Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение административного договора как института административного права, анализ правовой природы административного договора и изучение проблем классификации административных договоров и систематизации их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- определить место административного договора в науке административного права.
- выявить тенденцию развития административного права в науке.
- изучить административный договор как источник права, выделить присущие ему специфические признаки.
- осуществить классификацию административных договоров и систематизацию их видов.
Введение_____________________________________________________3
Глава I. Понятие административного договора____________________6
Становление и развитие понятия административного договора___________________________________________________________6
Подходы к определению понятия административного договора___________________________________________________________11
Глава II. Признаки административного договора_________________17
Глава III. Виды административных договоров___________________24
Заключение_________________________________________________34
Список использованной литературы________________
Правительство Российской Федерации.
Национальный Исследовательский Университет –
Высшая Школа Экономики
Нижегородский филиал
Факультет права.
Курсовая работа
по дисциплине
Административное право
на тему: Административный договор: понятие, виды.
выполнила студентка группы 10Ю2
Абакумова М.П.
научный руководитель
доцент, к. ю. н.
Михеева И.В.
НИЖНИЙ НОВГОРОД 2012
Оглавление.
Введение______________________
Глава I. Понятие административного договора____________________6
Глава II. Признаки административного договора_________________17
Глава III. Виды административных договоров___________________24
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение.
Актуальность темы курсовой работы. Перемены, которые произошли в России в связи с принятием и вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, повлекли изменение роли административного права в правовой сфере Российской Федерации, а также оказали влияние в целом на организацию системы государственного и муниципального управления. Данные перемены являются следующими: использование дозволений, рекомендаций, стимулов; изменение административно-правовых отношений, применение договорных методов регулирования в ряде важнейших сфер конституционных и административных правоотношений ( ч.3 ст. 11, ч.4 и ч.5 ст.66, ч.2 и ч.3 ст.78, ч.1 ст. 85 Конституции Российской Федерации).
В связи с реформированием системы государственного управления в России, появление новых методов государственного управления, расширение использования административного договора в различных сферах общественных отношений, привело к тому, что место, роль и значение административного договора быстро возросло. Но вместе с тем привело к некоторым проблемам, которые стали возникать при заключении, изменении, исполнении и прекращении административных договоров на практике
Административный договор обладает не высокой степенью изученности в административном праве. Многие аспекты в теории административного договора является размытыми и неточными, что порождает их дискуссионность. Существует проблема определения административного договора, а также проблема классификации огромного количества административных договоров.
Обращение к административному договору как к правовому институту дает возможность для системного анализа обоснования сущности административного договора, его специфике, классификации административных договоров, внесение предложений по созданию и совершенствованию административно-правовых норм об административных договорах.
Степень научной разработанности темы. Основополагающие идеи административного права сформулированы в трудах ученых дореволюционного, советского и современного периода: Г.В. Атаманчука, И.Н. Барница, В.Г. Вишнякова, В.Н. Григорьева, Ю.Д. Дмитриева, А.И. Елистратова, Р.Ф. Идрисова, В.Б. Исакова, Ф.Д. Кожурина, Л.М. Колодкина, Ф.Е. Колонтаевского, Б.П. Кондрашова, Б.М. Лазарева, В.В. Лозбинева, В.М. Манохина, В.И. Новоселова, А.Ф. Ноздрачева, Д.В. Осинцева, Г.И. Петрова, С.М. Петрова, С.В. Тихомирова, Б.Б. Хангельдыева, Ц.А. Ямпольской и ряда других ученых и практиков.
Стоит уделить внимание научным трудам современного периода таких ученых, как А.А. Абдурахманов, Д.Н. Бахрах, А.В. Демин, А.П. Коренев, А.Н. Козырин, А.Н. Колокольцев, И.В. Котелевская, Б.П. Курашвили, А.А. Савостин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Ю.Г. Черепанов, М.А. Штатина, В.А. Юсупов.
Недостаточная изученность и актуальность данной проблемы в современных реалиях, а также ее практическая значимость для развития административного права определяет необходимость дальнейших исследований в данной области и рождает выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение административного договора как института административного права, анализ правовой природы административного договора и изучение проблем классификации административных договоров и систематизации их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- определить место административного договора в науке административного права.
- выявить тенденцию
развития административного
- изучить административный договор как источник права, выделить присущие ему специфические признаки.
- осуществить классификацию административных договоров и систематизацию их видов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административных договоров.
Предметом исследования являются административно-договорные отношения о правовой природе и развитии административного договора как правового института административного права, а также разные виды административных договоров.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как, анализ, синтез, индукция, сравнение, структурно-функциональный, исторический, системный методы, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.
Теоретическая основа исследования. В своей работе я обращалась к фундаментальным положениям, содержащимся в трудах : А.А. Абдурахманова, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева, Ю.М. Козлова, А.А. Савостина и других.
Нормативно-правовую базу работы составляют Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и другие, нормативно правовые акты Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается к системном исследование природы административного договора, определение административного договора как правового института административного права Российской Федерации.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав и, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы.
Глава I. Понятие административного договора.
