Ценные бумаги как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Конституционная тематика становится популярной не только у специалистов - конституционалистов, но и у политиков, а также политтехнологов. Последние уже почти в течение десятилетия, как правило, дважды в год "возбуждают" проблему пересмотра и поправок в Конституцию, исходя из сиюминутных политических интересов. При этом игнорируется тот аспект, что конституционная модернизация почти всегда связана с "великими потрясениями". Об этом, по крайней мере, свидетельствует самый свежий пример создания ныне действующей Конституции.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОНСТИТУЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конституции 5
1.2. Функции конституции 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 12
2.1. История Конституции РФ 1993 года 12
2.2. Сущность Конституции РФ 1993 года 22
2.3. Основные черты Конституции РФ 1993 года, её юридические свойства 23
2.4. Особенности Конституции РФ 1993 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Конституция 1409.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Демократический способ доработки  проекта Конституции дополнялся подобным же подходом к согласованию этого документа с законодательными (представительными) органами государственной власти и главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 24 июля 1993 года Президент своим Указом констатировал одобрение проекта Конституционным совещанием, счел необходимым провести его согласование с названными органами субъектов, а затем работой комиссии по доработке проекта обобщить их позиции и рекомендовать соответствующие предложения.

Как известно, Президент  и Конституционное совещание в течение продолжительного времени не исключали возможность рассмотрения и принятия подготовленного проекта Основного закона Съездом народных депутатов РФ. Проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, был представлен в Верховный Совет Российской Федерации, однако Верховный Совет блокировал принятие новой Конституции. Это предопределило необходимость использования новых организационно-правовых форм в конституционном процессе. В целях учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев населения 24 сентября 1993 года Президентом было поддержано предложение участников Конституционного совещания, входящих в группы политических партий, профсоюзных организаций, религиозных конфессий, местного самоуправления, товаропроизводителей и предпринимателей, об образовании Общественной палаты Конституционного совещания, объединившее эти группы. Позднее, 11 октября 1993 г., была образована Государственная палата Конституционного совещания. Обе палаты на завершающем этапе доработки Конституции внесли существенный вклад в названный документ. В частности, еще 28 октября 1993 года на заседании Государственной палаты после 12 июля 1993 года (даты одобрения проекта Конституционным совещанием) продолжалось рассмотрение материалов и предложений по проекту, поступивших от 51 субъекта РФ, что было получено около 400 конкретных предложений и замечаний к 95 статьям проекта. Комиссией по доработке проекта Конституции внесены изменения в преамбулу и 58 статей. На этом этапе были более четко даны определения Российской Федерации, правовому статусу ее субъектов, сформулированы полномочия Президента и Государственной Думы по вопросам назначения Председателя Правительства и принятия решения об отставке Правительства. Фактически заседаниями палат 28 - 30 октября 1993 года, решениями Комиссии Конституционного арбитража от 1 ноября и заседанием рабочей комиссии по доработке проекта 29 октября была в основном закончена работа над новой Конституцией. Созданная по поручению Президента рабочая группа по доработке проекта Конституции Российской Федерации (в составе А.С. Белякова, Ю.М. Лужкова, В.Н. Степанова, Б.А. Золотухина, А.А. Собчака, С.М. Шахрая, М.А. Митюкова, Б.Н. Топорнина и др.) внесла в текст проекта последние изменения, которые касались редакции статей 11 (часть 2), 66, 73 и 76.

По итогам Конституционного совещания Россия стала конституционной, а не конституционно-договорной федерацией: Федеративный договор перестал быть непосредственной составной частью Конституции; закреплялось равноправие всех субъектов Федерации, независимо от их типа; устанавливался демократический баланс в полномочиях палат Федерального Собрания (первоначально в проекте преобладающая часть парламентских полномочий сосредоточивалась в Совете Федерации); учреждались институты контроля - Счетная палата и Уполномоченный по правам человека; ограничивались основания роспуска Государственной Думы; вводилась норма об издании указов и распоряжений главы государства при условии непротиворечия их Конституции и законам; исключалась возможность учреждения "надсудебного" органа в виде Высшего судебного присутствия. Окончательный вариант проекта, подготовленный и предложенный Конституционным совещанием для вынесения на референдум, как обоснованно считают многие ученые, значительно отличался от исходных, так называемых "президентского" и "парламентского" проектов. Но естественно и то, что в Конституцию были проведены, по выражению С.С. Алексеева, и многочисленные "аппаратные проработки с ориентировкой на вопросы власти".

Оставалось  стилистическое и технико-юридическое  редактирование документа. 5 ноября 1993 года эту задачу Президент возложил на образованную им группу по редактированию проекта Конституции РФ (в состав ее вошли крупные ученые-филологи Ю.Н. Караулов, В.П. Нерознак, Э.И. Хан Пира, ученые-юристы Р.М. Цивилев, Е.Б. Абросимова, Н.К. Воеводенко). 6 - 7 ноября 1993 года была осуществлена работа по редактированию (судя по отметке С.А. Филатова на титульном листе проекта, эта работа завершена в 0.30 8 ноября 1993 г.), и в этот же день проект Конституции был представлен Президенту, который внес уточняющие поправки в несколько статей и в 15 ч. 15 мин скрепил своей подписью проект.

Учредительный характер подготовки проекта Конституции  дополнялся демократической процедурой принятия Конституции. Голосование по проекту было всенародным. Но и референдарный порядок, по существу, был обусловлен конституционным кризисом, неспособностью парламента завершить объявленную им же конституционную реформу, а затем заблокированную в результате конфронтации с исполнительной властью, вылившейся в октябрьские события 1993 года.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция и тем самым de jure был закреплен новый конституционный строй. В течение этих лет практически заново созданы все предусмотренные Конституцией государственные институты, болезненно, но последовательно учреждается принцип разделения властей и обеспечивается стабильность в государстве, были созданы предпосылки для общественного согласия. Фактически Конституция 1993 года сейчас принята большинством населения, по ней живут и те, кто подвергал ее критике и ставил под сомнение легитимность ее принятия.

2.2. Сущность  Конституции РФ 1993 года

 

В сущности Конституции  России 1993 года заложены не классовые, как в советских конституциях, а общедемократические начала. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством. Это подтверждается преамбулой Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, … принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Неприменима к Конституции 1993 года и рассмотренная выше трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признаётся идеологическое и политическое многообразие (статья 13 Конституции РФ).

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она  принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признаётся тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая  Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путём всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Сущность конституции  раскрывается в её основных чертах и свойствах.

2.3. Основные  черты Конституции РФ 1993 года, её юридические свойства

 

Каждая конституция  как самостоятельное явление  социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные черты и  юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений.

Основными чертами Конституции РФ 1993 года являются:

  • легитимность;
  • итоговый характер предписаний;
  • перспективность;
  • всеохватывающий (первичный) характер конституционной регламентации;
  • преемственность;
  • реальность.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом. Причём это первая во всей Российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путём всенародного голосования. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития  общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Через Конституцию РФ 1993 года получили легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.

Будущее коренится в  прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права. Программные положения действующей Конституции РФ включены в её преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений и других, получили выражение в главе 1 «Основы конституционного строя».

Важной чертой, характеризующей  Конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция захватывает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность  требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности Конституции РФ 1993 года содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции – российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.

Важной чертой конституции  правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Реальность конституции  во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.

Реальность как одна из основных черт конституции имеет  несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции.

Однако было бы упрощенчеством считать, что если конституция отражает существующие общественно-экономические  отношения, это автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Информация о работе Ценные бумаги как объект гражданских прав