Административное правонарушение: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
выявление основных признаков административного правонарушения;
рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………………………..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения………………………………………...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………...13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14
Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………………..18
2.1 Основные положения………………………………………………………………………………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………………………………………….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая - Административное правнарушение - понятие и виды.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Административное правонарушение: понятие и виды»

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

очной формы обучения

ГУП-6                                                                                                        Сорокина Татьяна Игоревна

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2008

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………………………..5

1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………..5

1.2 Понятие и признаки административного правонарушения………………………………………...9

1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………...13

1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13

1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14

Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………………..18

2.1 Основные положения………………………………………………………………………………..18

2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………………………………………….21

2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………………………….21

2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………………………………………………….22

2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………………23

2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени вреда, наносимого личности, обществу и государству, и характера отношений, на которые они посягают, принято подразделять на преступления и проступки. К последним относят административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно наиболее общественно опасными из последних считаются административные правонарушения.

Наряду с этим следует отметить и такую характеристику административных правонарушений, как их множественность, порожденная обширностью среды правового регулирования административных правил и обусловливающая отвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов на борьбу с ними.

Ведомственная статистика свидетельствует о значительном масштабе этих правонарушений (только органами внутренних дел ежегодно выявляется более 80 млн. административных правонарушений). В этой связи следует отметить, что административные правонарушения весьма разнообразны, совершаются в различных сферах (права человека, экономика, общественный порядок, информатизация и др.)[1].

Роль административной ответственности в борьбе с правонаруше­ниями как реакции государства на них всегда имела тенденцию к воз­растанию, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала прояв­ляться еще более активно. Возросло фактическое использование мно­гих составов административных проступков. Данные статистики сви­детельствуют о том, что сейчас к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, охраны природы, мелкое хулиганство и многие другие проступки привлекается больше граждан, чем в 70-х годах [2]. Достаточно сказать, что в 1997 году (по данным «Рэспублiкi» №40 19.02.1998 г.) всего выявлено лиц, совершивших административные правонарушения, 3385922. Из них привлечено к административной ответственности 3,2 млн. человек, в том числе за мелкие хищения - 46911, управление транспортом в состоянии опьянения - 75860, мелкое хулиганство - 258355, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде - 678429, помещалось в вытрезвитель 167798 человек. Увеличились санкции за многие проступки. Так, за­коном от 29 декабря 1997 года в статью 26 КоАП были внесены кор­рективы, и максимальный штраф, налагаемый на граждан за админи­стративное правонарушение, возрос с 10 до 300 - кратного, а на долж­ностных лиц с 50 до 500 - кратного размера минимальной заработной платы [3].

Резко возросло число составов административных проступков, только за период с 1 июня 1985 года по декабрь 1992 года было уста­новлено более 150 новых [4].

Многие ученые, юристы посвятили свои труды исследованию таких понятий как административная ответственность и  административное правонарушение. Научную и правовую основу данной области составили работы Бахраха Д.Н., Четверикова В.С., Алехина А.П., Хапаева А.О., Акопова Л.В, Сатышева В.Е., Плетенева Д.А. и мн. др.

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:

  1. выявление основных признаков административного правонарушения;
  2. рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
  3. выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение, представляется весьма своевременным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административное правонарушение

1.1 Административное правонарушение как вид основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности

Административная ответственность — одна из фунда­ментальных и системообразующих категорий администра­тивного права.

В административно-правовой литературе административ­ная ответственность рассматривается как: мера админист­ративно-правового принуждения; реакция государства на правонарушение; оценка (осуждение); наказание; реализа­ция санкции; административное правоотношение; обязан­ность претерпевать лишения личного, имущественного, морального и организационного характера [2]. Каждое поня­тие, с одной стороны, раскрывает отдельную грань инсти­тута административной ответственности и теоретически может быть отражено в его определении, а с другой — обладает своими особенностями. В связи с этим боль­шинство ученых-административистов полагают, что сущ­ностью административной ответственности является приме­нение к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) предусмотренной санкцией административно-правовой нормы меры административного принуждения (администра­тивного наказания).

Административная ответственность как институт административного права – это совокупность материальных и процессуальных правовых норм, регулирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в связи с совершением административных правонарушений. В систему административной ответственности, с данной точки зрения, входят две группы норм: административно-материальные нормы и административно-процессуальные. Первые определяют и закрепляют задачи, цели, принципы административной ответственности Республики Беларусь, определяют систему и порядок наложения административных взысканий, систему государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять административную юрисдикцию, виды административных правонарушений. Вторые определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях, задачи, принципы, процедуры осуществления действий, стадии производства, порядок применения мер процессуального обеспечения и др.

Административная ответственность – важный инструмент реагирования на административные правонарушения.

При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения, причем объектом посягательства являются прежде всего обществен­ные, отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мера­ми административной ответственности, а также государственная или Коллективная собственность (мелкие хищения государственного или общественного имущества); окружающая природная среда (уничтожение или повреждение зеленых насаждений); здоровье населения (употреб­ление наркотических средств без назначения врача) и др. Нормы, уста­навливающие составы проступков как оснований административной ответственности, относятся не только к названной, но и к другим от­раслям права, в частности, земельного, финансового. Следовательно, административная ответственность служит эффективным средством борьбы с административными правонарушениями в различных облас­тях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности, предупреждения преступлений, а также деяний, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, но совершающихся гораздо чаще и являющихся более распространенными, в чем и заключается их основная опасность. Административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

 

Под законодательными основами понимается система норма­тивных актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие ад­министративную ответственность.

Законодательство об административной ответственности по объе­му можно сравнить с уголовным и уголовно-процессуальным вместе взятыми. Ознакомление с ним долгое время было затруднено, так как оно представляло собой сумму разрозненных нормативных актов об ответственности за отдельные виды административных проступков.

Юридические основания административной ответственности в упорядоченном, систематизированном виде были установлены только с принятием на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году (по Ведомостям Верховного Совета СССР 1980 года №44 ст.910), а затем кодексов об административных правонарушениях в рес­публиках. В Беларуси КоАП был принят на одиннадцатой сессии Вер­ховного Совета десятого созыва 6 декабря 1984 года и введен в дейст­вие с июня 1985 года (в соответствии с законом от 18 сентября 1991 года официально назывался «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»)[5].

Аналогов таких нормативных актов в истории административного законодательства еще не было.

Кодекс об административных правонарушениях урегулировал в одном нормативном акте весь комплекс вопросов, элементов, состав­ляющих структуру административной ответственности, определил ос­нования ответственности, круг субъектов, назвал органы и должност­ные лица, в чьи полномочия входит рассмотрение дел об администра­тивных проступках, закрепил меры административной ответственно­сти, не подлежащие расширению без ведома высшего представительного органа, сформулировал составы правонарушений и разделил их по роду и видам (всего первоначально было сформулировано примерно 152 вида административных проступков).

              Кодекс не только сконцентрировал законодательство об админи­стративной ответственности, но и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.), он содержал большое число административно-процессуальных норм, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, чего особенно недоставало прежнему законодательству.

Реализация административной ответственности всегда определённым образом ограничивает права физических и юридических лиц, в связи с чем важно обеспечить её установление и применение на основе соблюдения принципа верховенства Конституции и законов. Нынешний Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права, что закреплено в ч.3 ст.1.1 Кодекса.

Информация о работе Административное правонарушение: понятие и виды