Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать административно-правовое регулирование управления в сфере образования и науки: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
3) Рассмотреть административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

     Для реализации этих конституционных положений  в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных), а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

     19 апреля 1991 г. был принят Закон  "О занятости населения в  Российской Федерации"23 в котором определено, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов и т.д.

     12 октября 2010 г. принято Постановление  "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2011 год".24

     Важное  значение имеет Трудовой кодекс РФ 2001 г., установивший гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищающий права  и интересы работников и работодателей, урегулировавший коллективные трудовые споры.25

     Различные вопросы в сфере труда и  социального развития регулируются Федеральными законами: "О ветеранах" от 12 января 1995 г., "О государственной  социальной помощи" от 17 июля 1999 г., "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г., "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г., и другими нормативными правовыми актами.26

     В последние годы государством стало  уделяться значительно больше внимания вопросам физической культуры, спорта и туризма. Распоряжением Правительства от 15 сентября 2005 г. одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы.27

     Основная  цель политики государства в этой области - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

     В системе охраны здоровья населения  значительно большую роль призвано играть санаторно-курортное лечение. Государственная политика поддержки развития курортов в России определена Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.,28 Постановлениями Правительства Об утверждении положений курорта федерального значения, а также рядом нормативных правовых актов, которыми предусмотрено предоставление льгот на оздоровительное лечение. 
 

§2. Система и административно-правовой статус органов управления в сфере здравоохранения и социального развития 

     Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ (Минздравсоцразвития России), согласно Положению о нем, утвержденному  Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.,29 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. К функциям данного министерства относятся вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела. Оно также решает вопросы оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

     Министерство  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств, а также  координацию деятельности Пенсионного  фонда РФ, Фонда социального страхования  РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.30

     К полномочиям Службы относится осуществление  надзора и контроля за исполнением  обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка.

     Служба  осуществляет контроль за соблюдением  правил продажи отдельных, предусмотренных  законодательством товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный  контроль в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ.

     Служба  выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

     Служба  регистрирует лиц, пострадавших от радиационного  воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов; устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний; организует деятельность централизованных органов (центров) государственного санитарно-эпидемиологического надзора во главе с главным санитарным врачом Российской Федерации, а также осуществляет иные функции, указанные в Положении о ней.

     Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития (Минздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.31

     Служба  осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных  стандартов, технических условий  на продукцию медицинского назначения. Кроме того, она осуществляет контроль и надзор за соблюдением стандартов социального обслуживания; контроль за порядком производства медицинской экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов, осуществлением судебно-медицинских и судебных психиатрических экспертиз.

     Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), согласно Положению о ней, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.,32 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     К иным органам в сфере здравоохранения и социального развития относятся: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту и иные органы.

Глава 3. Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций 

§1. Понятие, содержание и правовые основы управления в сфере культуры и массовых коммуникаций 

     Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г.33 Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

     Первоочередной  задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. Главное - это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, подписанной Президентом в сентябре 2000 г.,34 особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.

     17 марта 2008 г. Указом Президента  утверждены меры по обеспечению  информационной безопасности Российской  Федерации при использовании  информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе при использовании международной компьютерной сети "Интернет".35

     Важное  значение для управления в сфере  культуры и массовых коммуникаций имеют  Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г., Федеральные  законы "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г., "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г., "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г., "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г., "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г., "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г., "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 г., Постановление Правительства "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" от 25 марта 1999 г. и другие нормативные правовые акты.36

     Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

     В этих целях Правительство 14 декабря 2000 г. приняло Постановление "О  федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)".37

     Выбор приоритетных целей Программы опирается  на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций  в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

     Исходя  из этого целями Программы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного  пространства, создание условий для  обеспечения выравнивания доступа  к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

Информация о работе Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы