Административный договор: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение административного договора как института административного права, анализ правовой природы административного договора и изучение проблем классификации административных договоров и систематизации их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- определить место административного договора в науке административного права.
- выявить тенденцию развития административного права в науке.
- изучить административный договор как источник права, выделить присущие ему специфические признаки.
- осуществить классификацию административных договоров и систематизацию их видов.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
Глава I. Понятие административного договора____________________6
Становление и развитие понятия административного договора___________________________________________________________6
Подходы к определению понятия административного договора___________________________________________________________11
Глава II. Признаки административного договора_________________17
Глава III. Виды административных договоров___________________24
Заключение_________________________________________________34
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

Абакумова 10Ю2 курсовая административный договор.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

- удовлетворение общественного  (публичного) либо государственного  интереса;

- определение административного  (публичного) режима реализация определенных  задач и функций;

- осуществление контроля за его реализацией со стороны органов управления;

- возможность прекращения  административного договора в  одностороннем порядке органами (должностными лицами) исполнительной  власти при неисполнении или  ненадлежащем исполнении принятых обязательств другой стороной;

- установление возможности  разрешения возникающих споров  в органах административной юстиции  (которые до настоящего так  и не созданы в Российской  Федерации) и в судебных органах34.

На некоторые отличительные  признаки указывают Бахрах Д.Н.:

  1. Административные договоры имеют, как правило, организационное содержание (управленческий характер), их целью является достижение общественно значимых результатов;
  2. Административный договор всегда выступает как административно-правовая форма деятельности субъектов, которые обладают определенной степенью самостоятельности в решении соответствующих вопросов, хотя права и обязанности сторон, даже если они не находятся в отношении «власть – подчинение», не равны, поскольку речь идет об управленческих, а не об имущественных отношениях. Одной из сторон отношений является участник административного управления, а заключаются они между субъектами административного права;
  3. Административный договор не является совершенно самостоятельной формой управления, но непосредственно связан с административным актом;
  4. Нормативной базой административно-договорной практики являются нормы административного, а не гражданского права, при этом общие правила еще не разработаны, а частные нормы содержатся как в законах, так и в подзаконных актах;
  5. Административный договор во многих случаях может заменить административный акт;
  6. За нарушение договора возможно применение мер различных видов ответственности: общественной, дисциплинарной, политической, материальной, финансовой; не исключено применение и других видов принуждения;
  7. По отношению к административным договорам законодатель применяет такие формулировки, как «государственные нужды», «федеральные нужды», «национальные интересы Российской Федерации» 35.

В результате исследования более поздних работ Д.Н. Бахраха  к перечисленным выше признакам  административного договора можно  добавить следующие:

  1. Многие административные договоры имеют комплексный характер и регулируются нормами нескольких отраслей;
  2. Участвуя в административном договоре, государственный орган выступает в качестве субъекта публичного права, его статус определяется его компетенцией. А если он становится участником гражданско-правовой сделки в качестве обычного юридического лица, его правовой статус определяется его компетенцией. А если он становится участником гражданско-правовой сделки в качестве обычного юридического лица, его правовой статус определяется его гражданской правоспособностью. В первом случае государственный орган подчиняется запретительному типу правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено законом), во втором – общедозволительному (разрешено все, что прямо не запрещено законом);

По моему мнению, этот признак является обязательным, потому что государственное управление может осуществляться только уполномоченными на то субъектами, органами управления, а сам по себе административный договор регулирует эти государственно-управленческие отношения. И если не будет участия государственного органа управления, то и административного договора не будет. Но следует отметить, что участие органа, субъекта государственной власти является обязательным для административного договора, по моему мнению, но не является элементом для его признания.

  1. Административные договоры, как правило, являются формальными, заключаются в письменной форме. Как исключение. Допускаются и устные соглашения. В ряде случаев законодатель устанавливает как обязательное условие действительности административного договора обязанность его регистрации в специально уполномоченных государственных органах;
  2. Автономия воли сторон административного договора не носит характера абсолютного принципа, как это имеет место в частном праве. Заключение административного договора не только (а иногда и не столько) право, но и обязанность соответствующих субъектов права;
  3. Административный договор может заключаться непосредственно на основе норм действующего законодательства либо на основе нормативных и индивидуальных административных  актов36.

Благодаря всему, что  было сказано, можно выделить общие  юридические признаки административного  договора, которые присущи ему как договору, а именно:

  • Наличие двух или более субъектов, обладающих административной правосубъектностью;
    • Равноправие (формально-юридическое равенство) субъектов;
  • Определенная административно-правовыми нормами форма договора;
  • Обязательность исполнения договорных условий субъектами договора.

Также можно выделить специфические юридические признаки административного договора, присущие ему в силу отраслевых особенностей:

      • Наличие государственно-властного субъекта;
  • Цель заключения административного договора – удовлетворение публично-правовых интересов, то есть регулирование управленческих отношений.
      • Основан на нормах административного права;
  • В результате  его заключения возникают административные отношения.

Хочется отметить что  признаки, которые приводит Д.Н. Бахрах наиболее полно отражают сущность административного договора, но, как и везде есть свои нюансы и недоработки.

Признаки административного  договора по большей части служат основаниями для классификации  административных договоров и  их значимость является системообразующим критерием.

Сложность в большей  мере стоит перед законодателем  в выделении общего признака (основания) для классификации, который бы охватывал  какую- то группу однородных административных договоров. Этим признаком, по моему мнению, должен быть тот который особо важен для регулирования административных отношений, возникающих при заключении административных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Виды административных договоров

 

В связи с  характером административного права, и характеристиками подходов русский теории административного договора, различные подходы к теоретическому выделению их для систематизации достаточно велико. И причина этого - их положительные разнообразие.

Понятие «административный  договор» объединяет многие виды договоров, которые заключаются субъектами исполнительной власти на основе нории административного права.

Ценность классификации  административных договоров можно  обосновать, прежде всего, практическим значением для регулирования  общественных отношений, поскольку административный договор рассматривается в качестве одного из методов правового регулирования общественных отношений.

Также необходимо отметить, что большинство приведенных  классификаций представляют интерес  не только с точки зрения практического значения для урегулирования общественных отношений и для отражения существующего многообразия административных договоров, но и для выбора оснований их систематизации, которые бы обеспечили адекватность и правильность их применения.

Некрасова М.Е., изучая теоретико-правовые аспекты договора, считает, что классификацией договоров традиционно занимались отраслевые правовые науки, которые предлагают в зависимости от критериев (оснований) различные классификации договоров37.

Свои классификации  административных  договоров по различным основаниям  предлагали Бахрах Д.Н., Новосёлов В.И., Юсупов В.А., Старосьцяк Е. и другие авторы. Тем не менее, до настоящего времени сами теоретические концепции классификации административных договоров, как самостоятельное явление, анализу не подвергались. В то время как целенаправленная попытка их систематизации может принести пользу отечественной административной науке38.

Предлагается  различать административные договоры по предметному критерию, аналогично гражданско-правовой классификации. Бахрах Д.Н. выделяет среди административных договоров:

- договоры о  компетенции (разграничение или  делегирование полномочий и предметов  ведения);

- договоры в  сфере управления государственной  собственностью;

- контракты  с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб, осведомителями;

- финансовые  и налоговые соглашения;

- договоры о  взаимодействии, сотрудничестве;

- различного  рода концессии и инвестиционные  соглашения и другие39.

Самые распространенные  - это контракты о службе в Вооруженных Силах РФ, органах внутренних дел и в иных милитаризованных службах.

Федеральный закон  « О внесение изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  по вопросам обороны и военной  службы», закрепил два вида договоров, заключаемых при обучении по программам военной подготовки:

  1. Договор может заключаться при военной подготовке офицеров запаса на военной кафедре при образовательном учреждении;
  2. Договор может заключаться при военной подготовке офицеров запаса в учебном военном центре при образовательном учреждении и дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения40.

В качестве разновидности  административного договора выделяют соглашение органов, осуществляющих оперативно-разыскную  деятельность, с осведомителями. Такой договор, помимо прочего, влечёт возложение ответственности на государство за жизнь и здоровье людей помогающих правосудию, а значит, потребуется распространение его действий на прочих участников, которые процессуально «имеют к этому отношение».

Договоры государственных  и муниципальных учебных заведений  с гражданами об оказании платных образовательных услуг. Заключив такой договор, гражданин становится членом образовательного (административного) коллектива. Он выполняет обязанности, возлагаемые уставом учебного заведения, имеет право получить государственный диплом или аттестат об окончании. Также он может в любое время расторгнуть данный договор. Образовательное учреждение может расторгнуть договор только в случае грубых нарушений студентом правил.

Соглашения  о передачи части своих полномочий также важны и специфичны.

Правительство РФ 1 марта 2004 года утвердило « Порядок  подготовки, согласования и утверждения  соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными  органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесение изменений в такие соглашения»41.

Примером такой  передачи полномочий можно назвать  образец соглашения между Министерством образования РФ и государственным органом управления субъекта РФ о делегировании полномочий по контролю над соблюдением высшими учебными заведениями и филиалами ВУЗов, лицензионных требований и условий.

Договоры о  сотрудничестве (о совместной деятельности) отличаются от других форм сотрудничества тем, что основанием является собственно совместная деятельность. Цель таких договоров координировать деятельность в русле общих интересов, на стыке предметов ведения. А их результат – польза обществу42.

Тихомиров Ю.А. выделяет собственно административно-правовые договоры, относя к ним учредительные договоры, программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве, функционально-управленческие соглашения, договоры между государственными и негосударственными структурами, договоры о гражданском согласии, и даже международные договоры43.

По его мнению, учредительные договоры отражают конституционные  вопросы – статус государства, их объединения, взаимоотношения субъектов  федерации, статус государственных  органов и другое.

К программно-политическим договорам он относит договоры о  дружбе и сотрудничестве, в них  признается суверенитет государств, территориальная ценность и нерушимость границ, гарантии для граждан обеих сторон, определяются направления сотрудничества и сферы совместной и согласовательной деятельности.

Информация о работе Административный договор: понятие, виды