Анализ институтов правовых стимулов и правовых ограничений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ институтов правовых стимулов и правовых ограничений. Задачи:
1. Определить Понятие правовых стимулов, ограничений.
2. Рассмотреть вопрос взаимосвязи этих категорий.
3. Охарактеризовать отличия правовых стимулов и ограничений.

Файлы: 1 файл

Kurs_Pravovye_stimuly_i_pravovye_ogranichenia (2).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера4.

Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства — исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Вместе с тем если льгота — правомерное облегчение, то привилегия — отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую не правомерное, призванное улучшать положение одних лиц, одновременно ухудшая положение других.

В общественном сознании привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов. Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных, создать для себя режим наибольшего благоприятствования.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.

Правовые льготы, будучи призванными достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Правовое же поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным  поведением. Как разъясняют словари, заслуга — общепризнанная полезность  чьих-либо поступков, деятельности; заслужить означает стать достойным  чего-либо, получить право на это  по своим делам и поступкам5.

Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами.

1) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей. Речь идет о поступках, не противоречащих юридическим нормам.

2) Это — добросовестное отношение  лица к своему долгу.

3) Заслуга связана со «сверхисполнением»  лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата.

4) Заслуга является основанием  для применения поощрительных  мер точно так же, как основанием  для применения мер наказания  выступают правонарушения. Более  того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо  добровольным поступком. В поощрительной  норме содержится призыв совершить  желательное для общества и  государства действие, но не обязательное  для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически  одобряют позитивные действия, выступая  формой вознаграждения со стороны  общества и государства добровольного  заслуженного поведения. Поощрение  — разновидность одобрения. Если  последнее — родовое понятие (более широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для  общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями. Это — одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

Стимулирующая (мотивационная) функция — поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий6.

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т. п.; в зависимости от характера — на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования — на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т. д.; в зависимости от применяющих их субъектов — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); в зависимости от иерархии — на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременений (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).

 

2. Правовые ограничения и их  взаимосвязь с правовыми стимулами

 

2.1 Понятие, признаки и классификации  правовых ограничений

 

Правовое ограничение — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Это — установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это — исключение определенных возможностей в деятельности лиц.

Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:

1) они связаны с неблагоприятными  условиями (угроза или лишение  определенных ценностей) для осуществления  собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема  возможностей, свободы, а значит, и  прав личности, что достигается  с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

3) обозначают отрицательную правовую  мотивацию;

4) предполагают снижение негативной  активности;

5) направлены на защиту общественных  отношений, выполняют функцию их  охраны.

Правовые ограничения, как и правовые стимулы, различны. Классификации их во многом схожи, ибо они в процессе правового воздействия взаимодополняют друг друга. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотезу), обязанность, запрет, приостановление и др. (диспозицию), наказание (санкцию).

Фактами-ограничениями являются сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со ст. 17 Семейного кодекса РФ7 факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно ст. 14 этого же Кодекса факт состояния в одних правоотношениях (родства) преграждает возникновение других (брачных) и т. п.

Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. В противном случае интересы последнего не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограничивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживающему субъективному праву. Обязанность — это необходимость, за которой (в случае ее нарушения) стоят меры наказания8.

В диспозиции фиксируются и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности, запреты — такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые выступают своего рода временными и конкретными запретами на использование должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями своих функциональных обязанностей.

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Следующим элементом в структуре правовой нормы выступает санкция, в которой устанавливаются различные виды наказаний. Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово «стимул» в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие «поощрение» употребляется в паре с «наказанием».

Поощрения и наказания имеют следующие общие признаки:

1) они являются правовыми средствами  воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) они выступают одновременно  в качестве наиболее сильных  обеспечивающих факторов реализации  других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.);

5) они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо  кроме объективной стороны еще  и определенное субъективное  состояние лица — выразившееся  либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием заключаются в следующем:

1) если поощрение как заслуженная  мера призвано подкреплять положительное  поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны  с элементами взаимополезности  с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;

3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения. Они вызывают соответственно  у лица положительные или отрицательные  эмоции;

4) у них по-разному проявляется  связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;

Информация о работе Анализ институтов правовых стимулов и правовых ограничений