Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:48, контрольная работа
Задание 1. Изучите рекомендованную литературу, назовите основные виды административных процедур и их стадии. Раскройте содержание стадий административных процедур и дайте им характеристику.
Задание 2. В соответствии с установленными законодательством требованиями, по произвольной фабуле от имени должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, вынесете определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Задание 1. Изучите рекомендованную литературу, назовите основные виды административных процедур и их стадии. Раскройте содержание стадий административных процедур и дайте им характеристику.
Решение проблем правового регулирования административных процедур в современных условиях является первостепенной задачей. Это обеспечит более эффективную защиту прав и свобод граждан и юридических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Подобные отношения базируются на нормах основного закона - Конституции РФ (ст.34, 35). Эти нормы гарантируют свободу предпринимательства и частной собственности. Необходим закон об общей административной процедуре по реализации этих норм Конституции, обеспечению интересов граждан в этом плане. В целом речь идет о создании должной правовой нормы юридического факта, порождающего административно-правовые отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Подобное законодательство имеет свое целевое назначение, связанное в первую очередь с определением правового статуса субъектов, участвующих в административных процедурах, а также с необходимостью правового урегулирования стадий осуществления административных процедур и определения основных принципов осуществления административных процедур.
Исходя из поставленных целей, задачами законодательства об административных процедурах являются:
• обеспечение условий и порядка рассмотрения и разрешения административных дел, а также жалоб на решения по ним;
• установление гарантий защиты прав граждан и организаций;
• обеспечение открытости
и публичности для
• предупреждение должностных правонарушений в этой области;
• содействие рациональной организации работы аппарата органов государственной власти и органов местного самоуправления. 1
С точки зрения права административные процедуры - это установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, а также обжалования и пересмотра решений по административным делам.
В науке административного
права юридический процесс
Есть наиболее общепринятое
понятие административной процедуры:
нормативно установленный порядок,
последовательно совершаемых
Под законодательным регулированием административных процедур понимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актов административными органами, их изменение, обжалование и отмена.
К элементам административной процедуры относятся:
• процедурные правила, предназначенные для легального применения материально-компетенционных норм;
• набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции;
• стадии деятельности субъектов, последовательность совершения юридических действий.
Законодательство об административных
процедурах состоит из федеральных
законов, а также законов субъектов
РФ, устанавливающих правила
Рассмотрение отдельных видов административных процедур, а также форм их реализации позволяет сделать вывод, что административные процедуры могут возникать как по инициативе граждан и организаций, так и по инициативе органов государственного управления. Таким образом, основными участниками (сторонами) в административных процедурах являются: 1) лицо, заинтересованное в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления (граждане и их организации); 2) орган исполнительной власти (должностное лицо этого органа), который компетентен принимать индивидуальные правовые акты, позволяющие реализовывать эти права и обязанности. В качестве заинтересованной стороны в административных процедурах может выступать одновременно не одно, а два и более граждан или организаций.
В рамках административных процедур не применяются меры административного принуждения, не разрешаются споры и не рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия и решения органов государственной администрации. Поэтому в этом виде административного процесса нет тяжущихся сторон. Между заинтересованным лицом и административным органом, участвующими в административных процедурах, возникает регулятивное процессуальное правоотношение, в котором орган исполнительной власти выступает не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию в сфере государственного управления прав или обязанностей заинтересованного лица, предусмотренных соответствующими материальными нормами права.
В административно-юрисдикционном и административно-юстиционном процессах важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья или орган государственного управления (должностное лицо) устанавливают наличие либо отсутствие факта административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В данных видах административного процесса граждане и организации предоставляют доказательства на основе принципа диспозитивности. В административно-процедурном процессе на граждан и организации возложена обязанность предоставлять компетентному административному органу (должностному лицу) необходимые для разрешения дела надлежаще оформленные документы и иные материалы, а также ответственность за их достоверность. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации.2
Органы исполнительной власти, участвующие в административных процедурах, должны быть активны и самостоятельны в совершении юридических действий и принятии решений, направленных на законное разрешение дела. Активность органа государственного управления должна проявляться даже в том случае, когда рассматриваемое дело возбуждается не по его инициативе, а по инициативе заинтересованных лиц: граждан и их организаций. Административный орган не связан мнением граждан или организаций о необходимости совершения тех или иных процессуальных действий, принятия промежуточных решений; он вправе самостоятельно, по своей инициативе осуществлять проверки по обстоятельствам дела, назначать экспертизы, вызывать специалистов и т.п.
