Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Нормы административного права содержат широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и трудового, гражданского, экологического, таможенного, земельного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления.
Введение 2
Глава 1. Понятие административного принуждения 4
Глава 2. Виды мер административного принуждения 8
2.1. Меры административного предупреждения 13
2.2 Меры административного пресечения 17
2.3 Меры административной ответственности 19
2.4 Административно-восстановительные меры 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
4) административно-процессуальные меры 5
В свое время для целей реализации административной ответственности к коллективным субъектам предлагалось также рассматривать в качестве самостоятельного вида административно-правового принуждения и всю совокупность принудительных мер, используемых по отношению к предприятиям.
Несколько по-иному определял виды административного принуждения А.П. Коренев. Им предлагался, в качестве более полного и обоснованного, следующий подход к классификации административно-принудительных мер – пятиэлементный:
1) контрольно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры процессуального обеспечения;
4) восстановительные меры;
5) административные взыскания 6
Данная классификация некоторыми специалистами
по административному праву берется за
основу деления административно-
Интересную классификацию
мер административно-правового
а) административные взыскания, применяемые
при привлечении к
б) меры административного пресечения, используемые для пресечения совершающегося правонарушения;
в) меры процессуального принуждения, которые дают возможность установить факт правонарушения, удостоверить личность нарушителя, собрать все необходимые данные об административном правонарушении и составить требуемые законом документы;
г) восстановительные меры, предназначенные для восстановления нарушенного правопорядка, прав граждан;
д) административно-принудительные меры, применяемые в целях предотвращения правонарушений 7
Вообще, необходимо отметить, что существующие
в настоящий момент в науке
проблемы классификации мер
- необходимость выделения мер
административного
- необходимость выделения административно-
- необходимость выделения и место в системе административно-правового принуждения мер процессуального обеспечения 8
Все представленные выше подходы к
классификации административно-
Исходя из приведенного выше анализа
различных подходов к классификации
мер административно-правового
Важно отметить, что меры каждой из этих групп реально закреплены законодательством Российской Федерации.
Административно-
Административно-
Особенности административно-
Система административно-
1) беспрепятственное
посещение (по предъявлении
2) проверку документов. П. 2 ст. 13 Закона РФ №3 "О полиции"
устанавливает, что сотрудники полиции могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административного правонарушения;
3) досмотр вещей, багажа, личный досмотр (таможенный досмотр, а также пассажиров и багажа в аэропортах, досмотр проносимых предметов на предприятиях пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности и т.д.). В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни и т.д.), как правило, в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;
4) запрещение (ограничение) дорожного движения как одно из средств обеспечения общественной безопасности. п. 2.1 ст. 16 Закона РФ №3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
5) временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты. Осуществляются такие меры санитарными врачами;
6) остановку транспортных средств работниками ГАИ и проверку ими документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями правил дорожного движения (п. 20 ст. 13 Закона РФ №3-ФЗ «О полиции»);
7) госпитализацию инфекционных больных. Уполномоченные должностные лица могут принимать решения об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;(№ 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
8) принятие решения
о проведении профилактических
прививок населению или
9) проведение
10) выселение жильцов
по санкции прокурора из домов,
11) изъятие сотрудниками
милиции огнестрельного оружия
у лиц, злоупотребляющих
Административно-предупредитель
Ряд предупредительных мер применяется лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное поведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок; установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по постановлению административных комиссий).
Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.
Меры административного
пресечения используются как средство
принудительного прекращения
Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, меры пресечения используются и для прекращения общественно опасных действий, а с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы в связи с преступлениями. Таким образом, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности. Еще одна особенность административного пресечения - более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, Дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисциплинарную ответственность.
Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершающему противоправные действия.
Меры административного пресечения применяются:
1) органами полиции;
2) государственными инспекциями;