Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа
Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов
4. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Введение………………………………………………………..………………......3-4
Глава 1. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений…………………………………………..……………………………...5-9
Глава 2. Виды административных правоотношений, их классификация…...10-17
Глава 3. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………….…………………18-23
Глава 4. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………….….....24-28
Заключение…………………………..………………………..……………...….29-30
Список используемой литературы………………………..……….…..…….…31-32
Оглавление
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Понятие, содержание
и особенности административно-правовых
отношений…………………………………………..………
Глава 2. Виды административных правоотношений, их классификация…...10-17
Глава 3. Структура административных
правоотношений и характеристика его
отдельных элементов…………………………………….………………
Глава 4. Основания возникновения,
изменения и прекращения административных
правоотношений…………………………………….…
Заключение…………………………..……………………
Список используемой литературы………………………..……….…..……
Введение
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения, урегулированные нормами
права. В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование
Административное право
занимает особое место в системе
правового регулирования, поскольку
выступает необходимым и важным
инструментом управления социальными
процессами в обществе. Ему присущи
соответствующие границы
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.
Таким образом, административно-правовые
отношения – это
В ходе написания работы
была совершена попытка
Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов
4. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Глава 1. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения
– это общественные отношения, урегулированные
нормами административного
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни – в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.
В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.1
Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
1) возникают в процессе государственного управления;
2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;
3) являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.
Эта концепция была внедрена
тогда еще в советскую
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”. Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов.2
В пятидесятых годах в
результате критического анализа
этой концепции возникла вторая концепция
советских административно-
1) возникают в сфере государственного управления;
2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
1) Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
2) Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
3) Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
4) Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
5) Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.
Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей а споры между ними характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, российского права. Например, если административно-правовые отношения разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.
В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
В административно-правовых
отношениях могут участвовать различные
стороны, в них всегда имеется
обязательная сторона, без которой
такого рода отношения не возникают.
Такой признак наблюдается в
административных отношениях как прямое
действие властной природы государственно-
Как указывалось выше, административно-правовые
отношения возникают в сфере
государственного управления. Однако
не всякое общественное отношение в
сфере государственного управления
включается в круг отношений, составляющих
предмет административного
Глава 2. Виды административных правоотношений, их классификация
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.6
Административно-правовые отношения можно разделить на основные и неосновные административно-правовые отношения. Несмотря на известную условность данного критерия, имеется достаточно оснований для того, чтобы из общей массы самых разнообразных административно-правовых отношений выделить:
а) административно-правовые
отношения, непосредственно выражающие
основную формулу управляющего воздействия
(«субъект — объект»), в которой
наиболее отчетливо проявляется
властная природа государственно-
б) административно-правовые
отношения, складывающиеся за рамками
непосредственного управляющего воздействия
на тот или иной объект, но органически
связанные с его