Наряду с обязанностью
органов государственного управления
информировать граждан и
Можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:
1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);
2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);
3) использование информации
(документооборот,
4) решение функциональных
задач (экономических,
5) делегирование полномочий;
6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);
7) проведение координации;
8) осуществление контроля;
9) деятельность в рамках целевых программ;
10) рассмотрение обращений граждан;
11) рассмотрение предложений общественных объединений;
12) разрешение разногласий и споров;
13) действия в экстремальных
ситуациях (техногенная
14) порядок реорганизации и упразднения организаций;
15) международные и смешанные процедуры.
Как уже отмечалось выше,
административные процедуры как
составная часть
3) Обжалование и опротестование (пересмотр) решения (административного акта) по делу.
4) Исполнение принятого по делу решения (административного акта).3
Некоторые авторы выделяют из состава первой и второй указанных выше стадий в качестве самостоятельных дополнительные стадии. Так, например, В. А. Лория выделяет в качестве самостоятельных стадий возбуждение административного производства и предварительное выяснение фактических обстоятельств дела (предварительное расследование).4
Коренев называет в качестве самостоятельных стадий административного процесса рассмотрение дела и принятие по делу решения
Анализ действующего законодательства,
регулирующего административные процедуры,
позволяет сделать вывод, что
в административно-процедурном
- Возбуждение административного дела и предварительное рассмотрение материалов;
- Рассмотрение дела по существу компетентным органом (должностным лицом) и принятие по этому делу индивидуального правового акта;
- Обжалование решения по делу (факультативная стадия);
- Исполнение принятого по делу решения (в ряде случаев факультативная стадия).
Первая стадия осуществления
административных процедур возбуждение
дела. В случае инициирования процедур
гражданами или организациями дело
об административных процедурах возбуждается
органом исполнительной власти (должностным
лицом) путем принятия к рассмотрению
соответствующего обращения, в котором
излагается просьба заявителя о
предоставлении ему конкретного
права, либо определенного правового
статуса, либо разрешения на совершение
какого-либо юридического действия, либо
об установлении каких-либо юридических
фактов. К обращению должны прилагаться
предусмотренные
При приеме обращения и прилагаемых документов орган исполнительной власти (должностное лицо) должен рассмотреть следующие вопросы : а) Представлено ли обращение самим заявителем либо надлежащим образом уполномоченным им лицом? б) Подведомственны ли данному органу вопросы, содержащиеся в обращении и требующие разрешения? в) Соблюдены ли установленные законодательством требования к оформлению представляемого обращения? г) Представлены ли заявителем все необходимые в соответствии с законодательством документы и материалы, прилагаемые к обращению, и оформлены ли они надлежащим образом? д) Уплачены ли заявителем в установленном законодательством порядке и размерах государственная пошлина, регистрационный сбор либо иные обязательные платежи при подаче обращения?
Рассмотрение этих вопросов осуществляется, как правило, в присутствии заявителя или уполномоченного им лица. Только после рассмотрения данных вопросов и получения на них утвердительных ответов уполномоченное должностное лицо органа исполнительной власти вправе принимать обращения граждан и организаций. По окончании приема представленных заявителем документов производится их регистрация, о чем делается соответствующая запись в регистрационной книге (журнале). В случае неудовлетворительного ответа хотя бы на один из сформулированных выше вопросов, должностное лицо органа государственной администрации обязано отказать заявителю в принятии обращения с разъяснением причин отказа.