Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:24, курсовая работа
Актуальность теоретико-правового исследования вопросов административного процесса обусловлена необходимостью: 1) проведения современных научно-теоретических исследований в области административного процесса; 2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства; 3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие об административном процессе .............................................5
§ 1.1. Признаки административного процесса..….………..................................9
§ 1.2. Принципы административного производства ….……………………....11
Глава 2. Актуальные проблемы административного процесса на современном этапе………………………………..……………………….……....................... 19
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы…………………….……………………………………….28
6. В отличие от других
видов процессов (уголовного, гражданского)
административный процесс
§ 1.2. Принципы административного процесса
В результате сложился общий подход, что принципы - это основные руководящие положения, теоретические идеи, отражаемые и закрепляемые правом.
В словарях русского языка слово "принцип" определяется как "установка для какой-то деятельности", как "начало, на котором построено что-нибудь". Вследствие этого "принципом административного процесса" может быть признано не любое проявление, не любая часть административно-процессуальной деятельности, а ее качественно обособленная черта, исходная установка административно-процессуальной деятельности.12
Принципы административного
процесса - это такая исходная установка,
посредством которой
В административном праве ряд ученых (А.П. Коренев, В.А. Лория, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Е.В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой этого вопроса. Предлагаемые ими классификации различны.
По – мнению судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессора Пановой И.В., с учетом специфики иных видов юридических процессов и на основании анализа имеющихся высказываний по данному вопросу в систему принципов административного процесса следовало бы включить:
1) принцип законности;
2) принцип объективной (материальной) истины;
3) принцип равенства сторон;
4) принцип обеспечения охраны прав субъектов административного процесса;
5) принцип гласности административного процесса;
6) осуществления процесса на национальном языке;
7) принцип быстроты (оперативности,
экономичности, эффективности)
8) принцип самостоятельности принятия решения;
9) принцип двухступенчатости административного процесса;
10) принцип ответственности
должностных лиц за
11) принцип активности правоприменительных органов;
12) принцип сочетания интересов личности, общества и государства.13
Мы попытаемся в данной курсовой работе рассмотреть подробнее основные принципы административного процесса.
Так, принцип законности является основой всех иных принципов. Это универсальный, особо значимый принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе и на административно-юрисдикционные производства, а значит, и на административно-юрисдикционную деятельность налоговых органов.
Сущность принципа законности состоит в требовании надлежащего применения законов и иных нормативных правовых актов. Данное обстоятельство имеет первостепенное значение для административно-юрисдикционной деятельности.
В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным
законодательством обращается на охрану
прав и законных интересов граждан. В случае
нарушения прав и законных интересов того
или иного участника административно-
Гарантиями принципа законности служит не только право граждан на обжалование неправомерных административно-правовых актов, но и право участников административно-юрисдикционных производств на судебную защиту от неправомерных действий, прокурорский надзор, внутриведомственный контроль.
В настоящее время все большее значение и актуальность приобретает принцип активности правоприменительных органов, а также принцип быстроты (оперативности, экономичности, эффективности) процесса, которые выступают в качестве определенной юридической гарантии реализации гражданами их прав и охраняемых законом интересов. Поэтому действующее законодательство устанавливает сроки, в течение которых должны быть совершены процессуальные действия по административному делу, строго определенный порядок проведения административных производств, круг привлекаемых к процессу участников. Это позволит максимально сэкономить материальные и иные ресурсы в целях объективного рассмотрения и разрешения принятого к административному производству дела. Данный принцип направлен на обеспечение такой организации административно-юрисдикционных производств, которые не требовали бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивали бы быстроту процесса без излишнего обременения участников спора. Так, например, Закон установил сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах. В сочетании с пятидневным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 2 ст. 30.5 Кодекса) это должно обеспечить более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.
Сокращение указанных сроков обусловлено также тем, что эти административные правонарушения могут повлиять на ход избирательной кампании, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 78) устанавливает сжатые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в период избирательной кампании или кампании референдума.
Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.
Следует отметить, что Президиум Сахалинского областного суда в своих ежеквартальных обзорах неоднократно указывал, основной проблемой при рассмотрении указанной категории дел является извещение лиц о времени и месте рассмотрения дела.
