Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:46, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
выявление основных признаков административного правонарушения;
рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное правонарушение…………………………………………………………..5
1.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности………………………………………..5
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения………………………………………...9
1.3 Юридический состав административного правонарушения……………………………………...13
1.3.1 Объект и объективная сторона административного правонарушения…………………………13
1.3.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения………………………14
Глава 2. Виды административных правонарушений…………………………………………………..18
2.1 Основные положения………………………………………………………………………………..18
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность………………………………………………………………………………….21
2.2.1 Мелкое хулиганство……………………………………………………………………………….21
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде…………………………………………………………………………………………….22
2.2.3 Превышение скорости движения…………………………………………………………………23
2.2.4 Безбилетный проезд………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………………………...27
- административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета (неявка в военный комиссариат, нарушение правил воинского учета и т.д.)[9].
2.2 Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест (ст.17.1 КоАП РБ).
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи «и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан».
Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.
Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей[13].
С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.
Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Основаниями для применения в качестве меры взыскания административного ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного административного правонарушения, например, совершение в прошлом хулиганских действий.
Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч.2 ст. 339 УК РБ, меньшей степенью нарушения общественного порядка. Грубые нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного преступления, а не административного проступка.
2.2.2 Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде
Статья 17.3. КоАП РБ гласит: «Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность,- влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин».
Причем, как говорится в Законе РБ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции», под алкогольной продукцией понимаются коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, а также алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, шампанское) и иные напитки с объемной долей этилового спирта (крепостью) более 0,5 процента[14].
Данной статьей предусмотрена административная ответственность за совершение тех же действий повторно в течении одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. В данном случае законодательством предусмотрено наложение штрафа от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
Объектом такого правонарушения являются общественный порядок, человеческое достоинство, общественная нравственность и здоровье населения.
Распитие спиртных напитков в общественных местах (улица, стадион, парк, общественный транспорт и т.д.) противоречит принятым в обществе правилам поведения, мешает окружающим, создает условия для таких нарушений, не только тогда, когда спиртные напитки или часть их уже распиты, но и когда они подготовлены к употреблению (например, спиртное налито в стаканы).
Для привлечения к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение достаточно самого факта распития спиртных напитков в общественных местах и не требуется совершения других противоправных действий.
Если распитие спиртных напитков в общественных местах сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 17.1. КоАП РБ.
К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков, кроме перечисленных, относятся следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и такие территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся ими во время отдыха там граждан.
Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях.
Субъектами данного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны это правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
2.2.3 Превышение скорости движения
Согласно ст.18.13 КоАП РБ превышение установленной скорости движения лицом, управляющим транспортным средством, является административно-наказуемым действием.
Характеристики налагаемых административных взысканий на правонарушителя в данном случае зависят от количественного показателя превышения установленного лимита скорости движения:
- превышение установленной скорости от десяти до двадцати километров в час влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины;
- превышение скорости от двадцати до тридцати километров в час – штраф в размере от одной до двух базовых величин;
- превышение лимита скорости более чем на тридцать километров в час влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Действия, предусмотренные во втором и третьем случаях, совершенные повторно в течении одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,-влекут наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года. Если же лицо, управлявшее транспортным средством, не имело документов, предусмотренных правилами дорожного движения, то данное лицо будет привлечено к административной ответственности по ст.18.18 КоАП РБ. Что же касается лица, управлявшего транспортным средством без соответствующего права управления, то его действия влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин (ст.18.19 КоАП РБ).
Следовательно, субъектами данного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста (для управление мотоциклом) либо 18-летнего возраста (для управления автомобилем).
Вина при данных обстоятельствах принимает форму косвенного умысла, т. к. физическое лицо сознает противоправность своего деяния и сознательно допускает наступление вредных последствий (относится к ним безразлично), но не желает их наступления.
Объектом данного правонарушения будет являться безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.
2.2.4 Безбилетный проезд
Безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта (сюда же относится прохождение контрольного турникета в метрополитене) без наличия документа, подтверждающего право на проезд, по ч.1 ст.18.30 КоАП РБ влечет к наложению административного взыскания в виде штрафа в размере двух десятых базовой величины.
Ч.2 и 3 ст.18.30 КоАП РБ предусмотрены административные взыскания за безбилетный проезд пассажиров в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения, а также в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугороднего сообщения в виде штрафов в размере двух десятых и четырех десятых базовой величины соответственно.
Более частым является первая ситуация, причем общественная опасность данного явления не столь заметна, как в случаях с другими правонарушениями.
Лица, достигшие 16-летнего возраста, являются субъектами данного административного правонарушения. Как правило, физическое лицо, совершающее данное правонарушение, предвидит наступление вредных последствий (прежде всего для себя), но рассчитывает на их предотвращение либо относится к ним безразлично.
Проступок такого вида относится к административным правонарушениям, областью посягательства которых являются общественный порядок и нравственность.
Заключение
В настоящей работе были затронуты наиболее важные вопросы теории, посвященной административным правонарушениям и была предпринята попытка анализа исследуемого материала. В целях обобщения учебного материала можно отметить следующие выводы:
Административная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности, меру административно-правового принуждения, применение санкций административно-правовых норм судьями, иными уполномоченными органами, в предусмотренном законом процессуальном порядке к субъекту (физическому или юридическому лицу), совершившему административное правонарушение, выразившееся в привлечении к административной ответственности либо освобождений от нее. Основанием административной ответственности выступает административное правонарушение.
Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер;
- посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности
Юридическими признаками административного правонарушения являются:
- общественная опасность деяния;
- противоправность деяния;
- виновность;
- наказуемость деяния.
Основными критериям наличия административного проступка, как и любого правонарушения, являются противоправность и виновное поведение.
Противоправность административного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил, которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Одним из основных принципов правонарушения является порицание. Порицание основывается на том, что субъект правонарушения выбрал из имеющихся вредный вариант поведения. Выбор такого варианта свидетельствует о безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам. Такое отношение сознания правонарушителя к обществу характеризуется субъектной стороной деяния - виной. Вина выражается в двух формах: косвенная и прямая. Прямая вина правонарушителя определяется таким образом, что он (правонарушитель) предвидит и желает наступление отрицательных последствий своего деяния, при косвенной вине правонарушитель предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности думает, что их удастся избежать.
Административный проступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствие вины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен в главе 3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Общественная опасность выражается во вреде, наносимом обществу.
Вред - совокупность отрицательных последствий правонарушений и обязательный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный (ущерб, нанесенный собственности) или моральный (хулиганство в проявлении унижения достоинства) характер, восстановимым или нет, ощущаемым отдельными гражданами, коллективом и обществом в целом. Вредных или безразличных для государства, граждан правонарушений не существует.
Информация о работе Административное правонарушение: понятие и виды