Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций
Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
52. Процессуальные сроки.
Принцип оперативности
и экономичности весьма характерен
для административного
Дело об административном
правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный
срок со дня получения судьей, органом,
должностным лицом, правомочными рассматривать
дело, протокола об административном правонарушении
и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников
производства по делу об административном
правонарушении либо в случае необходимости
в дополнительном выяснении обстоятельств
дела срок рассмотрения дела может быть
продлен судьей, органом, должностным
лицом, рассматривающими дело, но не более
чем на один месяц. О продлении указанного
срока судья, орган, должностное лицо,
рассматривающие дело, выносят мотивированное
определение.
Дело об административном правонарушении,
совершение которого влечет административный
арест, рассматривается в день получения
протокола об административном правонарушении
и других материалов дела, а в отношении
лица, подвергнутого административному
задержанию, - не позднее 48 часов с момента
его задержания.
53. Административные
Правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность помещены в главу 20 КоАП РФ и содержат 27 составов, т.е. более чем в два раза больше, чем это было предусмотрено предыдущим КоАП РСФСР. Перечислим их:
1. Мелкое хулиганство (ст.20.1);
2. Нарушение установленного
порядка организации либо
3. Демонстрирование фашистской
атрибутики или символики (ст.
4. Нарушение требований пожарной безопасности (ст.20.4);
5. Нарушение требований
режима чрезвычайного
6.Невыполнение норм
и правил по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных
7. Нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7);
8. Нарушение правил
производства, продажи, коллекционирования,
экспонирования, учета, хранения, ношения
или уничтожения оружия и
9. Установка на гражданском
или служебном оружии
10. Незаконное изготовление,
продажа или передача
11. Нарушение сроков
регистрации (перерегистрации)
12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12);
13. Стрельба из оружия
в неотведенных для этого
14. Нарушение правил
сертификации оружия и
15. Продажа механических
распылителей, аэрозольных и других
устройств, снаряженных
16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст.20.16);
17. Нарушение пропускного
режима охраняемого объекта (
18. Блокирование транспортных коммуникаций (ст.20.18);
19.Нарушение особого
режима в закрытом
20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.20);
21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст.20.21);
22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22);
23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст.20.23);
24. Незаконное использование
специальных технических
25. Самовольное оставление
места отбывания
26. Самовольное прекращение
работы как средство
27. Невыполнение в зоне
проведения контртеррористическ
Даже при первоначальном ознакомлении с перечнем данной группы правонарушений очевидно, что законодатель сместил акценты: перечень правонарушений, где в качества объекта посягательства выступают общественный порядок и общественная безопасность, существенно расширился
54. Рассмотрение дела
об административном
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
– относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
– правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
– имеются ли ходатайства и отводы.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по местонахождению органа, проводившего административное расследование.
Дела об административных
правонарушениях
Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
– о назначении административного наказания;
– прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
– наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ;
– объявления устного замечания;
– прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
– о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
55. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
• направляют жалобу со
всеми материалами дела на рассмотрение
по подведомственности, если ее рассмотрение
не относится к компетенции
Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
• выясняются причины
неявки участников производства по делу
и принимаются решения о
• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;