Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Ответы по административному праву.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие,  место и роль административного  права в российской правовой  системе.

Административное право  – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие  в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного  права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового  регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного  права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Методы административного  права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное  управление, его основные черты  и функции.

Государственное управление - это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов; это целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства через систему органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Выделяют два подхода  к государственному управлению: 1) деятельность всех государственных органов, 2) деятельность органов исполнительной власти.

Основные характерные  признаки государственного управления: 1. исполнительно-распорядительный характер; основное направление этой деятельности – проведение в жизнь нормотивно-правовых актов, средство достижения этой цели – использование необходимых юридически властных полномочий; 2. организационная и практическая направленность; 3. подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления: 1) тесная связь с разработкой  и практической реализацией  государственной  политики; 2)целевая и функциональная специфика; 3) наличие определенных ресурсов; 4)непосредственная ответственность за исполнение законов; 5) использование определенных форм и методов.

Субъекты госуправления  – госорганы и должностные  лица, наделенные государственными властными  полномочиями. Объекты госуправления  – предприятия, органы, граждане, не имеющие властных полномочий.

Функции государственного управления: -разработка и реализация государственной политики; -установление организационных основ хозяйственной  жизни; -управление государственными учреждениями; -регулирование функционирования негосударственных  учреждений; -обеспечение реализации прав и обязанностей физический и юридических лиц; - осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное управление  и исполнительная власть.

Понятие «государственное управление» и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:

1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления:

1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

2) государственное управление осуществляется непрерывно;

3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственная власть – это разновидность  общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.

В соответствии со ст.10 Конституции  РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Исполнительная власть – ветвь  государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление – это  организующее воздействие всего  государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

Признаки государственного управления:

– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней;

– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы  государственного управления.

Государственное управление как организующая деятельность по объединению  и координации действий складывается из четырех тесно связанных и образующих единый массив элементов: 1) принятие нормативных актов государственного управления (актов, содержащих общие правила поведения), к примеру постановления Правительства; 2) применение нормативных актов органами исполнительной власти – разрешение множества делили ситуаций, предусмотренных правовыми нормами; 3) организационная непрерывная работа – планирование, контроль, совещания; 4) материально-технические операции – действия технологического характера (подготовка документов, делопроизводство), основа для принятия нормативных актов.

Наиболее важные принципы: 1) законности; 2) демократизма; 3) федерализма. Производные принципы госуправления  – научность, гласность.

Принцип законности- необходимо строгое соблюдение любых законов всеми без исключения. Для этого нужно: а) иметь проработанную и научно обоснованную систему законов; б) должен действовать механизм, обеспечивающий безусловное действие законов на всех субъектов; имеющиеся исключения должны быть обусловлены объективно. Перед законом все должны быть равны, допущение исключений очень нежелательно; в) необходимо доведение законодательства дл сведения граждан, тех, кто руководствуется законом.

Принцип демократизма- прежде всего это комплекс прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправения, различные формы вовлечения их в управление делами государства. Например, чтобы нормативный акт начал действовать, он должен быть опубликован, а в случае, если он ущемляет права и свободы граждан, - должен быть зарегистрирован в Минюсте.

Принцип федерализма – подразумевает: 1) взаимодействие в управлении между федеральным уровнем и уровнем субъекта Федерации; 2)разграничение полномочий – Конституцией предусмотрены различные варианты взаимодействия между актами госуправления РФ и ее субъектов: ст.71 – круг вопросов в ведении РФ; если по этим вопросам возникают разногласия между нормами федерального уровня и нормами субъекта, действует федеральная норма; ст.72 – вопросы совместного ведения;  вопросы не попавшие ни в ведение РФ ни в совместное ведение – приоритет субъекта Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Функции государственного  управления.

Функции государственного управления представляют собой основные направления деятельности государственных органов по обеспечению выполнения задач государственного управления. Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления. В административной науке принято различать функции государственного управления, функции органов государственного управления и управленческие функции всех государственных органов. Существенное значение имеет соотношение именно функций государственного управления и функций органов государственного управления, которые различаются между собой, имея в то же время ряд общих признаков.

В юридической науке  нет единого мнения по поводу видов  функций государственного управления. Г. В. Атаманчук классифицирует функции  государственного управления на внутренние (управление внутри государственной управляющей системы), внешние (влияние государственных органов на объекты управления), общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль), специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний). По мнению Ю. М. Старилова, функции государственного управления классифицируются на два вида:

а) функции государственного управления как управленческого  права. К данной группе относятся  такие функции, как: обеспечительная; интеграционная; коммуникативная; охранительная; организационная; правотворческая; функция контроля;

Информация о работе Административное право