Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа
Цель работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать административно-правовое регулирование управления в сфере образования и науки: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
3) Рассмотреть административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Административное право»
На тему:
«Административно-правовое регулирование
социально-культурной сферы»
Работу выполнила: студентка
заочного отделения
(второе высшее образование)
2
курса
Работу
проверил:
КАЗАНЬ – 2011
С
Введение
Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.
Социально-культурное
строительство – сложная и
специфическая сфера
Теоретической основой исследования послужили также труды таких ученых как: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Л.Л. Попов, Ю.Н. Старилов и др.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие социально-культурную сферу, закрепленные в определенных нормативных актах, доктринальные понятия и научные точки зрения.
Объектом исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере применения законодательства о социально-культурной сфере.
Цель
работы – изучить административно-
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1)
проанализировать
2)
исследовать административно-
3)
Рассмотреть административно-
Структура представленной работы состоит из трех глав, которые разбиты на параграфы. В работе имеется введение и заключение, завершает работу библиографический список литературы.
Глава
1. Административно-правовое
регулирование управления
в сфере образования
и науки
§1.
Понятие, содержание
и правовые основы управления
в сфере образования
и науки
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под
образованием понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в
интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения
обучающимся установленных
Конституцией РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании"1 организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования. Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. была принята Федеральная программа развития образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования.2
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
При
этом в соответствии с Законом
РФ "Об образовании", образовательные
программы осваиваются в
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Законом установлено, что существуют профессии и специальности, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается"3.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Они могут быть следующих типов:
дошкольные;
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
начального
профессионального, среднего профессионального,
высшего профессионального и
послевузовского
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
К
числу общеобразовательных
Перечень
федеральных образовательных
Организация государственного управления в сфере науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.
Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости. Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, отраслевых академий наук, органов исполнительной власти, вузов. Академии наук - Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия художеств) - являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом, в том числе право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.
В
настоящее время важно
§2.
Система и административно-правовой
статус органов управления
в сфере образования
и науки
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 15 июня 2004 г.,7 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
Информация о работе Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы