Ценные бумаги как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Конституционная тематика становится популярной не только у специалистов - конституционалистов, но и у политиков, а также политтехнологов. Последние уже почти в течение десятилетия, как правило, дважды в год "возбуждают" проблему пересмотра и поправок в Конституцию, исходя из сиюминутных политических интересов. При этом игнорируется тот аспект, что конституционная модернизация почти всегда связана с "великими потрясениями". Об этом, по крайней мере, свидетельствует самый свежий пример создания ныне действующей Конституции.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОНСТИТУЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конституции 5
1.2. Функции конституции 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 12
2.1. История Конституции РФ 1993 года 12
2.2. Сущность Конституции РФ 1993 года 22
2.3. Основные черты Конституции РФ 1993 года, её юридические свойства 23
2.4. Особенности Конституции РФ 1993 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Конституция 1409.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В политической сфере конституция является неким политическим договором, отражающим поиск общественного согласия и компромисса при разрешении различных политических и социальных конфликтов.

Конституция не может  быть полностью нейтральной к  идеологии, хотя может достаточно свободно или жёстко устанавливать отношение государственных органов к той или иной системе идей и взглядов. Поэтому взаимоотношения конституции и идеологии могут основываться на различных принципах:

  1. Принцип идеологического монизма – конституционное закрепление одной официальной и общеобязательной идеологии. Так, советские конституции с момента их появления всегда отличались идеологической насыщенностью и закрепляли господство в различных сферах государственной, общественной и научной жизни одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской.
  2. Принцип идеологического плюрализма подразумевает идеологическое многообразие в качестве основы конституционного строя.

В демократическом государстве  конституция призвана выполнять  ещё одну важную функцию – интегративную, обеспечивая интеграцию общества и формируя национальную идентичность. Конституции способствуют интеграции общества, если они олицетворяют цели, чаяния, ценности и основные убеждения, разделяемые его членами и сплачивающие их.

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА

2.1. История Конституции РФ 1993 года

 

К Конституции 1993 года страна шла не простым путем, а через сложные политические, экономические противоречия, коллизии, многие из которых до сих пор не исчезли, а некоторые даже усложнились.

Необходимость в новой Конституции стала  очевидной уже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. К ней  подвели объективные причины, связанные  не только с кризисом так называемого социалистическою строя, но и с начавшимся поиском государственно-правовой модели для развития зарождающегося в "муках" демократического правового государства.

Первые демократические  выборы 1989 и 1990 годов создали ту политическую трибуну, с которой была не только заявлена идея о новой Конституции, но и предприняты первые шаги к ее материализации. На первом Съезде народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета Б.Н. Ельциным. Естественно, что те исторические условия предопределили начало работы над проектом новой Конституции на основе Декларации от 12 июня 1990 года "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и в рамках существовавшего тогда Союза ССР.

В 1990 - 1992 годах  работа над проектом Конституции  фактически осуществлялась по двум направлениям. Первое из них реализовывалось под эгидой Верховного Совета созданной Конституционной комиссией, где в конечном итоге пытались придать легитимность политическим идеям Р. Хасбулатова и О. Румянцева, соединить прошлое - "советскую модель" - с парламентской республикой. Второе - практическое - направление отличалось стремлением создать новую Конституцию путем принятия серии кардинальных и концептуальных изменений и дополнений в действующую тогда Конституцию 1978 года. В Конституцию было внесено поправок: в 1990 г. - 53; в 1991 г. - 29 и в 1992 г. - около 3002.

Результаты  оказались весьма противоречивы. С  одной стороны, такие приобретения цивилизованного демократического государства, как закрепление путем поправок политического плюрализма, принципа разделения властей (в то время, конечно, весьма формального), учреждение института Президента и проведение первых его выборов, создание Конституционного Суда и основ для судебной реформы, включение в Конституцию содержания Декларации прав и свобод человека и гражданина и Федеративного договора, с другой стороны, большое количество изменений и дополнений в Конституцию привели к главному пороку - противоречию между старым и новым, возник серьезный дисбаланс законодательной и исполнительной властей. Конституционная декларация приверженности принципу разделения властей на практике сводилась на нет сохранением статьи 104 прежней Конституции РСФСР о полновластии Съезда народных депутатов. Все это ослабляло государственную власть, что ставило под сомнение само продолжение строительства демократической российской государственности и судьбу реформ.

