулирования.
Анализ нормативных актов субъектов Федерации об административных правонарушениях свидетельствует, что исключение из них норм, устанавливающих ответственность граждан, и сосредоточение их в федеральном Кодексе не представляет большой проблемы.
Можно также согласиться с точкой зрения А.Ю.Якимова в том, что высокая законотворческая активность субъектов Федерации по установлению административной ответственности является ярким свидетельством несовершенства современной федеральной административно-наказательной политики.
Думается, совершенствование этой политики (в частности, уточнение компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области установления административной ответственности) является насущной потребностью общества, которая обусловлена, в том числе, необходимостью обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Кодек РФ об административных правонарушениях должен стать единственным актом, устанавливающим административную ответственность граждан, что в полной мере будет соответствовать положениям Конституции РФ относительно возможности ограничения прав и свобод граждан только федеральным законом.
Законами (кодексами) субъектов Федерации должна устанавливаться лишь ответственность юридических лиц и должностных лиц за совершение тех административных правонарушений, которые имеют определённые особенности в отдельных регионах страны и не рассматриваются в федеральном Кодексе.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не оправдал надежд отдельных категорий участников налоговых правоотношений на отмену административной ответственности за правонарушения в области финансов и сборов. Многие юристы считают, что содержащееся в гл. 15 КоАП составы административных правонарушений дублируют составы налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена гл. 16 Налогового кодекса РФ. Между тем, как отмечает А.Н. Ткач, при сопоставлении положений гл. 15 КоАП РФ и гл. 16 НК РФ, элементов состава налогового и административного правонарушений можно прийти к выводу о конституционно-правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности.
Объектом административного правонарушения в сфере налогов и сборов, как правило, являются такие общественные отношения, правовое регулирование которых осуществляется налоговым законодательством, в частности НК РФ. Это отношения по уплате налогов и сборов, осуществлению налогового контроля, учёту налогоплательщиков. Вместе с тем, бланкетный характер норм КоАП РФ не позволяет чётко выделить собственный объект административного правонарушения, при том что налоговые правонарушения и споры признаются некоторыми юристами и правоприменителями не самостоятельным видом правонарушения, а разновидностью административно-правового правонарушения (в таком качестве рассматривает налоговые споры Высший Арбитражный Суд РФ).
Объективная сторона налогового и административного правонарушения представляет собой деяние лица, направленное на достижение общественно опасных (негативных) последствий. Существенным аспектом в данном случае является наличие причинно-следственной связи между деянием лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
В соответствии со ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Указанный возраст установлен и ст. 2.3 КоАП РФ для наступления административной ответственности.
Несмотря на схожие подходы к привлечению к административной и налоговой ответственности (наличие обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих ту или иную ответственность), к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов не могут быть привлечены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (примечание ст. 15.3 КоАП РФ), и юридические лица (последние просто не упоминаются в КоАП в качестве субъектов административных правонарушений в сфере налогов и сборов). Таким образом, административная ответственность в этом случае распространяется на граждан и должностных лиц.
В связи с этим, на наш взгляд, остаётся не решённым вопрос о допустимости одновременного привлечения лица к административной и налоговой ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Ни КоАП РФ, ни НК РФ не содержат прямого запрета на это. Таким образом, на практике это может привести к нарушению одного из основополагающих постулатов учения об ответственности «не дважды за одно и тоже» или как этот постулат звучал в российском в российском дореволюционном праве «не отмстиши дважды за едино». В ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ прямо указывается на то, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Но налоговое правонарушение, как уже отмечалось, признаётся самостоятельным видом правонарушения и этот запрет на налоговые правонарушения не распространяется.
Вместе с тем, положение п. 4 ст. 108 НК РФ о том, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, следует признать правомерным и не противоречащим Конституции РФ и вышеупомянутому принципу.
Так же одной из проблем административной ответственности, по прежнему остаётся проблема защиты граждан от административного произвола при привлечении к административной ответственности.
Проблемы административной ответственности и практики её применения, как и отсутствие определения административной ответственности в КоАП РФ, порождаются органами государственной законодательной власти в первую очередь. Непродуманность законов создаёт большие проблемы на практике, хотя эти проблемы за прошедший период с 2002 года можно было бы устранить, тем более, что теоретическая база для решения затронутых проблем разработана достаточно хорошо.
Строя правовое государство и гражданское общество, органы государственной власти не должны пренебрегать своими полномочиями, правами и обязанностями, и действовать должны не в своих интересах, а в интересах государства, а не иначе.
Заключение
Административная
Информация о работе Административная ответственность как вид государственного принуждения