Административная ответственность за земельные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать вопросы административной ответственности за земельные правонарушения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие, сущность и общую характеристику земельного контроля (надзора) в Российской Федерации; исследовать формы и методы государственного земельного надзора; уточнить понятие административной ответственности за земельные правонарушения; изучить составы земельных правонарушений по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации; проанализировать порядок привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика земельного надзора в Российской Федерации………………………………...………………...6
1.1 Понятие, сущность и общая характеристика земельного надзора………………………………………………………6
1.2 Субъекты, задачи и формы осуществления земельного контроля (надзора) в Российской Федерации………..…..…..13
2 Административная ответственность за земельные правонарушения…………………………………………………….....…30
2.1 Понятие административной ответственности…….……30
2.2 Земельные правонарушения по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях..…..33
2.3 Порядок привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

               Основной целью  земельных  преобразований в Российской Федерации является обеспечение рационального использования и охраны земель, как важнейшего природного ресурса, а также экономических, правовых и иных необходимых условий сохранения земель.

             Важнейшим  инструментом  выполнения этих задач служит государственный надзор за использованием и охраной земель. Особая роль в этом отводится административной ответственности за нарушения земельного законодательства, как реакции государства на действия субъектов правоотношений, нарушающих установленный порядок землепользования.

             Сущность административной ответственности за земельные правонарушения заключается в применении в установленном государством порядке, предусмотренных нормами административного права мер воздействия к лицу, виновному в совершении противоправного деяния, представляющего общественную опасность, нарушением правовых норм о рациональном и бережном использовании земель, прав и законных интересов собственников, землевладельцев и землепользователей, а также установленного государством порядка управления землей.

           В связи с вступлением в силу с 1 августа 2011 года Федерального закона № 242, который внес изменения в отдельные законодательные акты по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля, в том числе и в Земельный кодекс Российской Федерации у нас немного изменилось определение. Раньше был государственный земельный контроль, теперь мы должны осуществлять государственный земельный надзор. Сложилось мнение, что понимание и понятие государственного земельного контроля привели в соответствие тем определениям и понятиям, которые существуют в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Теперь государственный земельный надзор будет в целом осуществляться с соблюдением требований данного Федерального закона. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации появилась статья 19.4.1, предусматривающая наказание или санкции за воспрепятствование проведению проверки, т.е. законной деятельности государственного инспектора. Эта статья предусматривает достаточно существенные штрафы, как в отношении физического лица, должностного лица, так и в отношении юридического лица, которые препятствуют проведению соответствующей проверки, с чем зачастую приходится сталкиваться почти всем контролирующим ведомствам. Также предусмотрен и административный штраф за действия (бездействие), если это повлекло невозможность проведения или завершения проверки. На мой взгляд, справедливо, что ужесточена ответственность за повторное совершение административного правонарушения. Нарушителю законодательства выгоднее будет исправить ситуацию, чем отвечать рублем. Добавлю, что устранение нарушений земельного законодательства остается одним из самых проблемных направлений деятельности Управления при исполнении полномочий по государственному земельному надзору.

            При этом нельзя сказать, что инструменты для принуждения лиц к устранению нарушений земельного законодательства, имеющиеся в распоряжении органов государственного надзора, неэффективны. Здесь особую значимость приобретает взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратурой и другими заинтересованными организациями.

    Мои предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики:

 

         1. Несмотря на наличие проблем,  государственный земельный контроль достаточно разработан ранее в нормативных правовых актах различного уровня и широко применялся на практике, муниципальный и общественный контроль  заслуживает дальнейшего развития и стимулирования с помощью права.

           Целесообразно обсудить вопрос насколько положения о контроле должны быть обязательными или примерными, типовыми для участников земельных отношений.

 Требуется принятие нормативных документов (соглашений) в области взаимодействия органов государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального земельного контроля, обязательных для исполнения на всех уровнях власти, для снятия вопросов, возникающих в процессе осуществления взаимодействия между администрациями городских округов и Управлениями Росреестра, в связи с отсутствием регламентирующих документов и четких рычагов взаимодействия в федеральном законодательстве.

        2. Считаю, что для повышения эффективности государственного земельного надзора необходимо на  законодательном уровне урегулировать вопросы о привлечении к проведению мероприятий по надзору аккредитованные в соответствующей сфере организации, чтобы при выполнении контрольно-надзорных функций органы власти, которые наделены такими полномочиями, могли привлекать в качестве экспертов представителей таких организаций (например, Ростехинвентаризация и т.д.)  для качественного отражения результатов проверок. Эксперты смогут дать квалифицированное заключение о самовольности – не самовольности постройки, реконструкции и т.д. Такие действия идут на пользу всем контролирующим органам.

