Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Нормы административного права содержат широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и трудового, гражданского, экологического, таможенного, земельного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие административного принуждения 4
Глава 2. Виды мер административного принуждения 8
2.1. Меры административного предупреждения 13
2.2 Меры административного пресечения 17
2.3 Меры административной ответственности 19
2.4 Административно-восстановительные меры 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

административное принуждение.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

3) различными государственными службами, контрольно-надзорными органами и их должностными лицами.

Виды мер административного  пресечения:

1) требование к нарушителю  прекратить противоправное поведение, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников полиции, народных дружинников);

2) предписание (осуществляется  различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должностными лицами);

3) привод лиц (например, хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный  порядок и права других лиц  и уклоняющихся от обследования в наркологических учреждениях; лиц, уклоняющихся от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);

4) запрещение эксплуатации  транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает  установленным требованиям;

5) доставление нарушителя;

6) административное задержание—  принудительное кратковременное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок; задержание транспортного средства;

7) личный досмотр, досмотр  вещей, ручной клади, изъятие  вещей и документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или производимых при задержании этих лиц в момент совершения правонарушения

2.3 Меры административной ответственности

 

С одной стороны административная ответственность является особым видом юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность - это составная часть административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Особенности административной ответственности:

1. Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправомерное деяние).

2. Она состоит в  применении к субъектам административных наказаний. Административное наказание является мерой административной ответственности. Административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания, поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления.

3. К административной  ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено  законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются районные суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

4. Законодательством  установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

5. Она урегулирована  нормами административного права,  которые содержат исчерпывающие  перечни административных нарушений,  административных взысканий и  органов, уполномоченных их применять,  детально регулируют этот вид  производства и в своей совокупности  составляют нормативную основу административной ответственности.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

1) нормативное, т. е.  систему норм, регулирующих ее;

2) фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

3) процессуальное, т.е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное нарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за административное нарушение.11

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности.

За одно административное правонарушение может быть назначено  основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Установление административной ответственности является правотворческой, точнее – законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном.

2.4 Административно-восстановительные меры

 

Восстановительные санкции - это особый вид административного  принуждения. Восстановительные и  пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение. Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания является мерой негативного стимулирования. Наказание побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому  вид и размер этих мер зависит  от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: «меры материальной ответственности (взыскание ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыскание недоимки».12

Самовольно возведенные  жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут  быть снесены. Вначале глава администрации  обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным органам о сносе строения своими силами за счет виновного. Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и т.д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.). Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. «Недоимка - это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Пеня - это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях нарушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяется одновременно со взысканием недоимок. Уплата пени - это реализация восстановительной санкции, а они могут быть реализованы добровольно».13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, административное принуждение можно охарактеризовать как определенный вид государственного принуждения уполномоченными на то органами управления (должностными лицами) физических и юридических  лиц ввиду совершения ими правонарушения либо в условиях общественной, государственной необходимости для эффективного и оперативного достижения исключительно позитивно-значимых (общественно полезных) целей.

Правильное использование  метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

В целом меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета». 1993. № 237.
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // «Российская газета», №256, 2001
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) // "Российская газета", № 25, 08.02.2011
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // «Российская газета».№64-65. 1999 
  5. Бахрах Д.Н. «Административное право» Москва, 2001
  6. Бахрах Д.Н., Л.Ю. Кролис «Административная ответственность и финансовые санкции» // Журнал российского права. 1997. N 8
  7. Демин А.А. «Административное право Российской Федерации» Москва, 2002
  8. Коренев А.П. «Административное право России» Москва, 1996
  9. Максимов И.В. «Административные наказания» НОРМА, 2009
  10. Попов Л.Л. «Административное право» Юристъ, 2005
  11. Розин Л.М. «Проблемы классификации мер административного принуждения» // Управление и право. Москва, 1992
  12. Цуран А.А. «Проблемы классификации мер административно-правового принуждения» // Право и политика", 2007, N 11

 

 

1 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001

2 И.В. Максимов «Административные наказания» НОРМА, 2009

3 А.А. Демин «Административное право Российской Федерации» Москва, 2002

4 Д.Н. Бахрах, Л.Ю. Кролис «Административная ответственность и финансовые санкции» // Журнал российского права. 1997. N 8

5 Л.Л. Попов «Административное право» Юристъ, 2005

6 А.П. Коренев «Административное право России» Москва, 1996

7 Л.М. Розин «Проблемы классификации мер административного принуждения» // Управление и право. Москва, 1992

8 А.А. Цуран «Проблемы классификации мер административно-правового принуждения» // Право и политика", 2007, N 11

9 И.В. Максимов «Административные наказания» НОРМА, 2009

10 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

11 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001

12 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001

13 Д.Н.Бахрах «Административное право» Москва, 2001




Информация о работе Административное принуждение