Акты государственной администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть акты государственной администрации порядок их принятия и вступления в законную силу, а также прекращение их действия.
В качестве задач поставленной цели выделяю следующие:
 Рассмотреть признаки, виды и функции актов государственной администрации;
 Рассмотреть порядок разработки, принятия, опубликования и вступ-ления в силу, а также прекращение действия актов государственной администрации;
 Рассмотреть правительственные акты, ведомственные нормативные акты, акты государственной администрации субъекта РФ;
 Рассмотреть понятие, признаки и виды административных договоров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
1. Понятие и признаки акта государственной администрации………..……….5
2. Виды и функции актов государственной администрации………….………..8
3. Правительственные акты. Ведомственные нормативные акты. Акты государственной администрации субъекта РФ………………………………..12
4. Порядок разработки, принятия, опубликования и вступ¬ления в силу актов государственной администрации……………………………………………….23
5. Прекращение действия актов государственной админи-страции…………..28
6. Понятие, признаки и виды административных договоров…………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

админ право курсач.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

3. По территории действия акты государственной администрации подразделяют на акты, действующие в масштабе РФ, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, области, округа, города федерального значения, а также административно- территориальной единицы (района, города, посёлка, сельского населённого пункта)

4. По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

5.  По органам. Издающим правовые акты управления.

     Органы исполнительной власти РФ издают: Президент - указы и распоряжения; Правительство - постановления и распоряжения, министры- приказы, распоряжения. Указания. Инструкции; государственные комитеты- постановления, а их председатели- приказы. Распоряжения, указания инструкции; руководители комитетов, федеральных служб, агентств и др.- приказы, распоряжения, указания, инструкции.

6. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные акты являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение дорожных знаках, сигналах, конкретных жестах. 7. По функциональной роли и значению акта выделяют акты управления:

  • направленные на информационное обеспечение управления
  • устанавливающие режимы моделирования и прогнозирования развития государственных органов, стандартов государственного управления, системы государственного управления
  • определяющие вопросы планирования
  • посвященные формированию системы государственного управления
  • содержащие элементы распорядительства
  • обеспечивающие руководство
  • имеющие координационный потенциал
  • регламентирующий порядок проведения надзора и контроля  в различных отраслях или сферах
  • выполняющие регулирующую функцию.

          Функция правового акта управления - это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного акта. При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление. В зависимости от характера такого воздействия можно выделить следующие функции административного акта.

1. Функция обеспечения публичных интересов. Само административное право в первую очередь призвано выражать, защищать и обеспечивать публичные интересы. Акты управления как главная форма управления предназначены для реализации интересов всего общества, его социальных групп, интересов самого государства и граждан.

2. Материально-правовая  регулирующая функция (функция регулирования). Административный акт на основе законов устанавливает конкретные отношения, предоставляет индивидуальным субъектам конкретные возможности и варианты поведения в сложившейся обстановке. Реализуя или применяя конкретные нормы закона, административный акт способствует достижению определенного результата.

3. Управленческо-процессуальная  функция. Российским законодателем  в определенной степени уже  установлена процедура подготовки, издания, государственной регистрации,  опубликования и вступления в силу административных актов. Но поскольку правила, касающиеся управленческих процедур, принимаются самыми различными органами публичной власти, которые по-разному понимают такие процедуры, то юридическая сила подобных актов ослабляется множеством проблем управленческого процесса, требующих кардинального разрешения.

4. Исполнительная функция  административного акта заключается  в том, что она обеспечивает  практическое осуществление государственного  управления посредством реализации  управленческих действий и правового установления порядка их совершения.

5. Административно-процессуальная  функция (в смысле оспаривания  в суде незаконных действий  и решений администрации). В данном  случае речь фактически идет  об охранительной функции. Там,  где существует возможность принятия или издания акта управления, там обязательно должен быть установлен институт судебного оспаривания этого административного акта. Выполняя данную функцию, правовые акты управления создают почву для формирования системы административной юстиции (административного судопроизводства) — важного правового средства устранения ошибок в административном правотворчестве.

 

3. Правительственные акты. Ведомственные нормативные акты. Акты государственной администрации субъекта РФ.