Сущность административного договора отражает понимание административного договора через соглашение. В связи с этим, вызывает интерес проблема понимания административного договора через соглашение, которая берет свое начало из римского права.
В римском праве договор (contractus) рассматривается как наиболее важный источник обязательств. Глагол «соntrahere» по своему буквальному значению (con-trahere – стягивать) является синонимом глаголов obligare, adstringere (сжимать)1. Однако в наидревнейшем римском праве contrahere, contractus первоначально относились в различным видам обязательств, в том числе «указывали на сами обязательственные узы, которые происходят из действия законного, из юридической сделки, которая также определялась здесь как contractus»2. В Риме в I-II в.н.э. с развитием торгового оборота договор как правовой институт получает широкое развитие. Но известный «термин contractus станет постоянно обозначать договор в юридическом смысле позднее»3, в конце III в.н.э. Со временем слова «contrahere, contractus» получили более тесное, специализированное значение «согласиться, соглашение» и относятся лишь к обязательствам по соглашению сторон, перестали применяться к прочим обязательствам4.
В этом новом значении термин contractus можно найти в Дигестах Юстиниана, где « договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласие»5. Причем, слово « соглашение» (convention) имеет общий смысл и относиться ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом дела. «Convenire» прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из различных побуждений души, т.е. сходятся на одном решении. Латинский глагол convenire происходит от «con(cum)» - с и «venire» - приходить. Convenire означает, прежде всего, сходиться и приходить в одно место, а в переносном значении – приходить к соглашению. Поэтому сonvenire означает соглашение.
Но сами теоретические разработки административного договора были начаты еще в начале прошлого века учеными из Западной Европы, а некоторые задатки предметного применения административного договора были известны еще в отношениях республиканского управления между князем и вечевым собранием в Новгороде6.
В XIX – XX веке некоторые из авторов говорили о том, кроме административного акта управления также в сфере управления существуют договоры, выполняющие функции управления. Но административный договор в долгом промежутке времени игнорировался учеными-административистами, и считался как проблема.
Майер О. считал то, что между государством и гражданином договоры в области публичного права невозможны, потому что отношения государства и гражданина являются субординационными, а договор заключается между субъектами, которые имеют одинаковый правовой статус и не подчинены друг другу7.
Но, тем не менее, теория административного договора развивалась постепенно, в основном, конечно же, за рубежом.
Например, Конституцией США были предусмотрены договоры между штата, однако возможность их заключения была весьма ограничена, так как требовалось согласие Конгресса.
Современное развитие таких административных договоров между штатами началось в 1921 году, в это время был заключен договор между штатами Нью-Джерси и Нью-Йорк, целью которого было решение экономических проблем. Позднее был заключен еще один договор уже между семью штатами.
Но, не смотря на это административные договоры заключались очень редко и в редчайших случаях, до окончания второй мировой войны.
Известный немецкий ученый В. Еллинек указывал на существование договоров (контрактов), которые устанавливают права и обязанности сторон, а также определяют их правового статус. Между тем, государственно-правовые договоры в то время были характерны выражением участников и обсуждались в большей степени, как один из видов административных актов, изданных государственными и муниципальными органами, а также установленных, изменяемых и прекращаемых правоотношения8.
В Германии была опубликована монография в 1920 года которая говорила об административно-правовом договоре, но она не сделала радикального переворота в уяснении теории административного договора. Только в конце 50-х годах в Германии началось широкое обсуждение по этому вопросу.
В 1958 году было опубликовано
несколько фундаментальных
Исследования, проводимые в настоящее время в Германии и других странах, не затрагивают вопрос о принципиальной допустимости использования в управленческой практике административных договоров. Речь идет в основном о предпосылках, условиях заключения и оформления административных договоров и об ошибочных последствиях их реализации9
В дореволюционной России в начале ХХ века опыт такой правовой формы, как административные договоры, не были приняты во внимание законодателей и был почти забыт. Вопрос о договорных формах и методах государственного управления в советской юридической литературе впервые стали размещать и получила поддержку научного сообщества, за короткий период НЭПа в 20-х годы.
А. Елистратов отметил, что "акт договора, по его мнению, главным образом в качестве возможной формы правления, выступают в качестве одностороннего провозглашения воли". А.И. Елистратов, как и другие исследователи того времени, определял публично-правовой договор с административным договором, но он подчеркнул, что отношения административного договора и инструментов управления, а также государственных контрактов дало общественности характер конкретных действий управления10.
В. Л. Кобалевский утверждал, что хотя административные юридические средства (распоряжения) имеют по общему правилу односторонний характер, развивающаяся сфера публично-правовых отношений вызывает к жизни публично-правовые договоры, в которые вступают между собой отдельные носители государственного управления. Примером, служила концессия государства на использование природных ресурсов11.
Сперанский в своей статье ставил вопрос о нужности административного договора в той советской действительности12.
Широкое обсуждение проблем связанных с административным договором, такими учеными как Ямпольская Ц.А. И Новосёлов В.И., было вызвано работой болгарского ученого-административиста Стайнова П. «Теория административного договора и социалистическое право», потому что в ней автор говорил, что институт административного договора в социалистическом праве отсутствует13.