Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:39, курсовая работа
Целью изучения данной работы является рассмотрение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством в РФ;
2. дать понятие и определение административно-правового статуса иностранных граждан, лиц с двойным гражданством;
3. рассмотреть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц с двойным гражданством и отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
4. изучить общие и специальные требования к иностранным гражданам, которые находятся на территории РФ;
Введение
Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1 Понятие «Иностранный гражданин» и его статус
1.2 Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства
Глава 2. Административно-правовой статус лиц с двойным гражданством.
2.1 Понятие «лицо с двойным гражданством»
2.2 Особенности административно-правового статуса лиц с двойным гражданством
2.3 Особенности административно-правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список литературы
Российская Конституция
Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:
· Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
· Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;
· Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;
· Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.
Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.[14]
Регулируя отношения
с иностранными гражданами, государство
не только устанавливает
Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.
Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечение противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.[15]
В силу этого иностранные граждане практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.
Это – сфера конституционного и административного права, и прежде всего та их часть, которая определяет условия и порядок формирования органов государственной власти. Согласно ст. 32 Конституции России только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более серьезное внимание. Так, в большинстве учебников по административному праву при характеристике административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в государственном аппарате практически не рассматривается.
1.2 Особенности административно-
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включает в себя ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.[16]
Особенности правового положения
иностранцев и лиц без
· Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;
· Они не допускаются к деятельности связанные с государственной тайной;
· На них не распространяется воинская обязанность;
· Иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;
· Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;
· Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборов места жительства;
· Для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.[17]
Все особенности административно-
Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный гражданин и лицо без гражданства ходатайствует о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Данное положение не распространяется на иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким образом, иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делается отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц в нашей стране.
Так, законодательство исключает возможность выполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства функции нотариусов (ст.2 основ Законодательства Российской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет лишь российским гражданам.[18]
Есть ряд и других ограничений трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, связанных прежде сего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.
Вид на жительство в России - это отдельный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.[19]
Иностранные граждане, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работящих на предприятиях и в организациях с иностранными, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.
К числу основных прав
каждого человека на территории РФ
относится и право на охрану здоровья
и медицинскую помощь, которая
в государственных и
К социальной сфере относится и право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет право на образование.[21] Основное общее образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном учреждении. В вузах России обучается сейчас большое количество иностранных студентов и аспирантов. Если они приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.[22]
Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане, и лица без гражданства.
Тоже самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам национального режима полностью совпадает с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан как специальных субъектов административного права.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан бывшего СССР (за исключением стран Балтии).[23]
Так, в г. Москве был принят Закон «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на без визовый въезд в РФ». В соответствии с данным актом иностранные граждане, имеющие право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию, прибывшие в Москву на срок свыше трех суток, обязаны в суточный срок (исключая день прибытия, выходные и праздничные дни) пройти регистрационный учет и внести плату по возмещению расходов, связанных с обеспечением регистрационного учета.
Информация о работе Административно-правовой статус иностранцев