 

 

 

  Правительственные акты выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования основных административно-правовых отношений, в сфере формирования и развития всего массива ведомственных актов, в сфере жизни граждан. Поэтому эти акты обладают мощным правотворческим потенциалом. Их место в правовой системе и признаки установлены в Конституции

     Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками: это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и конкретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента. Среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера,  комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны; это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступающие фундаментальной основой для ведомственных нормативных актов; эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ; исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной власти.

     Следует различать следующие правовые основания для издания правительственных актов.

Во-первых, Правительство  издает «инициативные акты» на основе норм о компетенции, управомочивающих его осуществлять правовое регулирование  той или иной сферы общественной жизни.

Во-вторых, Правительство принимает акты во исполнение федеральных законов — в законе может содержаться бланкетная норма, определяющая, что тот или иной порядок (деятельности, реализации прав) устанавливается Правительством, или указывается на конкретный правовой акт (положение, правило), который следует утвердить Правительству, либо в статье о введении в действия закона Правительству дается поручение привести свои акты в соответствие с ним в определенный срок.

    В-третьих, обязанность Правительства издать тот или иной правовой акт часто содержится в нормативном указе Президента Российской Федерации.

     В том случае, если федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственных актов, этот срок определяется по усмотрению Правительства и закрепляется в плане его правотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнение указов Президента, должны быть приняты не позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если этими указами не установлен иной срок.

      Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называются распоряжениями. В практике правительственного нормотворчества нередко встречаются постановления, носящие индивидуальный характер (о назначении на государственную должность), и распоряжения, носящие нормативный характер (о структуре аппарата Правительства), что не может быть признано обоснованным.

    Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства, а в период его отсутствия — исполняющим обязанности Председателя.

     Постановления Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правительства, либо принимаются Председателем Правительства в пределах его компетенции. Акты, принятые Президиумом Правительства, могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

     Распоряжения Правительства являются актами, принимаемыми в порядке единоначалия его Председателем либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства.

     Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:

•      программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, социальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;

•   регламентационные акты, устанавливающие правила деятельности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;

• статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;

•    правонаделительные акты, управомочивающие государственные органы и их должностных лиц на совершение определенных действий;

•  внутриорганизационные акты, определяющие деятельность аппарата Правительства.

От правовых актов  Правительства следует отличать иные виды служебных, управленческих документов, таких, как письма, поручения, обращения, заявления и т. д. В отличие  от правительственных актов они  либо не содержат одностороннего, юридически-властного волеизъявления, либо принимаются за рамками надлежащей правовой процедуры.

      Согласно Регламенту Правительства Российской Федерации, проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты постановлений Правительства, имеющие нормативный характер, в обязательном порядке согласовываются с Министерством юстиции Российской Федерации, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации.

      Проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

     Постановления Правительства, если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования, но не ранее дня их официального опубликования; со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера; с иной даты, указанной в самом постановлении. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания, если в них не указан иной срок.

Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты Правительства  могут быть отменены Президентом  в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

Ведомственные нормативные  акты.

Важной особенностью деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (в дальнейшем — центральных федеральных органов) является то, что ими издается огромное количество разнообразных правовых актов.

     Среди них следует выделить: индивидуальные (содержат предписания, которые порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения), нормативные (устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы).

     По сфере действия ведомственные нормативные акты, или ВНА можно разделить на: внутриведомственные, общего действия.

Последний вид актов  представляет наибольший интерес. Суть в том, что многие центральные  федеральные органы обладают правом издавать нормативные акты, обязательные для неподчиненных им субъектов  права, не входящих в систему органов возглавляемого ими административного ведомства.

      Конституция не регламентирует ведомственное нормотворчество. Право отдельных центральных федеральных органов на нормотворчество предусмотрено в текстах федеральных законов. В большинстве же случаев нормотворческие полномочия центральных федеральных органов установлены Указами Президента, Постановлениями Правительства.

      Правила ограничивают наименования ВНА исчерпывающим перечнем. Это постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения. Хотя Правила запрещают издание ВНА в виде писем и телеграмм, на практике допускается нарушение этого положения.

Издание ВНА включает в себя следующие стадии:

1)  подготовительные  работы;

2)  разработка проекта  акта;

3)  принятие акта;

4) государственная регистрация акта;

5)  опубликование акта.

Ведомственный нормативный акт должен содержать:

•    наименование органа (органов), издавшего акт;

•      наименование вида акта и его название;

•      дату подписания (утверждения) акта;

Информация о работе Акты государственной администрации