Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:46, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
выявление основных признаков административного правонарушения;
рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………………………..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения………………………………………...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………...13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14
Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………………..18
2.1 Основные положения………………………………………………………………………………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………………………………………….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………………………...27
В соответствии с ч.2 ст.1.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь.
А что касается норм других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, то они подлежат включению в настоящий Кодекс. Таким образом, законодатель сделал попытку кодифицировать разные нормы, предусматривающие административную ответственность, в единый акт.
До принятия кодекса об административных правонарушениях ответственность, по всем признакам соответствующая административной, была предусмотрена в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, в законах, в указах, в декретах Президента Республики Беларусь.
Новый КоАП в действительности представляет собой не кодификацию, а инкорпорацию ранее действовавших нормативных актов в сферах административной и экономической ответственностей, объединённых после 01.03.2007 в 1 вид ответственности – административную. Однако, к сожалению, не все нормы декретов и указов Президента Республики Беларусь получили своё отражение в новом КоАП, в связи с чем часть норм декретов и указов Президента Республики Беларусь продолжает действовать в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 №116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» и Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2007 №2 «Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности» до момента включения норм декретов и указов в КоАП [6].
В КоАП традиционно, как и в кодексах по другим отраслям права, выделены Общая и Особенная части. В первой закреплены понятия административного правонарушения о административной ответственности, формы вины (умысел и неосторожность), субъекты административной ответственности, административные взыскания, общие правила наложения взыскания. Вторая часть посвящена положениям различных видов административных правонарушений (против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, против собственности, в области финансов, предпринимательской деятельности, против общественного порядка и нравственности и мн. др.).
Разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел, регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство, составляют Процессуально-исполнительных Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, который в свою очередь делится на процессуальную и исполнительную части.
Ответственность за административное правонарушение наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения
Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).
Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.2.1 КоАП РБ. Им признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Анализ данной нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.).
К числу таких признаков следует отнести следующие:
а) общественная опасность;
б) административная противоправность;
в) административная наказуемость и виновность.
Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям.
Если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними[6].
Следует признать, что общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений (например, безбилетный проезд). Но взятые в массе, даже такие, на первый взгляд, безобидные проступки дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.
Степень общественной опасности не является абстрактной категорией. Она определяется с учетом многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются:
- характер объекта правонарушения;
- повторность;
- систематичность и злостность противоправного посягательства;
- наличие тяжких последствий;
- характер вины;
- личность правонарушитель.
Признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может классифицироваться как административный проступок [7].
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).
Если общественная опасность является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, закрепляющих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.
Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.
Следует иметь в виду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями)[8]. Например, правила пользования метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т. д. Следовательно, эти действия являются противоправными, при определенных обстоятельствах они могут быть общественно опасными, но, несмотря на это, не оцениваются как административное правонарушение, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.
Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т. е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т. е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять им.
Вина может быть выражена либо в форме умысла, либо в форме неосторожности [9].
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.
В этой связи представляется целесообразно уточнить:
- правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления;
- правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Поскольку разновидностью неосторожности являются небрежность и легкомыслие, то правонарушение признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия, а совершенным по легкомыслию - если оно предвидело возможность наступления каких-либо вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности (с невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте).
Так или иначе, любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.
В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т.д.
1.3 Юридический состав административного правонарушения
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава.
В действующем законодательстве отсутствует понятие "состав административного правонарушения", это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.
Состав административного правонарушения обязательно имеет четыре элемента:
- объект административного правонарушения;
- объективная сторона административного правонарушения;
- субъект административного правонарушения;
- субъективная сторона административного правонарушения.
Если хотя бы один из четырех указанных выше элементов состава отсутствует, то деяние не может быть признано административным правонарушением.
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения[10].
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др., т. е. формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина - при клевете или оскорблении, достоинство, здоровье гражданина - при умышленном причинении телесного повреждения).
Информация о работе Административное правонарушение: понятие и виды