Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа
Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов
4. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Введение………………………………………………………..………………......3-4
Глава 1. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений…………………………………………..……………………………...5-9
Глава 2. Виды административных правоотношений, их классификация…...10-17
Глава 3. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………….…………………18-23
Глава 4. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………….….....24-28
Заключение…………………………..………………………..……………...….29-30
Список используемой литературы………………………..……….…..…….…31-32
Очевидно, что административно-правовые отношения первого вида занимают главное место в механизме реализации исполнительной власти, о чем свидетельствуют и иные варианты классификации этих правоотношений.
Административно-правовые отношения также можно разделить на внешние и внутриорганизационные.
В соответствие с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках
внутренней деятельности органов управления
(решение структурных и
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, то есть, непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту (п.«б») как к определяющему, хотя для этого имеются достаточные основания, а как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути не «самоорганизован»? Очевидно, что от его «внутреннего» состояния действовать «внешних» правоотношений исполнительная власть реально реализуется.8
Административно-правовые отношения делятся на субординационные и координационные административно-правовые отношения.
Для первых характерна авторитарность
(властность) юридически волеизъявлений
субъекта управления. Они как раз
являются собственно административными.
Что касается вторых, то ими обозначают,
как правило, такие управленческие
связи, в которых авторитарность
отсутствует (например, отношения между
несоподчиненными исполнительными органами).
Относительно субординационности административно-правовых
отношений сомнений практически не возникает.
Что же касается координации, то все зависит
от того, насколько вообще верна ее трактовка.
А последняя не признает однозначности.
С одной стороны, действительно, в ряде
случаев координация (т.е. согласование)
не только не связана с соподчиненностью,
но и лишена юридически-властного характера.
Например, в отношениях между исполнительными
органами и общественными объединениями
координация выражается в обеспечении
делового сотрудничества, то есть, взаимодействия,
не сопровождаемого юридическими атрибутами.9
Выделяют также вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.Подобная классификация административно-правовых отношений представляет значительный интерес, так как в ее основе лежит юридический характер взаимодействия их участников, то есть, главное в их деятельности. Именно, в силу этого, она по своей сути впитывает наиболее отчетливо выраженные черты всех предыдущих вариантов классификации, выражая их наиболее четко и последовательно.
а) Вертикальные административно-правовые
отношения непосредственно
Вертикальные административно-
Но в них всегда проявляется общая черта
— осуществление в их рамках прямого управляющего
воздействия и соответствующий этому
приоритет юридически выраженной воли
одной стороны, то есть, субъекта управления.
Управленческая вертикаль проявляет себя в административно-правовых отношения по-разному. Соответственно различны по своим внешним признакам и вертикальные отношения, хотя безапелляционность тезиса о юридическом неравенстве сторон сохраняет свою силу во всех случаях. И это логично, ибо невозможно одной стороне отношения выступать в роли управляющего субъекта, не обладая при этом достаточным объемом юридически-властных полномочий.
Как следствие этого, в вертикальных административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме проявляется подчинение одной стороны другой. Формула «власть — подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений.
Само «подчинение» управляемой
стороны отношения «
Следует учитывать также и то, что граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять требования, выражаемые в соответствующих юридически-властных волеизъявлениях последних.
Таким образом, все вертикальные
административно-правовые отношения
в различном объеме выражают юридическую
зависимость одной стороны от
другой. Это — логическое и фактическое
следствие закрепленного
б) Горизонтальные административно-правовые
отношения. В качестве таковых признаются
отношения, в рамках которых стороны
фактически и юридически равноправны.
В них, соответственно, отсутствуют
юридически-властные веления одной
стороны, обязательные для другой.
Возможны ли такого рода отношения в сфере
государственного управления, не выпадают
ли они из общего русла административно-правового
регулирования? Несмотря на, казалось
бы, прямое противоречие сущности такого
регулирования его методам, а также принципиальным
особенностям административно-правовых
отношений, в некоторых случаях стороны
подобных управленческих связей могут
быть равноправными. Но для признания
подобного факта необходимо учитывать
ряд определяющих обстоятельств.
Прежде всего, налицо должно
быть действительное, а не формальное
юридическое равенство
Разумеется, вычленить горизонтальные
отношения из общей массы административно-
Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.10
Другая группа подобных отношений
возникает после осуществления
непосредственного управляющего воздействия.
Их цель — создание условий, необходимых
для эффективной реализации принятого
в одностороннем порядке
Две названные группы административно-правовых отношений относятся к числу административно-процедурных. Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях. Наконец, горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений.
Важным элементом
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу зашиты – на защищаемые в административном или судебном порядке.
Итак, административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев:
- по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников;
- по конкретным целям (предназначению) правоотношений;
- их содержанию;
Глава 3. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Субъект – это участник
(сторона) правоотношения в сфере
исполнительной власти, наделенный соответствующими
государственно-властными
В правовых нормах субъектом
административного права
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их. Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:
1) административно-правовой
нормы, определяющей субъекта, его
права и (или) обязанности,
2) административной
3) юридического факта
(фактов), то есть, основания возникновения,
изменения или прекращения