Каждое из названных  направлений оказалось малопродуктивным. Первое в течение трех лет не могло выдать окончательный, одобренный Верховным Советом и субъектами Федерации проект, а второе направление вело к углублению конфронтации между ветвями власти, к ее ослаблению и всеобщей безответственности в конечном итоге.

Результаты  апрельского референдума 1993 года предопределили экономические и политические причины интенсивной подготовки проекта новой Конституции, концептуально отличающегося от тех подходов, которые господствовали в Конституционной комиссии и законодательной практике Верховного Совета.

29 апреля 1993 года  на совещании руководителей республик  в составе Российской Федерации, глав администраций краев, областей, автономных образований и городов федерального значения Президент России Б. Ельцин среди политических причин, обуславливающих изменение хода работы над проектом Конституции, назвал следующие: "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика мирным путем стала Российской Федерацией. Государство сменило не только свою "юридическую личность", но и общественный строй... а Конституция у нас пока старая, с большим количеством изменений и дополнений. Этот Основной закон тянет государство назад, в прошлое. С прошлым, понятно, порвать нельзя, историческую память нужно сохранять, но надо идти вперед, жить по новым нормам и правилам, конечно, если эти правила соответствуют действительности, внутри не противоречат друг другу, как это имеет место в действующей Конституции. Поэтому Российской Федерации нужен новый Основной закон"3.

Тогда же Президентом  как Председателем Конституционной комиссии был представлен проект новой Конституции. Проект был комплексным, он вобрал в себя все лучшее из получивших политический резонанс конституционных проектов, в том числе и идеи проекта, поддерживаемого Съездом. Он уже фактически был частично действующим благодаря Федеративному договору. С точки зрения содержательной, как подчеркивал профессор С.С. Алексеев, главными в этом документе являлись общезначимые ценности цивилизации, апробированные и действующие в мире, такие, как свобода, собственность, обеспеченность личности, ее защищенность. В этом аспекте существенное влияние на проект имели идеи А.Д. Сахарова. Пять главных положений пронизывали проект: человек, крепкая стабильная власть, экономическая свобода на основе закона, правосудие и действительная Федерация.

Этот проект предусматривал президентскую республику американского типа и отличался, по мнению специалистов, от других (в  числе прочего) хорошей юридической  техникой4.

Президентом была выдвинута идея подготовки проекта  Конституции, его доработка в специально созданном широкопредставительном органе в Конституционном совещании. Эта идея во многом была необычна, ее эффективность и демократизм можно оценить уже сейчас, не дожидаясь оценки историков в будущем.

В отличие от Конституционной комиссии (в составе лишь 101 депутата) в Конституционном совещании над проектом Конституции работали по 4 представителя от каждого субъекта Российской Федерации, 65 представителей Президента и Правительства, 134 представителя федеральных органов государственной власти, в том числе 95 членов Конституционной комиссии, представители от каждой фракции народных депутатов Российской Федерации, 250 представителей местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзов, товаропроизводителей, предпринимателей, религиозных конфессий. В работе Конституционного совещания принимали участие представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, а также члены рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации. В общей сложности в работе Конституционного совещания участвовало не более 765 человек. Таким образом, Конституционное совещание по существу представляло собой подобие учредительного собрания, выражающего практически все спектры политической жизни государства.

Естественно, что  вопрос о правовой природе Конституционного совещания является одним из дискуссионных  в современном конституционном  праве России. Сам Президент, открывая Конституционное совещание, подчеркивал его совещательно-согласовательное назначение. Легитимный характер Конституционному совещанию придавал не только его представительный характер, но и "мандат", данный Президенту Всероссийским референдумом 25 апреля 1993 года и Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Порядок работы Конституционного совещания также имел под собой организационно-правовую основу в виде Регламента, утвержденного Указом Президента от 2 июня 1993 года N 840, четко определившего работу в пленарных заседаниях и в группах представителей (таких групп было образовано 5), а также в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции.

Несмотря на острую оппозицию  идее Конституционного совещания со стороны руководства Верховного Совета и определенных политических сил, оно было воспринято обществом. И уже по состоянию на 4 июня 1993 года на опубликованный в печати проект Конституции, подлежащий рассмотрению и доработке на Конституционном совещании, поступило более 2000 содержательных поправок, которые выражали интересы как противоборствующих политических сил, так и населения страны, объективно заинтересованного в стабильном развитии государства. Это были также предложения от 15 республик, 63 краев и областей, депутатов, граждан России.

Открытием 5 июня 1993 года пленарного заседания Конституционного совещания конституционная реформа вступила в решающую фазу. Началась работа над проектом Конституции, закрепляющим вошедшие в нашу жизнь такие политические и юридические институты, как частная собственность, Федеративный договор, президентская власть, конституционный контроль, многопартийность. Результатом этой работы, как тогда отмечалось на Конституционном совещании, должен был стать документ, гарантирующий единство страны и стабильность общественной жизни, ликвидирующий конституционную основу для политических кризисов. Дальнейшая содержательная работа Конституционного совещания сначала проводилась главным образом в форме групп представителей:

1) федеральных органов  государственной власти (координаторы  В.С. Черномырдин и А.М. Яковлев);

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (координаторы С.М. Шахрай, В.А. Степанов, А.С. Тяжлов);

3) местного самоуправления (координаторы Ю.Ф. Яров и Б.А.  Золотухин);

4) политических партий, общественных  движений, профсоюзов и конфессий (А.А. Собчак, В.Л. Шейнис);

5) товаропроизводителей  и предпринимателей (В.Ф. Шумейко  и С.С. Алексеев).

В период деятельности Конституционного совещания с 5 июня по 10 ноября состоялось: пленарных заседаний Конституционного совещания - 5 (5, 10, 16, 26 июня и 12 июля), заседаний групп представителей - 63, заседаний комиссий по доработке Конституции - 34, Общественной палаты - 4, Государственной палаты - 1). Уже к середине июля в адрес Конституционного совещания поступило более 5 тысяч предложений и замечаний от граждан, их объединений, научных учреждений, федеральных, региональных и местных органов. В ходе работы Конституционного совещания к этому времени предложено еще свыше 500 поправок к проекту Рабочей комиссии, по итогам рассмотрения поправок изменено более 200 положений проекта и дополнительно включено в него 36 принципиально новых норм. Без изменений воспроизведены в доработанном документе только 3 (из 133) статьи первоначального текста. Таким образом, уже в начале июля Конституционным совещанием был создан новый вариант Основного закона.

Были выслушаны поправки, предложения, замечания, реплики, мнения и заявления 573 участников Конституционного совещания, большинство из которых выступали многократно. В числе их представители юридической науки. Характерным являлось и вовлечение в процесс обсуждения проекта Конституции иностранных экспертов (М. Лесажа, Ст. Холмса и др.) и Венецианской комиссии.

В качестве "промежуточных" результатов деятельности Конституционного совещания в архивах ждут своих  исследователей не менее семи редакций Конституции РФ (от 26 июня, 6 и 12 июля, 29 и 30 октября, 5 и 8 ноября 1993 г.), каждая из которых выражает этап в многотрудных дискуссиях формирования окончательного текста Конституции.

Интересно отметить, что  если в редакции проекта от 30 октября 1993 г. вторым разделом Конституции Российской Федерации еще значится Федеративный договор, то в последующей редакции вторым и последним разделом становятся "Заключительные и переходные положения".

Впервые в российской конституционной  практике в доработке Конституции, в решении спорных юридических вопросов был применен институт конституционного арбитража, организованного распоряжением Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 года в виде специальной Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, членами которой являлись видные российские ученые-правоведы В.Н. Кудрявцев, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Ю.А. Калмыков, А.М. Яковлев, В.Ф. Яковлев и многие крупные юристы-практики, в том числе судьи Конституционного Суда Российской Федерации, руководители Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Состоялось 17 решений Комиссии Конституционного арбитража по проблемам способа принятия Конституции, толкования понятия "конституционный строй", пределов самостоятельности местного самоуправления, порядка назначения Председателя Правительства, полномочий Президента в определении направлений внутренней политики, расширения круга субъектов законодательной инициативы, функций прокуратуры и др.

Рекомендации Конституционного арбитража как высокоавторитетного  органа, как правило, воспринимались Конституционным совещанием и Президентом РФ, хотя отдельными политиками ставились под сомнение решения этого органа. В частности, С.М. Шахрай в письме Б.Н. Ельцину (не позднее 7 июля 1993 г.) писал: "...рекомендации Конституционного арбитража не могут рассматриваться как "истина в последней инстанции", поскольку в основе своей (из-за участия в их заседаниях "московского" большинства) не учитывают многие принципиальные требования представителей республик и регионов".

Информация о работе Ценные бумаги как объект гражданских прав