       3. Целесообразно налаживать качественное взаимодействие с налоговыми инспекциями для того, чтобы они в пределах своей компетенции решали вопросы, связанные с неосновательным обогащением, поскольку самовольно захватив земельный участок и используя его как обычный, землепользователь не платит никаких налогов, не платит арендной платы и, соответственно, не несет никаких расходов, связанных с использованием данного земельного участка. Необходимы соглашения, регламентирующие порядок обмена информацией по выявленным фактам самовольного занятия земельных участков, либо использования его юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами без документов, оформленных надлежащим образом. В свою очередь ИФНС может предоставлять Росреестру сведения о лицах, являющихся неплательщиками налогов, для укрепления доказательной базы (наличие вины) при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

       4. Одной из существенных проблем при анализе имеющихся нарушений земельного законодательства является именно незнание собственником тех законов, которые действуют на данной территории, недоумение: почему меня вообще проверяют, мы такие хорошие, соблюдаем все нормы и проведение земельного контроля в данном случае не требуется. Необходимо качественное информирование граждан через средства массовой информации, а они не спешат взаимодействовать с госорганами бесплатно.

        5. Используя и развивая традиции государственного земельного контроля, необходимо иметь в виду, что если ранее он осуществлялся от имени собственника — суверена — государства в отношении только землепользователей, то в современных условиях государство — гарант прав — суверен должно осуществлять государственный земельный надзор в отношении не только землепользователей, арендаторов, землевладельцев, но и собственников земельных участков со многими вытекающими отсюда последствиями.

           С осуществлением земельного контроля тесно связано развитие ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель, которая завершает звенья правоохранительного механизма.

Наиболее отработанным видом земельной ответственности  можно считать возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями постольку, поскольку оно, как и иные формы гражданско-правовой ответственности, опираются на конкретные и подтвержденные многолетней практикой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

          6. Присоединяюсь к положениям Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, одобренной Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 17 февраля 2003 г., в том, что дисциплинарная ответственность должна наступать во всех случаях совершения работником дисциплинарных проступков в области использования и охраны земель на основании Трудового кодекса Российской Федерации и уставов, положений о дисциплине, о трудовых обязанностях работников. Если юридическое лицо, где трудится работник, привлечено к административной ответственности, то дисциплинарная ответственность работника, виновного в наложении на юридическое лицо административной ответственности, должна наступать в обязательном порядке. В этом направлении Земельный Кодекс Российской Федерации должен быть исправлен, и законодательство должно развиваться в предложенном смысле.

            Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности в этой области сводятся к следующему:

  • не допускать расползания, изобретения новых составов административной ответственности без достаточно обоснованных практикой оснований, в том числе с помощью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
  • обеспечить нерасширительное применение и толкование без необходимости норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в котором нормы сформулированы достаточно обще и могут позволить достаточно широко применять административное воздействие, требуется обязательная опора при их использовании на требования Земельного кодекса Российской Федерации.

          В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья “Порча земли” со значительными санкциями (в том числе с наказанием в виде лишения свободы) за совершение предусмотренного преступления, нужды в ее изменении и дополнении не имеется, поскольку количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности по ней измеряется единицами. Общественная опасность такого преступления, как порча земли обществом пока не осознана. Проблемы здесь видятся не столько в совершенствовании законодательства, сколько в правоприменении: 1) необходимо обеспечить неотвратимость уголовного наказания за порчу земли, представляющую общественную опасность, 2) надо отличать ее от порчи земли, предусмотренной в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

  7. В связи с принятием Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей,  утвержденного  Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. N 318, утратил силу Административный регламент исполнения государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 254, поэтому сегодня отсутствует четкая регламентация осуществления государственного земельного надзора в области соблюдения законодательства физическими лицами, требуется принятие вновь разработанного Административного регламента, который урегулирует вопросы подготовки и проведения самой проверки соблюдения земельного законодательства, при которой госземинспектор при необходимости обеспечит подготовку, направление запросов в органы государственной власти и иные организации, а также установит сроки исполнения предписаний,  будет способствовать совершенствованию деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель их более качественной и эффективной работе, а также сохранению и поддержанию законности и правопорядка в нашем государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –– 26.01.2009. –– № 4. –– Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации -11.04.2011. -  N 15. -  ст. 2038.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –18.07.2011. - N 29. - ст. 4284.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13 июня 1996 № 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 25.07.2011. -  N 30 (ч. 1). - ст. 4601
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.02.2011, N 7, ст. 901.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.02.2011. - N 7. -  ст. 905.
  7. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 2. (утратил силу)
  8. Федеральный закон “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” от 16 июля 1998  N 101-ФЗ. (в ред. от 19.07.2011г) – 17 с.
  9. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370” от 30 июля 2004 N 400 (в ред. от 12.10.2010) – 10 с.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» (ред. от 11.04.2011)
  11. Правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями (под ред. А.А. Иванова) ("Статут", 2010.)

 

II. Специальная литература

 

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 2001.
  2. Ардашкин В.Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве. Дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 1967.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М, 2000.
  4. Бахрах Д.Н., Ренов Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. – М., 1989.
  5. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2004.
  6. Гвоздева А.Н. О понятии и особенностях индивидуального административно-правового акта // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сб. науч. тр. – Киров, 2004. – Ч. 1.
  7. Зуев Б.Р. Возбуждение дела об административном правонарушении: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2004.
  8. Кисин В.Р. Меры административно- процессуального принуждения. Дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 1983.
  9. Клюшниченко А.П., Шергин А.П. Административные комиссии. – М., 1975.
  10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. – М: Юрайт-Издат, 2002.
  11. Коренев А.П. Административное право. – М., 1996.
  12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1996.
  13. Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002.
  14. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004.

Информация о работе Административная ответственность за земельные правонарушения