Административно - правовой статус государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Органы государственной службы - самостоятельная часть профессионального публично - властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Государственное управление в России осуществляет свою власть на федеральном и местном уровне, и в реализации этой власти ей помогает специальные службы, именуемые «системой государственной службой».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Административно - правовой статус государственных служащих….4
Административно - правовой статус государственной службы РФ..14
Заключение……………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………22

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

В соответствии с федеральным законодательством РФ государственный служащий имеет право (ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ»):

  • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Федеральным законодательством РФ установлены следующие обязанности государственного служащего (ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ»; п. 3 ст. 40 ФЗ «О военной службе и воинской обязанности»):

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими признаками (ст. 56 ФЗ «О государственной гражданской службе»):

  • основанием ее наступления является дисциплинарный проступок;
  • за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
  • дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
  • пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются: тяжесть совершенного проступка; обстоятельства, при которых он совершен; исполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям закона.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством.

Дисциплинарное взыскание считается снятым при наличии следующих условий:

  • истек годичный срок давности;
  • лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;
  • издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

 

 

 

 

 

 

 

Административно - правовой статус государственной службы РФ

Законодательство о государственной службе, в первую очередь, основывается на Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной власти (статья 5), разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10); равный доступ граждан к государственной службе (часть 4 статьи 32). Кроме того, Конституция РФ в п. «т» статьи 71 устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ст. 72) .

В современном российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Государственная служба, как часть государственного механизма по управлению делами государства, представляет из себя систему государственных органов и должностных лиц, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Государственное управление характеризуется следующими признаками:

  • является организующей деятельностью;
  • носит организационно-распорядительный характер;
  • в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;
  • осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

Кроме того, рассматривая понятие «государственная служба», следует понимать, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами исключительно федеральной государственной службы.

Государственная служба в РФ построена на следующих принципах:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или Указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы - это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами РФ процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы - военной службы, с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.

Правовой основой военной службы являются Конституция РФ, указанный выше Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, (в частности, Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Общим выводом о статусном состоянии практически всех государственных правоохранительных служб является их двойное, или даже тройное назначение, т.е. помимо установленного законодателем статуса правоохранительной службы - данные государственные образования исполняют некоторые функции военной службы, имея в своем составе военизированные подразделения либо выполняя военные функции, а также включают в себя функциональные элементы государственных гражданских служб. Вероятно, именно данное обстоятельство и сыграло основное значение при том факте, что до сегодняшнего дня законодатель не принял отдельный закон о правоохранительной службе, как это было сделано по отношению к гражданской и военной службам.

Информация о работе Административно - правовой статус государственных служащих