В результате проведенного обобщения установлено, что факты рассмотрения дел и вынесения постановлений о привлечении лиц к административной ответственности на основании извещений ОГИБДД допущены мировыми судьями судебного участка № 5 (в отношении Солобаева А.В.), судебного участка № 9 (в отношении Обухова В.В., Ращупкина Д.С., Чилина Н.К.), судебного участка № 2 (по ряду дел).
Как правило, учитывая требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу, систематически публикуемую в обзорах судебной практики, судьи предпринимают меры к надлежащему извещению лиц, привлекаемых к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дел.
Вместе с тем случаи рассмотрения дел без таких данных в материалах дела продолжают иметь место в деятельности мирового судьи участка № 27 (дело о привлечении к административной ответственности Мороз Р.А., Шереметьев В.А., Натасов А.В., Трифонов Е.В., Пурдышов Д.В., Выжанов С.А.), мирового судьи судебного участка № 25 (дело о привлечении к административной ответственности Элиович Г.Я.и другие).
Наряду с указанным в деятельности мировых судей судебных участков №№ 25, 26, 27, расположенных в городе Южно-Сахалинске, проблема извещения лиц о времени и месте судебного заседания стоит крайне остро. Связана она, как правило, с неполучением извещений и повесток лицами, привлекаемыми к административной ответственности.
Невозможность извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела влечет истечение сроков привлечения к административной ответственности и соответственно прекращение производства по делу.
Вместе с тем к этим вопросам
следует подходить
Так, мировым судьей судебного участка № 26 прекращено производство по делу в отношении Шалопугина Н.В. Суд 7 раз направлял телеграммы по домашнему адресу лица, привлекаемого к административной ответственности, они доставлены не были, поскольку за их получением адресат не являлся. Аналогичная ситуация и по делу о привлечении к административной ответственности Гилей С.Ю., который четырежды извещался о рассмотрении дела. В связи с истечением сроков хранения заказной корреспонденции и соответственно истечением сроков привлечения к административной ответственности прекращены дела мировым судьей судебного участка № 5 в отношении Волкова В.А., Медведкина Ю.Н., Архипова С.В., Бойко Р.А., Русакова А.В. 14
Таким образом, мы видим, что проблема надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности является более чем существенной, следовательно, насколько максимально точно правоприменительные органы будут придерживаться принципа быстроты (оперативности, экономичности, эффективности) процесса, настолько эффективнее будет проходить рассмотрение административного дела по существу.
В этой связи в целях решения указанной проблемы предлагается следующее.
1. Наряду с направлением телеграмм и извещений о времени и месте судебного заседания при их возврате, предпринимать иные возможные меры извещения, включая телефонограммы, там, где имеются данные о наличии телефона, а также использовать извещение курьером либо администратором, с приложением соответствующей информации в дело. При совокупности таких мер решать вопрос о привлечении лица к административной ответственности, оценивая бездействия по получению им извещения как уклонение от явки в суд.
2. Решение проблемы надлежащего извещения лиц заключается и во взаимодействии с органами ГИБДД с тем, чтобы они максимального отражали место жительства лиц, привлекаемых к административной ответственности (в отсутствие соответствующих документов), мобильно взаимодействовали с Управлением Федеральной миграционной службы с проверкой места жительства этих лиц, выясняли и отражали в протоколе их контактные телефоны. Один из вариантов работы в этом направлении является и привлечение органов ГИБДД по возможности к извещению этих лиц, тогда когда явно из неоднократно направляемых извещений следует, что лицо уклоняется от явки в суд.
3. Отказ лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от получения судебного извещения (уведомление телеграфом) следует признавать надлежащим извещением этого лица о времени и месте рассмотрения данного дела.
4. Рассматривать возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении адвоката, по аналогии в порядке предусмотренном ст. 50 ГПК РФ.
Только в результате комплексных
мер, принимаемых судом для
По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела, о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Принцип гласности - рассмотрение
индивидуальных административных дел
происходит публично, открыто, за исключением
случаев, предусмотренных
Принцип объективности возлагает важные обязанности на должностных лиц, рассматривающих административные дела. Он означает, что должностные лица, судья рассматривающие дело, в силу своих государственно-служебных обязанностей должны обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, использовать все имеющиеся возможности для сбора и привлечения доказательств, относящихся к данному производству, должным образом их оценить.
Для установления истины
важно не ограничиваться заявлениями
участников административно-
Принцип ответственности органов исполнительной власти, должностных лиц за ненадлежащее ведение административного дела предусмотрен в п. 5 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.