Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:46, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
выявление основных признаков административного правонарушения;
рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………………………..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения………………………………………...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………...13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14
Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………………..18
2.1 Основные положения………………………………………………………………………………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………………………………………….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………………………...27
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
на тему: «Административное правонарушение: понятие и виды»
Выполнила:
студентка 2 курса
очной формы обучения
ГУП-6
Минск, 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения……………………………………….
1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………..
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14
Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………
2.1 Основные положения………………………………………………………
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………
2.2.1 Мелкое хулиганство…………………………………………………
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде……………………………………………………………………
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Введение
В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени вреда, наносимого личности, обществу и государству, и характера отношений, на которые они посягают, принято подразделять на преступления и проступки. К последним относят административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно наиболее общественно опасными из последних считаются административные правонарушения.
Наряду с этим следует отметить и такую характеристику административных правонарушений, как их множественность, порожденная обширностью среды правового регулирования административных правил и обусловливающая отвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов на борьбу с ними.
Ведомственная статистика свидетельствует о значительном масштабе этих правонарушений (только органами внутренних дел ежегодно выявляется более 80 млн. административных правонарушений). В этой связи следует отметить, что административные правонарушения весьма разнообразны, совершаются в различных сферах (права человека, экономика, общественный порядок, информатизация и др.)[1].
Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями как реакции государства на них всегда имела тенденцию к возрастанию, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Данные статистики свидетельствуют о том, что сейчас к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, охраны природы, мелкое хулиганство и многие другие проступки привлекается больше граждан, чем в 70-х годах [2]. Достаточно сказать, что в 1997 году (по данным «Рэспублiкi» №40 19.02.1998 г.) всего выявлено лиц, совершивших административные правонарушения, 3385922. Из них привлечено к административной ответственности 3,2 млн. человек, в том числе за мелкие хищения - 46911, управление транспортом в состоянии опьянения - 75860, мелкое хулиганство - 258355, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде - 678429, помещалось в вытрезвитель 167798 человек. Увеличились санкции за многие проступки. Так, законом от 29 декабря 1997 года в статью 26 КоАП были внесены коррективы, и максимальный штраф, налагаемый на граждан за административное правонарушение, возрос с 10 до 300 - кратного, а на должностных лиц с 50 до 500 - кратного размера минимальной заработной платы [3].
Резко возросло число составов административных проступков, только за период с 1 июня 1985 года по декабрь 1992 года было установлено более 150 новых [4].
Многие ученые, юристы посвятили свои труды исследованию таких понятий как административная ответственность и административное правонарушение. Научную и правовую основу данной области составили работы Бахраха Д.Н., Четверикова В.С., Алехина А.П., Хапаева А.О., Акопова Л.В, Сатышева В.Е., Плетенева Д.А. и мн. др.
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение, представляется весьма своевременным.
Глава 1. Административное правонарушение
1.1 Административное правонарушение как вид основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности
Административная ответственность — одна из фундаментальных и системообразующих категорий административного права.
В административно-правовой литературе административная ответственность рассматривается как: мера административно-правового принуждения; реакция государства на правонарушение; оценка (осуждение); наказание; реализация санкции; административное правоотношение; обязанность претерпевать лишения личного, имущественного, морального и организационного характера [2]. Каждое понятие, с одной стороны, раскрывает отдельную грань института административной ответственности и теоретически может быть отражено в его определении, а с другой — обладает своими особенностями. В связи с этим большинство ученых-административистов полагают, что сущностью административной ответственности является применение к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) предусмотренной санкцией административно-правовой нормы меры административного принуждения (административного наказания).
Административная ответственность как институт административного права – это совокупность материальных и процессуальных правовых норм, регулирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в связи с совершением административных правонарушений. В систему административной ответственности, с данной точки зрения, входят две группы норм: административно-материальные нормы и административно-
Административная ответственность – важный инструмент реагирования на административные правонарушения.
При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.
Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения, причем объектом посягательства являются прежде всего общественные, отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, а также государственная или Коллективная собственность (мелкие хищения государственного или общественного имущества); окружающая природная среда (уничтожение или повреждение зеленых насаждений); здоровье населения (употребление наркотических средств без назначения врача) и др. Нормы, устанавливающие составы проступков как оснований административной ответственности, относятся не только к названной, но и к другим отраслям права, в частности, земельного, финансового. Следовательно, административная ответственность служит эффективным средством борьбы с административными правонарушениями в различных областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности, предупреждения преступлений, а также деяний, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, но совершающихся гораздо чаще и являющихся более распространенными, в чем и заключается их основная опасность. Административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.
Под законодательными основами понимается система нормативных актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.
Законодательство об административной ответственности по объему можно сравнить с уголовным и уголовно-процессуальным вместе взятыми. Ознакомление с ним долгое время было затруднено, так как оно представляло собой сумму разрозненных нормативных актов об ответственности за отдельные виды административных проступков.
Юридические основания административной ответственности в упорядоченном, систематизированном виде были установлены только с принятием на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году (по Ведомостям Верховного Совета СССР 1980 года №44 ст.910), а затем кодексов об административных правонарушениях в республиках. В Беларуси КоАП был принят на одиннадцатой сессии Верховного Совета десятого созыва 6 декабря 1984 года и введен в действие с июня 1985 года (в соответствии с законом от 18 сентября 1991 года официально назывался «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»)[5].
Аналогов таких нормативных актов в истории административного законодательства еще не было.
Кодекс об административных правонарушениях урегулировал в одном нормативном акте весь комплекс вопросов, элементов, составляющих структуру административной ответственности, определил основания ответственности, круг субъектов, назвал органы и должностные лица, в чьи полномочия входит рассмотрение дел об административных проступках, закрепил меры административной ответственности, не подлежащие расширению без ведома высшего представительного органа, сформулировал составы правонарушений и разделил их по роду и видам (всего первоначально было сформулировано примерно 152 вида административных проступков).
Кодекс не только сконцентрировал законодательство об административной ответственности, но и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.), он содержал большое число административно-процессуальных норм, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, чего особенно недоставало прежнему законодательству.
Реализация административной ответственности всегда определённым образом ограничивает права физических и юридических лиц, в связи с чем важно обеспечить её установление и применение на основе соблюдения принципа верховенства Конституции и законов. Нынешний Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права, что закреплено в ч.3 ст.1.1 Кодекса.
Информация о работе Административное правонарушение: понятие и виды