Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 10:38, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в проведении анализа ответственности государств за нарушение прав человека за период 2010-2012 годы.
Предмет и цель определили следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека;
– определить понятие ответственности государств;
– дать общую характеристику международных документов, закрепляющих стандарты прав человека;
Введение 3
1 Теоретические аспекты ответственности государств за нарушение прав человека 5
1.1 Понятие ответственности государств 5
1.2 Общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты
прав человека 7
1.3 Механизм привлечения государств к международной ответственности по
современному международному праву 12
2 Анализ ответственности государств за нарушение прав человека за период
2010-2012 годы 17
Заключение 25
Список использованных источников 27
Можно обозначить следующие функции стандартов:
1) определение перечня
прав и свобод, относящихся к
категории основных и обяза-
2) формулирование главных
черт содержания каждого из
этих прав (каждой из этих свобод),
которые должны получить
3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
4) фиксирование условий
пользования правами и
К числу функций международных стандартов прав человека напрямую не относится установление (определение) механизмов обеспечения соблюдения государствами международных стандартов прав человека. Тем не менее, это предусматривается посредством понятия международного обязательства государства, под которым принято понимать принятие тем или иным государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод. Причем это обязательство фиксируется в международных (и, естественно, в национальных государственных актах-документах) посредством ратификационных процедур представительными (законодательными) органами власти государства. Невыполнение государством такого обязательства (как и всякого другого международного обязательства, взятого государством на себя) влечет за собой предусмотренную международным правом ответственность. В случае, касающегося невыполнения государством своих международных обязательств в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, речь может идти, скажем, о привлечении к этому возможностей международных судебных органов, специализирующихся в области прав человека (Европейский суд, Международный уголовный суд, Гаагский военный трибунал и др.).
В связи с выделением в литературе и в правозащитной практике универсальной (международной в полном смысле этого слова) и региональной (европейской, межамериканской, африканской, азиатской, арабской) систем защиты прав человека, актуализируется и вопрос о существовании двух категорий стандартов прав человека – международных и региональных [1, с. 158].
Под европейскими стандартами по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, вклю-чающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, за-щиты и обеспечения на практике. Признание и соблюдение прав человека и его основных свобод в соответствии с принятыми европейскими стандартами стали критерием определения степени верховенства права и уровня развития демократии в отдельных европейских странах. Происходит расширение и углубление содержания европейских стандартов в области прав и свобод человека, приобретающих силу норм международной морали и международного права.
Как можно видеть, в данном случае не говорится о минимальных нормативных требованиях, как в случае с международными стандартами. Тем не менее, международные стандарты прав человека практически мало чем отличаются от европейских стандартов в области прав и свобод человека (ЕСПЧ), хотя в теории прав человека порой предприни-маются попытки отграничить друг от друга те и другие. То, что в ряде случаев такие спе-цифические отличия имеются, нет сомнений. Это, в частности, проявляется в особенно-стях формулировок отдельных прав и свобод, их гарантий, механизмов их осуществления. Так, например, ст.4 Всеобщей Декларации прав человека весьма кратко формулирует проблему недопустимости рабства, работорговли и подневольного состояния. А вот в ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод этот стандарт уже достаточно подробно раскрывается в трех частях указанной статьи, включая и расшифровку термина «принудительный труд», который отсутствует во Всеобщей Декларации прав человека [10, с. 39].
Но как бы то ни было, и международные, и региональные, в частности, те же евро-пейские стандарты в области прав человека несут в себе, идеи, которые, зародившись еще в древности, находились в центре процесса становления и развития единой естественно-правовой теории, суть которой в том, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. И хотя конкретное содержание прав человека претерпело эволюцию и расширилось в соответствии с изменениями в общественной жизни стран, а в последнее столетие и в связи с развитием международного сотрудничества, стержень самой идеи – естественность и неотъемлемость прав человека – оставался неизменным.
На первом месте среди всех региональных стандартов находятся «европейские стандарты». В 1949 г. был создан Совет Европы – специальная региональная организация по защите прав человека, основной задачей которой была организация общеевропейского правового пространства. В рамках этой организации в 1950 г. была принята Европейская (Римская) конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В Европейской конвенции закреплены: право на жизнь; запрет рабства и принуди-тельного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение частной и семейной жизни; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения своего мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций и др.
Контроль за выполнением положений Конвенции возложен на специально создан-ные Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека. Это вытекает из положений Конвенции о компетенции Европейского суда по правам че-ловека.
Право обращения в Европейский суд имеют названная Комиссия, заинтересованное государство, а с 1990 г. – физические лица, группы лиц, неправительственные организации. Суд решает спор по существу. Юрисдикция Европейского суда по правам человека распространяется на все случаи толкования и применения Европейской конвенции 1950 г. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты и до истечения шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу [5, с. 140].
В Европе до недавнего времени в области сотрудничества государств по защите прав человека большую роль играл «хельсинкский процесс» (СБСЕ/ОБСЕ). Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) впервые в истории закрепил принцип защиты прав человека и основных свобод как принцип общего международного права.
Дальнейшие документы ОБСЕ подтвердили положения Заключительного акта 1975 г.: в Итоговом документе Венской встречи 1989 г. подчеркивались недопустимость наступления отрицательных последствий для тех, кто выступил в защиту своих прав; недопустимость дискриминации в отношении пользования правами и свободами. В Итоговом документе 1989г. также содержались положения об ограничении смертной казни: применение этой меры наказания возможно только за тяжкие преступления.
В документах СБСЕ/ОБСЕ было выработано понятие «человеческое измерение» как сотрудничество государств, связанное с уважением основных прав и свобод человека. В 1990 г. на Копенгагенском совещании по человеческому измерению было подчеркнуто, что соблюдение человеческого измерения – принцип, составляющий основу правового государства.
Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) установила обязанность государств укреплять демократию, в основе которой лежат уважение прав личности и верховенство закона. В 1991 г. на Московском совещании было подчеркнуто, что вопросы, касающиеся человеческого измерения, прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. В 1969 г. была принята Американская конвенция о правах человека, а в 1988 г. подписан Дополнительный протокол к ней. Конвенция закрепляет широкий круг гражданских и политических прав и свобод, а Протокол – широкий круг экономических, социальных и культурных прав. Международный контроль за выполнением положений Конвенции и Протокола осуществляют органы ОАГ, Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека. Африканская хартия прав человека и народа (1981 г.) закрепляет обширный перечень гражданских, политических, экономических и социальных прав. Особенность Хартии – наличие в ней коллективных прав (прав человека третьего поколения): право народа на равенство, самоопределение, свобода распоряжения своим материком и природными ресурсами, право на экономическое, социальное и культурное развитие, право на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду.
1.3 Механизм привлечения государств к международной ответственности по современному международному праву
Итак, международно-правовая ответственность:
1) состоит в применении
к государству-правонарушителю
2) наступает за правонарушение;
3) направлена на обеспечение международного правопорядка;
4) связана с определенными
отрицательными последствиями
5) реализуется в международных
правоохранительных
Правонарушение как юридический факт составляет юридико-фактическое основание ответственности, то есть, за что субъект международного права привлекается к международной ответственности.
Характер международной ответственности за правонарушение зависит, прежде всего, от вида нарушенного обязательства и юридической квалификации конкретного правонарушения. Разграничение обязательств государств по отношению друг к другу и отдельного государства перед международным сообществом позволяет увидеть одно из объективных различий между обычными нарушениями норм международного права и международными преступлениями, а также уяснить, что субъектами правоотношений ответственности или вторичных охранительных правоотношений могут быть либо государство-правонарушитель и непосредственно пострадавшее государство, либо государство-правонарушитель и другие государства и международные организации.
