Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа
Собственность – это исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен правонарушения против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.
Действующие в Республике Беларусь различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 4
ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 9
2.1 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь 9
2.2 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
крайне неблагополучное финансовое положение лица, принимающего обязательство, к моменту заключения договора;
экономическая необоснованность и нереальность принимаемых обязательств;
отсутствие прибыльной деятельности, направленной на получение средств для выполнения обязательств;
выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками;
предъявление при заключении договора подложных документов;
заключение сделки от имени несуществующего юридического лица или зарегистрированного на подставных лиц и т.п.
В частности, если сделка купли-продажи заключена под условием выплаты продавцу дополнительной суммы, но покупатель, заведомо не намереваясь выполнять обещание, обманул продавца, имитируя различными способами выплату дополнительной суммы, содеянное квалифицируется как мошенничество.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями характеризуется использованием должностным лицом своих служебных полномочий для завладения имуществом или приобретения права на него. При этом не имеет значения, находится ли имущество в непосредственном владении должностного лица либо вверено другим лицам, через которых должностное лицо в силу служебных полномочий имеет право по управлению и распоряжению им. Разновидностями такого хищения могут являться:
присвоение имущества, в отношении которого должностное лицо в силу своих служебных полномочий имеет право по управлению и распоряжению;
умышленное незаконное получение должностным лицом средств в качестве премий, надбавок к заработной плате, а также пенсий, пособий и других выплат;
обращение в свою собственность средств по заведомо фиктивным трудовым соглашениям или иным договорам под видом заработной платы за работу или услуги, которые фактически не выполнялись или были выполнены не в полном объеме, и т.п.
Присвоение означает незаконное обращение чужого имущества, вверенного виновному, в его пользу без эквивалентной компенсации. Присвоенное имущество продолжает находиться в распоряжении виновного, оно еще не отчуждено и не потреблено. Растрата представляет собой незаконное и безвозмездное использование виновным вверенного ему чужого имущества (например, путем личного потребления или иного способа израсходования) либо его отчуждение, т.е. продажа, дарение, передача в долг или в счет погашения долга и т.д. В отличие от присвоения, которое характеризуется как удержание чужого имущества, растрата представляет собой издержание этого имущества. При этом присвоение выражается в обращении виновным в свою пользу вверенного ему имущества, а растрата - в отчуждении такого имущества или в потреблении его самим виновным. Она признается оконченной с момента фактического израсходования или отчуждения вверенного виновному имущества. Общее между присвоением и растратой заключается в том, что хищение совершается без изъятия имущества у собственника: виновный использует фактическую возможность распорядиться чужим имуществом, поскольку оно ему вверено для осуществления обусловленных собственником правомочий по распоряжению, управлению, хранению, доставке и находится в его ведении.
Статья 10.6. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада -
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором был обнаружен клад. В случае обнаружения клада, содержащего материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, такие объекты подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику. Правила статьи 234 ГК не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.
Статья 10.7. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Механизм причинения ущерба при совершении данного правонарушения различен. Потерпевшему может причиняться реальный имущественный ущерб в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации, поскольку он вынужден оплатить услуги, которые выполнялись для виновного лица (например, лицо незаконно подключается к телефону потерпевшего, осуществляет международные разговоры, а потерпевший вместо виновного оплачивает эти услуги; лицо путем модификации компьютерной информации в качестве заказчика определенного рода товаров при заказе их с помощью Интернета указывает другое лицо, которое и оплачивает их вместо виновного лица). При этом имущественный ущерб может причиняться и в виде упущенной выгоды, неполучения потерпевшим прибыли и доходов (например, получение проводником вагона, водителем междугороднего автобуса и других транспортных средств денег с пассажиров за безбилетный проезд; уклонение от внесения арендной платы, уплаты за проживание в гостинице, прокат тех или иных предметов, за ремонт бытовой техники, пользование газом, электричеством и другие коммунальные услуги и т.д.)[10, c.201].
Правонарушение будет юридически окончено, если действиями лица потерпевшему причинен ущерб на сумму до сорока базовых величин на момент его совершения. При этом данное правонарушение необходимо отграничивать от мелкого хищения, под которым понимается хищение путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты имущества юридического лица (а равно покушение на такое хищение) в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Корреляция данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно опасными последствиями деяния. Причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения; причинение имущественного ущерба без признаков хищения, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок (статья 216 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Статья 10.8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
1. Уничтожение или повреждение
посевов, находящегося в поле
собранного урожая
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
2. Те же деяния, совершенные
повторно в течение одного
года после наложения
влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин.
3. Проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне, мотоцикле или другом транспортном средстве -
влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Причинителем вреда, нанесенного при уничтожении или повреждении посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом, является собственник последних либо лицо, осуществляющее отдельные правомочия собственника, например наделенное правом пользования или распоряжения животными - особыми объектами движимого имущества.
Уничтожение или повреждение посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом могут быть следствием и противоправного бездействия нарушителя, уклоняющегося от исполнения своих обязанностей по обеспечению надзора за сельскохозяйственными животными. В данном случае квалифицирующим признаком правонарушения является причинение имущественного ущерба[17, c.361].
В отличие от указанного деяния проезд по посевам или насаждениям рассматривается в качестве административного проступка также и в тех случаях, когда действия нарушителя не привели к повреждению или уничтожению чужого имущества.
Статья 10.9. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, -
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до семидесяти базовых величин.
Предметом правонарушения может быть любое движимое или недвижимое имущество. Уничтожение имущества исключает его использование по функциональному назначению. Под повреждением имущества понимается причинение восполнимого ущерба движимым или недвижимым имущественным объектам, находящимся у граждан, юридических лиц в собственности либо на иных законных основаниях. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба; уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности, квалифицируются как преступление (соответственно часть 1 статьи 218 и статья 219 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Под значительным размером (ущербом в значительном размере) понимается размер (ущерб) на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления, а под крупным размером (ущербом в крупном размере) понимается размер (ущерб) на сумму, в 250 раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. В то же время, решая вопрос о наличии в действиях виновного признака причинения ущерба собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить как из стоимости имущества, так и из других существенных обстоятельств. Таковыми, в частности, могут быть материальное положение физического лица, финансовое положение юридического лица, значимость утраченного имущества для собственника или иного владельца. Квалифицирующий признак "причинение ущерба" может быть инкриминирован лишь в случае реального наступления указанного последствия, вызванного, например, повреждением, утратой либо уничтожением имущества.
По смыслу статьи 3.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях квалификация умышленно совершенного правонарушения возможна только применительно к деянию физического лица, так как лишь в данном случае возможна оценка психического отношения лица к совершенному деянию. Таким образом, субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо.
2.2 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность
Административная ответственность за правонарушения, посягающие на собственность, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности[14, c.219].
Административная ответственность - особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания: - нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее; - фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение); - процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.
Для наступления реальной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.
Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность, включает в себя несколько стадий[16, c.191].
Составление протокола. О совершении административного правонарушения посягающего на собственность составляется протокол уполномоченными на то должностными лицами либо государственными органами, определенными в законодательстве Республики Беларусь.
Направление протокола. Протокол в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении посягающему на собственность. Доставление нарушителя. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или в штаб добровольной народной дружины работником милиции или народным дружинником. При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другую государственную или общественную собственность, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
Информация о работе Административная ответственность против собственности