Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:
1.Определить структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;
3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.
Введение. 3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ 5
Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11
Глава 3.Взаимодействие с органами государственной власти 20
Заключение 24
Список литературы. 26
Российская Федерация
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Центральный банк РФ как орган государственной власти.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Нормативно-правовое
регулирование статуса и
Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11
Глава 3.Взаимодейтсвие с органами государственной власти 20
Заключение 24
Список литературы. 26
Сегодня вопрос о месте ЦБ в системе органов государственной власти и степени его независимости активно обсуждается и в научных, и в политических кругах. Так Л. Ефимова считает, что Банк России является "...уникальным... образованием, которое, с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой - государственным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией".1 А.П. Жмулевская в свою очередь отмечает, что «Центральный банк Российской Федерации - это государственный орган специальной компетенции, не относящийся ни к одной из ветвей власти, осуществляющий государственное управление в денежно-кредитной сфере»2.
В нacтoящee время в Рoccии проблеме статуса Центрального банка посвящено большое количество научных работ. Хотелось бы отметить, что приняты отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие статус и деятельность ЦБ. Cрeди источников, изученных мною при написании курсовой работы, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующиe: Конституция РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», постановления Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ и др.
Предметом курсовой работы является правовой статус Центрального банка РФ как органа государственной власти. Объектом исследования - законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие правовое положение и деятельность ЦБ. В соответствии с предметом исследования, основная цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:
1.Определить структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;
3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.
Ведущее место в правовом регулировании статуса и деятельности Банка России принадлежит Конституции РФ. В статьях Основного закона дается характеристика главной функции Центрального банка. В частности в статье 75 Конституции указано, что «…Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ…Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».3 На основании данной статьи можно сделать вывод о том, что ЦБ может рассматриваться как орган государственной власти.
Значительную роль в правовом
регулировании статуса Банка
России играет федеральный закон "О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)". Им установлено, что
«Банк России является юридическим
лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных
Кроме федеральных законов деятельность Центрального банка РФ регулируется подзаконными нормативными актами, издаваемыми Банком России в соответствии со своей компетенцией. Помимо специального банковского законодательства деятельность ЦБ РФ регулируется общими нормами гражданского и финансового права.
В судебной практике Банк России сначала определялся как важное федеральное ведомство и при рассмотрении споров о признании его актов незаконными применялось законодательство, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти. Пробел правопонимания статуса ЦБ был восполнен Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”». Так, Конституционный Суд определил, что «…полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти».5
Под организацией Банка России следует понимать не только внутреннее устройство этого банка, структуру и компетенцию его органов, но и вертикальные отношения, в которые вступает ЦБ РФ. Вертикальные отношения могут быть двух типов: внутренние (взаимоотношение аппарата управления Банка России со своими структурными подразделениями) и внешние (взаимоотношение Банка России с органами государственной власти). Последние будут рассмотрены в главе 3 данной курсовой работы.
Внутреннее устройство ЦБ РФ определено в гл. III и XIII Закона о Банке России. Основными организационными принципами Банка России, по мнению Я.А. Гейвандова, «являются: принцип организации Банка России на основе федеральной собственности, принцип централизации системы Банка России, принцип единства системы Банка России, принцип вертикальной структуры управления и принцип коллегиальности управления»6.
Органами управления Банка России являются Совет директоров и Председатель Банка России. В качестве органа, координирующего деятельность Банка России с органами государственной власти Российской Федерации, является Национальный банковский совет.
Председатель Банка России является единоличным исполнительным органом управления Центрального банка Российской Федерации. В соответствии со ст. 14 закона о Центральном банке РФ «Председатель назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов».7 Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель Банка может быть освобожден от должности в таких случаях как: истечение срока полномочий; невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии; личное заявление об отставке; совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Председатель Банка России
реализует компетенцию ЦБ РФ по вопросам,
прямо относящихся к его
1.действие от имени Банка России и представление его интересов в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, и другими учреждениями;
2.подписание нормативных актов Банка России, решения Совета директоров, а так же дача указаний, обязательных для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
3.назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Банка России.
Коллегиальным органом управления Банком России является Совет директоров. Согласно закону о Центральном банке он состоит из «Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров»8, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
В соответствии со статьей 18 закона о Банке России совет директоров выполняет ряд функций. Он разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; утверждает годовую финансовую отчетность Банка России; готовит анализ состояния экономики Российской Федерации; утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России. Совет директоров принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; об изменении процентных ставок Банка России; об участии в международных организациях; о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца. Так же он устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации и другие функции, установленные законом.
Статья 12 Закона о Банке России предусматривает создание координационного органа - Национального банковского совета. Из названия главы III видно, что законодатель его не включает в систему органов управления ЦБ. По мнению А.Г. Братко, «Национальный банковский совет фактически играет роль связующего звена между Федеральным Собранием РФ, Правительском РФ, Президентом РФ и Банком России в проведении единой государственной денежно-кредитной политики»9.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации РФ, трое - Государственной, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. Так же в состав совета входит Председатель ЦБ. Его особенностью является то, что члены Национального банковского совета не работают на постоянной основе и не получают заработную плату. Исключение составляет Председатель ЦБ.
К компетенции совета относится:
1. рассмотрение годового отчета Банка России;
2. утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
3.рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
4.рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
5.назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
6.ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.
Правовое положение
На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, Центральный банк РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, а так же вспомогательные организации. Так же следует отметить тот факт, что некоторые должности Центрального банка назначаются совместно с другими органами государственной власти. Немаловажно, что Банк России действует от имени государства и по его поручению, наделен государственными полномочиями в области денежно-кредитных отношений, банковского надзора, имеет территориальные масштабы своей деятельности. Итак, можно считать обоснованной характеристику Центрального банка РФ как органа государственной власти.
Информация о работе Центральный банк РФ как орган государственной власти