Международное правонарушение - это сложное социальное и правовое явление, элементами которого выступают:
- противоправность;
- вина государства-
- ущерб, причиненный противоправным
виновным деянием государства-
- причинно-следственная связь между противоправностью и ущербом[11, с. 32].
Все четыре элемента правонарушения не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны с правосубъектностью государства и его поведением как правонарушителя. Отсутствие одного из элементов правонарушения не дает возможности констатировать, что государство совершило международное правонарушение.
В идеальном случае в нормах международного права и двусторонних или многосторонних международных договоров должны быть четко определены условия наступления международной ответственности государства-правонарушителя и критерии определения видов и объема международной ответственности государства-правонарушителя.
Поведение государства, не отвечающее требованиям его международно-правовых обязательств, всегда ведет к посягательству на права других субъектов международного права, причиняет им ущерб. Нарушение международного обязательства является одновременно и нарушением права субъекта международного правоотношения, ибо каждому международному обязательству соответствует право другого субъекта международных отношений. Поэтому международное правонарушение можно определить как противоправное виновное действие или бездействие государства, нарушающее его международное обязательство. Противоправное поведение является следствием неправомерного, виновного проявления воли государства. Противоправность и вина неотделимы друг от друга. Чтобы установить факт правонарушения со стороны государства, необходимо, чтобы воля государства объективизировалась в противоправном действии или бездействии этого государства. Но деятельность государства в международных отношениях проявляется только через деятельность его органов, осуществляющих суверенную волю данного государства. Значит, поведение государства, нарушающее его международно-правовые обязательства, объективно выражается в поведении соответствующих государственных органов. Доктрина международного права, практика государств, международная судебная и арбитражная практика признают принцип ответственности государств за противоправное поведение его органов. Это поведение присваивается государству независимо от международного или внутреннего характера его функций и вышестоящего или нижестоящего положения его в рамках государственной организации. Здесь речь идет о субъектах международной ответственности.
Нарушить международно-правовые нормы и нести международную ответственность могут и должны лишь субъекты международного права.
Г.И. Тункин полагает, что субъектами ответственности по международному праву являются субъекты международного права, прежде всего, государства. В отдельных случаях имеет место ответственность физических лиц за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества. За названные преступления физические лица несут уголовную ответственность[12, с. 480]. Д.Б. Левин полагает, что ответственность физических лиц «вытекает из нормы международного права и национального права» и по своей юридической природе принципиально отличается от ответственности, которую могут нести субъекты международного прав[3, с. 66].
Международно-правовую ответственность за совершение международных преступлений наряду с государствами могут нести и виновные физические лица, отмечал М.Х. Фарукшин[6, с. 15]. По мнению И.И. Карпеца, формы международно-правовой ответственности государств отличны от ответственности за уголовные преступления. Ответственность в уголовно-правовом смысле предполагает ответственность конкретных людей[11, с. 23].
Бесспорно, что международное уголовное право, как и внутригосударственное национальное право, имеет дело с преступлениями. Субъектами ответственности в этих случаях являются преступники, конкретные физические лица.
Международное правонарушение как целостное явление характеризуется совокупностью признаков (элементов), образующих состав международного правонарушения. По мнению некоторых авторов, в составе международного правонарушения имеются следующие элементы: противоправность деяния субъекта, ущерб, причинно-следственная связь между противоправным деянием и возникшим ущербом, вина правонарушителя. В литературе имеется точка зрения, что общий состав международного правонарушения включает в себя элементы: объект противоправного деяния; противоправное поведение государства, выражающееся в действиях или бездействии его органов; вред, являющийся следствием противоправного поведения государства; причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями.
Государство – сложный социально-политический институт, обладающий собственной волей, которая хотя и учитывает, но не является простой суммой воль его органов, граждан и юридических лиц. Любое международное противоправное поведение государства неизбежно приводит к причинению ущерба другим субъектам международного права, а в отдельных случаях всему международному сообществу. Такое поведение посягает на права других субъектов международного права и причиняет им ущерб.