Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать административно-правовое регулирование управления в сфере образования и науки: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
3) Рассмотреть административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Административное право»

На тему: «Административно-правовое регулирование  социально-культурной сферы» 
 
 

                  Работу  выполнила: студентка

                  заочного  отделения

                  (второе  высшее образование)

                  2 курса 

                  Работу  проверил: 
                   
                   
                   
                   

КАЗАНЬ – 2011

С 

Введение 

     Российская  Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

     Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение  страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

     Социально-культурное строительство – сложная и  специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько  отраслей, каждая из которых имеет  ряд особенностей. В связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время принят пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд, социальное развитие, СМИ.

     Теоретической основой исследования послужили  также труды таких ученых как: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Л.Л. Попов, Ю.Н. Старилов и др.

     Предметом исследования являются нормы права, регулирующие социально-культурную сферу, закрепленные в определенных нормативных  актах, доктринальные понятия и  научные точки зрения.

     Объектом  исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере применения законодательства о социально-культурной сфере.

     Цель  работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.

     В соответствии с указанной целью  поставлены следующие задачи:

     1) проанализировать административно-правовое  регулирование управления в сфере  образования и науки: понятие,  содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;

     2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;

     3) Рассмотреть административно-правовое  регулирование управления в сфере  культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

     Структура представленной работы состоит из трех глав, которые разбиты на параграфы. В работе имеется введение и заключение, завершает работу библиографический список литературы.

Глава 1. Административно-правовое регулирование управления в сфере образования  и науки 

§1. Понятие, содержание и правовые основы управления в сфере образования и науки 

     Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

     Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

     Конституцией  РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование.

     В соответствии с Законом РФ "Об образовании"1 организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования. Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. была принята Федеральная программа развития образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования.2

     Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

     При этом в соответствии с Законом  РФ "Об образовании", образовательные  программы осваиваются в следующих  формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

     Допускается сочетание различных форм получения  образования. Для всех форм получения  образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или  основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

     Законом установлено, что существуют профессии  и специальности, получение которых  в очно-заочной (вечерней), заочной  форме и в форме экстерната не допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается"3.

     Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Они могут быть следующих типов:

     дошкольные;

     общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

     начального  профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура);

     специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии;

     учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

     другие  учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

     К числу общеобразовательных учреждений относятся: начальные, основные, средние  школы, в том числе с углубленным  изучением предметов, лицеи, гимназии.

     Перечень  федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования утвержден распоряжением Правительства от 30 августа 2004 г.4 При этом указана их подведомственность соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

     Организация государственного управления в сфере  науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

     Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование  и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости. Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

     Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, отраслевых академий наук, органов исполнительной власти, вузов. Академии наук - Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия художеств) - являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом, в том числе право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

     В настоящее время важно сосредоточить  внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г.5 отмечено, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными направлениями являются направления, обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, как сказано в Постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г., является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.6 
 

§2. Система и административно-правовой статус органов управления в сфере образования и науки 

     Министерство  образования и науки РФ (Минобрнауки  России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства  от 15 июня 2004 г.,7 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

     Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

     Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие  нормативные правовые акты:

     о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

Информация о работе Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы