Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:24, курсовая работа
Актуальность теоретико-правового исследования вопросов административного процесса обусловлена необходимостью: 1) проведения современных научно-теоретических исследований в области административного процесса; 2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства; 3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие об административном процессе .............................................5
§ 1.1. Признаки административного процесса..….………..................................9
§ 1.2. Принципы административного производства ….……………………....11
Глава 2. Актуальные проблемы административного процесса на современном этапе………………………………..……………………….……....................... 19
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы…………………….……………………………………….28
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Сахалинский государственный университет
Юридический институт
Кафедра теории права
и государственно – правовых дисциплин
Административный процесс
Курсовая работа студента
2 курса заочного (специального
3,5 года обучения)
Научный руководитель:
Южно-Сахалинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
§ 1.1. Признаки административного процесса..….………...............
§ 1.2. Принципы административного производства ….……………………....11
Глава 2. Актуальные проблемы административного
процесса на современном этапе………………………………..……………………….…
Список литературы…………………….……………………………
Введение
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов и содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношения в различных аспектах и направлениях реализации государственной исполнительной власти, приобретают сейчас особую остроту и практическую актуальность. Общеизвестны многочисленные сетования и законодателей, и правоприменителей на то, что во многих законах и других нормативно-правовых актах не предусмотрен вовсе или недостаточно четко прописан порядок и механизм их реализации.
Одной из причин такого ненормального
положения является то обстоятельство,
что в целях проведения правовой реформы
в России и упорядочения административно-правового
регулирования не уделяется должного
внимания расширению его процессуальной
формы и серьезному подходу к выработке
концепции административно-
Актуальность теоретико-
В связи с этим, для проведения данного исследования была поставлена цель, определён объект, поставлены задачи и намечены методы исследования.
Цель нашей работы заключается
в следующем: проанализировать содержание
понятия административного
Объектом исследования является административный процесс, как вид юридического процесса, его принципы, признаки, проблемы.
Задачи курсовой работы являются:
1. Изучить юридическую литературу и документы
судебной практики, с целью детального
изучения административного процесса.
Метод исследования:
1. Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики.
Глава 1 . Понятие об административном процессе
В правоведении существуют различные мнения о понятии административного процесса, в данной главе мы попытаемся подробно рассмотреть позиции сторонников широкого и узкого понимания административного процесса, и в итоге придти к определенному выводу о том, что является административным процессом.
Так, согласно позиции сторонников широкого понимания административного процесса, административный процесс охватывает все индивидуальные дела, рассматриваемые органами управления (В.Д. Сорокин, В.М. Манохин, Д.Н. Бахрах и др.)1
Вторая группа ученых
(А.Ф. Клейман, Н.Г. Салищева, А.А. Демин
и др.) возражает против признания
административным процессом всей области
применения государственным аппаратом
норм материального административног
Данную "юрисдикционную концепцию" наиболее обстоятельно развивает Н.Г. Салищева в своих фундаментальных трудах, определяя административный процесс как "регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения". Рассмотрение других индивидуальных дел в административных органах Н.Г. Салищева относит к административному производству, из чего следует, что административное производство не охватывает в целом государственное управление (деятельность исполнительной власти), ибо это производство, по мнению Н.Г. Салищевой, регулируется определенной группой материальных административно-правовых норм; административное производство в данном случае рассматривается как самостоятельное понятие по отношению к управленческой деятельности. 2
В статье "К вопросу об административном процессе в СССР" в 1963 г. Н.Г. Салищева придерживалась расширительного толкования понятия административного процесса и рассматривала его как порядок всех индивидуальных дел в области исполнительной и распорядительной деятельности.3
В 1964 г. Н.Г. Салищева меняет свое мнение и признает расширительное толкование административного процесса неплодотворным, ибо, по ее мнению, при этом организационная деятельность аппарата (административное устройство) по существу подменяется административным процессом, что отождествляет различные понятия.
В юридической литературе были высказаны и другие мнения в пользу ограничительного толкования административного процесса (А.Ф. Клейманом, А.П. Клюшниченко, А.В. Самойленко, В.С. Тадевосяном и др.), считающими административным процессом рассмотрение спора о праве административном, посредством которого происходит принудительное осуществление материальной нормы. 4
Сторонники третьего
подхода к рассматриваемой
Так, Ф.Д. Финочко еще в 1968 г. высказал сомнения в том, можно ли признать административным процессом всю область применения государственным аппаратом норм материального права, весь порядок деятельности административных органов. По его мнению, нормотворческий процесс не может быть включен в сферу административного процесса, ибо здесь налицо процедура издания нормативных актов органов исполнительной власти, преследующая цель создания общих правил поведения, в то время как процесс административный направлен на решение индивидуальных дел в сфере исполнительной власти. 5
В юридической литературе наиболее обстоятельное развитие эта концепция получила в трудах В.А. Лория. Наш анализ понятия административного процесса связан с критической оценкой позиции В.А. Лория, тем более что взгляды автора претерпели заметную эволюцию.
В своей докторской диссертации
на тему "Проблемы кодификации советского
административно-
В.А. Лория под административным процессом понимает "рассмотрение во всех органах государственного управления, организациях, учреждениях, предприятиях и некоторых специально уполномоченных общественных организациях индивидуальных дел, возникающих в сфере государственного управления, а также применение к ним материальных норм административного права и ряда других отраслей права", исключая из административного процесса судебное рассмотрение административных деликтов. 7
Позже, в 1986 г., взгляды ученого претерпели изменения. Он признает, что, исходя из понимания юридического процесса с точки зрения формы индивидуального дела, рассматриваемого в процессе, жалоба на действия должностного лица, имеющая административно-правовую форму внешнего проявления, должна быть рассмотрена во всех органах в административно-процессуальном порядке. 8
Следовательно, теперь судебные органы рассматриваются В.А. Лория в качестве органов административной юстиции в собственном смысле этого института, что соответствует конституционным нормам и действующему законодательству.
Сторонниками понимания административного процесса в широком аспекте являются также такие ученые - административисты и теоретики, как Д.Н. Бахрах, В.М. Манохин, В.И. Новоселов, В.Д. Сорокин и др. При этом данный подход представляется нам более верным.
Пожалуй, наиболее четко
раскрыл сущность административного
процесса в СССР А.П. Коренев: "Советский
административный процесс есть деятельность,
состоящая в реализации полномочий
по осуществлению функций
Таким образом, в настоящее время усматривается, что среди ученых - теоретиков, а также практиков существует некая неопределенность в понятии административного процесса.
Мы, проанализировав все
указанные выше точки зрения, приходим
к выводу о том, что административный процесс как вид юридического
процесса представляет собой урегулированную административно-
§ 1.1. Признаки административного процесса.
На основании сформулированного понятия об административном процессе можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.
1. Административный процесс - вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; ее регламентация процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформленная в документах).
2. Административный процесс
представляет собой часть
3. Административный процесс
- это также нормативно
4. Административный процесс
теснейшим образом связан с
материальным административным
правом и является порядком
реализации этих норм. Административный
процесс - такая нормативно
5. Безусловно, административный процесс отличается от процесса административного права, ибо первый подразумевает процесс рассмотрения индивидуальных дел не только административно-правового характера, но и других отраслей права. Административный процесс обслуживает нормы финансового, земельного и других отраслей права.