Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Нормы административного права содержат широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и трудового, гражданского, экологического, таможенного, земельного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления.
Введение 2
Глава 1. Понятие административного принуждения 4
Глава 2. Виды мер административного принуждения 8
2.1. Меры административного предупреждения 13
2.2 Меры административного пресечения 17
2.3 Меры административной ответственности 19
2.4 Административно-восстановительные меры 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
3) различными государственными службами, контрольно-надзорными органами и их должностными лицами.
Виды мер административного пресечения:
1) требование к нарушителю прекратить противоправное поведение, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников полиции, народных дружинников);
2) предписание (осуществляется различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должностными лицами);
3) привод лиц (например,
хронических алкоголиков и
4) запрещение эксплуатации
транспортных средств,
5) доставление нарушителя;
6) административное задержание— принудительное кратковременное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок; задержание транспортного средства;
7) личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади, изъятие вещей и документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или производимых при задержании этих лиц в момент совершения правонарушения
С одной стороны административная ответственность является особым видом юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность - это составная часть административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Особенности административной ответственности:
1. Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправомерное деяние).
2. Она состоит в
применении к субъектам
3. К административной
ответственности привлекают
4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.
5. Она урегулирована
нормами административного
Анализ признаков
1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;
2) фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
3) процессуальное, т.е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное нарушение.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за административное нарушение.11
За совершение административных
правонарушений могут устанавливаться
и применяться следующие
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) конфискация орудия
совершения или предмета
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской
8) дисквалификация;
9) административное
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Установление административной
ответственности является правотворческой,
точнее – законодательной
Восстановительные санкции - это особый вид административного принуждения. Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение. Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания является мерой негативного стимулирования. Наказание побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.
К ним относятся: «меры материальной ответственности (взыскание ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыскание недоимки».12
Самовольно возведенные
жилые и нежилые строения (дома,
дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут
быть снесены. Вначале глава администрации
обязывает правонарушителя
Таким образом, административное
принуждение можно
Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.
В целом меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.
1 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001
2 И.В. Максимов «Административные наказания» НОРМА, 2009
3 А.А. Демин «Административное право Российской Федерации» Москва, 2002
4 Д.Н. Бахрах, Л.Ю. Кролис «Административная ответственность и финансовые санкции» // Журнал российского права. 1997. N 8
5 Л.Л. Попов «Административное право» Юристъ, 2005
6 А.П. Коренев «Административное право России» Москва, 1996
7 Л.М. Розин «Проблемы классификации мер административного принуждения» // Управление и право. Москва, 1992
8 А.А. Цуран «Проблемы классификации мер административно-правового принуждения» // Право и политика", 2007, N 11
9 И.В. Максимов «Административные наказания» НОРМА, 2009
10 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(принят ГД ФС РФ 12.03.1999)
11 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001
12 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001
13 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001