Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа
Конституционная тематика становится популярной не только у специалистов - конституционалистов, но и у политиков, а также политтехнологов. Последние уже почти в течение десятилетия, как правило, дважды в год "возбуждают" проблему пересмотра и поправок в Конституцию, исходя из сиюминутных политических интересов. При этом игнорируется тот аспект, что конституционная модернизация почти всегда связана с "великими потрясениями". Об этом, по крайней мере, свидетельствует самый свежий пример создания ныне действующей Конституции.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОНСТИТУЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конституции 5
1.2. Функции конституции 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 12
2.1. История Конституции РФ 1993 года 12
2.2. Сущность Конституции РФ 1993 года 22
2.3. Основные черты Конституции РФ 1993 года, её юридические свойства 23
2.4. Особенности Конституции РФ 1993 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В политической сфере конституция является неким политическим договором, отражающим поиск общественного согласия и компромисса при разрешении различных политических и социальных конфликтов.
Конституция не может быть полностью нейтральной к идеологии, хотя может достаточно свободно или жёстко устанавливать отношение государственных органов к той или иной системе идей и взглядов. Поэтому взаимоотношения конституции и идеологии могут основываться на различных принципах:
В демократическом государстве конституция призвана выполнять ещё одну важную функцию – интегративную, обеспечивая интеграцию общества и формируя национальную идентичность. Конституции способствуют интеграции общества, если они олицетворяют цели, чаяния, ценности и основные убеждения, разделяемые его членами и сплачивающие их.
К Конституции 1993 года страна шла не простым путем, а через сложные политические, экономические противоречия, коллизии, многие из которых до сих пор не исчезли, а некоторые даже усложнились.
Необходимость в новой Конституции стала очевидной уже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. К ней подвели объективные причины, связанные не только с кризисом так называемого социалистическою строя, но и с начавшимся поиском государственно-правовой модели для развития зарождающегося в "муках" демократического правового государства.
Первые демократические выборы 1989 и 1990 годов создали ту политическую трибуну, с которой была не только заявлена идея о новой Конституции, но и предприняты первые шаги к ее материализации. На первом Съезде народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета Б.Н. Ельциным. Естественно, что те исторические условия предопределили начало работы над проектом новой Конституции на основе Декларации от 12 июня 1990 года "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и в рамках существовавшего тогда Союза ССР.
В 1990 - 1992 годах работа над проектом Конституции фактически осуществлялась по двум направлениям. Первое из них реализовывалось под эгидой Верховного Совета созданной Конституционной комиссией, где в конечном итоге пытались придать легитимность политическим идеям Р. Хасбулатова и О. Румянцева, соединить прошлое - "советскую модель" - с парламентской республикой. Второе - практическое - направление отличалось стремлением создать новую Конституцию путем принятия серии кардинальных и концептуальных изменений и дополнений в действующую тогда Конституцию 1978 года. В Конституцию было внесено поправок: в 1990 г. - 53; в 1991 г. - 29 и в 1992 г. - около 3002.
Результаты
оказались весьма противоречивы. С
одной стороны, такие приобретения
цивилизованного демократическо
Каждое из названных
направлений оказалось
Результаты апрельского референдума 1993 года предопределили экономические и политические причины интенсивной подготовки проекта новой Конституции, концептуально отличающегося от тех подходов, которые господствовали в Конституционной комиссии и законодательной практике Верховного Совета.
29 апреля 1993 года
на совещании руководителей
Тогда же Президентом
как Председателем Конституцион
Этот проект предусматривал президентскую республику американского типа и отличался, по мнению специалистов, от других (в числе прочего) хорошей юридической техникой4.
Президентом была выдвинута идея подготовки проекта Конституции, его доработка в специально созданном широкопредставительном органе в Конституционном совещании. Эта идея во многом была необычна, ее эффективность и демократизм можно оценить уже сейчас, не дожидаясь оценки историков в будущем.
В отличие от Конституционной комиссии (в составе лишь 101 депутата) в Конституционном совещании над проектом Конституции работали по 4 представителя от каждого субъекта Российской Федерации, 65 представителей Президента и Правительства, 134 представителя федеральных органов государственной власти, в том числе 95 членов Конституционной комиссии, представители от каждой фракции народных депутатов Российской Федерации, 250 представителей местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзов, товаропроизводителей, предпринимателей, религиозных конфессий. В работе Конституционного совещания принимали участие представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, а также члены рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации. В общей сложности в работе Конституционного совещания участвовало не более 765 человек. Таким образом, Конституционное совещание по существу представляло собой подобие учредительного собрания, выражающего практически все спектры политической жизни государства.
Естественно, что вопрос о правовой природе Конституционного совещания является одним из дискуссионных в современном конституционном праве России. Сам Президент, открывая Конституционное совещание, подчеркивал его совещательно-согласовательное назначение. Легитимный характер Конституционному совещанию придавал не только его представительный характер, но и "мандат", данный Президенту Всероссийским референдумом 25 апреля 1993 года и Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Порядок работы Конституционного совещания также имел под собой организационно-правовую основу в виде Регламента, утвержденного Указом Президента от 2 июня 1993 года N 840, четко определившего работу в пленарных заседаниях и в группах представителей (таких групп было образовано 5), а также в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции.
Несмотря на острую оппозицию идее Конституционного совещания со стороны руководства Верховного Совета и определенных политических сил, оно было воспринято обществом. И уже по состоянию на 4 июня 1993 года на опубликованный в печати проект Конституции, подлежащий рассмотрению и доработке на Конституционном совещании, поступило более 2000 содержательных поправок, которые выражали интересы как противоборствующих политических сил, так и населения страны, объективно заинтересованного в стабильном развитии государства. Это были также предложения от 15 республик, 63 краев и областей, депутатов, граждан России.
Открытием 5 июня 1993 года пленарного заседания Конституционного совещания конституционная реформа вступила в решающую фазу. Началась работа над проектом Конституции, закрепляющим вошедшие в нашу жизнь такие политические и юридические институты, как частная собственность, Федеративный договор, президентская власть, конституционный контроль, многопартийность. Результатом этой работы, как тогда отмечалось на Конституционном совещании, должен был стать документ, гарантирующий единство страны и стабильность общественной жизни, ликвидирующий конституционную основу для политических кризисов. Дальнейшая содержательная работа Конституционного совещания сначала проводилась главным образом в форме групп представителей:
1) федеральных органов государственной власти (координаторы В.С. Черномырдин и А.М. Яковлев);
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (координаторы С.М. Шахрай, В.А. Степанов, А.С. Тяжлов);
3) местного самоуправления
(координаторы Ю.Ф. Яров и Б.А.
4) политических партий, общественных движений, профсоюзов и конфессий (А.А. Собчак, В.Л. Шейнис);
5) товаропроизводителей и предпринимателей (В.Ф. Шумейко и С.С. Алексеев).
В период деятельности Конституционного совещания с 5 июня по 10 ноября состоялось: пленарных заседаний Конституционного совещания - 5 (5, 10, 16, 26 июня и 12 июля), заседаний групп представителей - 63, заседаний комиссий по доработке Конституции - 34, Общественной палаты - 4, Государственной палаты - 1). Уже к середине июля в адрес Конституционного совещания поступило более 5 тысяч предложений и замечаний от граждан, их объединений, научных учреждений, федеральных, региональных и местных органов. В ходе работы Конституционного совещания к этому времени предложено еще свыше 500 поправок к проекту Рабочей комиссии, по итогам рассмотрения поправок изменено более 200 положений проекта и дополнительно включено в него 36 принципиально новых норм. Без изменений воспроизведены в доработанном документе только 3 (из 133) статьи первоначального текста. Таким образом, уже в начале июля Конституционным совещанием был создан новый вариант Основного закона.
Были выслушаны поправки, предложения, замечания, реплики, мнения и заявления 573 участников Конституционного совещания, большинство из которых выступали многократно. В числе их представители юридической науки. Характерным являлось и вовлечение в процесс обсуждения проекта Конституции иностранных экспертов (М. Лесажа, Ст. Холмса и др.) и Венецианской комиссии.
В качестве "промежуточных" результатов деятельности Конституционного совещания в архивах ждут своих исследователей не менее семи редакций Конституции РФ (от 26 июня, 6 и 12 июля, 29 и 30 октября, 5 и 8 ноября 1993 г.), каждая из которых выражает этап в многотрудных дискуссиях формирования окончательного текста Конституции.
Интересно отметить, что если в редакции проекта от 30 октября 1993 г. вторым разделом Конституции Российской Федерации еще значится Федеративный договор, то в последующей редакции вторым и последним разделом становятся "Заключительные и переходные положения".
Впервые в российской конституционной практике в доработке Конституции, в решении спорных юридических вопросов был применен институт конституционного арбитража, организованного распоряжением Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 года в виде специальной Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, членами которой являлись видные российские ученые-правоведы В.Н. Кудрявцев, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Ю.А. Калмыков, А.М. Яковлев, В.Ф. Яковлев и многие крупные юристы-практики, в том числе судьи Конституционного Суда Российской Федерации, руководители Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Состоялось 17 решений Комиссии Конституционного арбитража по проблемам способа принятия Конституции, толкования понятия "конституционный строй", пределов самостоятельности местного самоуправления, порядка назначения Председателя Правительства, полномочий Президента в определении направлений внутренней политики, расширения круга субъектов законодательной инициативы, функций прокуратуры и др.
Рекомендации Конституционного
арбитража как
Информация о работе Ценные бумаги как объект гражданских прав