Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:
1.Определить структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;
3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.
Введение. 3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ 5
Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11
Глава 3.Взаимодействие с органами государственной власти 20
Заключение 24
Список литературы. 26
Я считаю, что следовало бы законодательно закрепить возможность обжалования наложения санкций Банком России, и не только в суд (ведь судебное разбирательство, как правило, затягивается надолго), но и в особый орган, который следует создать при Банке России (наподобие апелляционного комитета). В этом случае не будет необходимости создавать независимый орган банковского надзора.
Глава 3.Взаимодействие с органами государственной власти
Юридической науке известны две модели взаимодействия центральных банков с органами государственной власти:
1. центральный банк может являться агентом министерства финансов, для того чтобы проводить на практике финансовую политику политической группы, находящейся у власти;
2. центральный банк может быть независим от правительства, чтобы гарантировать стабильность финансовой политики вне зависимости от настроений политических властных структур.
Однако определение
Наряду с изложенными выше условиями взаимодействия Банка России и Правительства России в процессе регулирования банковской сферы в федеральном законодательстве установлены ограничительные правовые нормы. В частности, установлен перечень действий, совершение которых Банком России в отношении Правительства России не допускается. Так, Банк России не вправе:
1.предоставлять кредиты Правительству России для финансирования дефицита федерального бюджета;
2.покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете;
3.предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичные по природе ограничения установлены в п.5 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Согласно закрепленным в указанной статье положениям, «Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета»23.
Правительство России не вправе оказывать какое-либо давление на Банк России при осуществлении им функций и полномочий, предусмотренных Конституцией России и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Аналогичным образом и Банк России не вправе посягать на те функции и полномочия, которые возложены на Президента России, на органы законодательной, исполнительной, судебной власти, на органы прокуратуры и Счетную палату России.
Кроме этого «Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики»24. Данная норма содержится в ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В процессе реализации бюджетных отношений между Банком России и Минфином России законодательно предусмотрено активное взаимодействие. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. При этом счета Федерального казначейства в Банке России ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством России с учетом особенностей, установленных БК РФ (ст. 165, 166). Однако если применительно к кредитным организациям заключение с Правительством России гражданско-правовых договоров вполне объяснимо, то применительно к Банку России такой подход вызывает вопросы. Банк России, как и Правительство РФ, является институтом публично-правовым, обслуживание бюджетных счетов является его публично-правовой функцией. Каким образом публично-правовые бюджетные отношения конституционных федеральных государственных органов приобретают гражданско-правовую форму, неясно. Представляется, что вышеназванные правоотношения Банка России и Правительства России имеют публично-правовую природу и должны реализовываться на основании федерального законодательства, а не на договорной основе.
Здесь же необходимо коснуться еще одного направления взаимодействия ЦБ РФ с другими органами власти. Если иное не установлено федеральными законами, в Банке России хранятся средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов. Кроме того, ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операций с золотовалютными резервами.
Контроль над деятельностью Банка России выражается в непосредственном контроле государства за деятельность ЦБ РФ, а именно подотчетности Банка России Государственной Думе РФ. Это выражается в том, что Председатель Банка назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Члены совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Также формой контроля над деятельностью Банка России является отчетность банка перед государством. Согласно ст. 24 закона о Центральном Банке РФ «Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно»25. Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.
Я считаю, что несмотря на тесное взаимодействие с другими органами государственной власти ( в частности Правительством РФ, Государственной Думой РФ, Минфином РФ), Центральный банк РФ по своему правовому положению является абсолютно автономным и самостоятельным органом государственной власти, не являясь ни органом законодательной, ни исполнительной власти.
Заключение.
В данной курсовой работе мною была поставлена цель определить статус Центрального банка РФ как органа государственной власти. Для ее реализации я проанализировала статьи нормативно-правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности ЦБ, а так же мнения ученых и юристов по данному вопросу.
Обобщая все
вышесказанное, я пришла к следующему
выводу: формально Банк России не входит
в систему органов
Помимо этого, центральный банк РФ обладает признаками органа государственной власти, выделяемыми в научной литературе, а именно:
1. он имеет государственно-правовую природу и наделен особыми государственно-властными полномочиями (например, проведение проверок, направление предписаний об устранении выявленных правонарушений, применения мер принуждения);
2. создан для реализации функций Российской Федерации в области денежно-кредитной политики;
3. его деятельность носит управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате которой решаются государственные задачи;
4.имеет собственную организационную структуру (государственные должности и структурные подразделения, способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, полномочий и функций);
5. обладает специальной компетенцией;
6. имеет право на нормотворческую деятельность и право издания актов управления;
7. ЦБ взаимодействует
с другими органами
Я считаю, трудности выявления особенностей публично-правового статуса Центрального банка РФ и его роли в финансовой деятельности государства связано с отсутствием четкого определение статуса Банка России. Поэтому необходимо устранить пробелы в нормативно-правовых актах, определяющих статус и деятельность ЦБ, а так же систематизировать их, тем самым обеспечив нормальное функционирование в сфере бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Список литературы
1 Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1997. С. 27.
2 Жмулевская А.П. Административно-правовые функции Центрального банка Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.
3 "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
4 "Российская газета", N 127, 13.07.2002
5 Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.
6 Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус. Организация. Функции. Полномочия. М.: МНИМП, 1997. С. 48 - 51.
7 "Российская газета", N 127, 13.07.2002
8 "Российская газета", N 127, 13.07.2002
9 Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 395.
10
http://base.consultant.ru/
11 Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.
12 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
13 "Экономика и жизнь", N 42, 1997.
14 Вестник Банка России. 2000. N 41.
15 "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492.
16 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2001г. -№2.
17 Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в РФ. М.: 2005. с.29.
18 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
19 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
20 Вестник Банка России. 2003. N 67.
21 Тосунян Г. А. Теория банковского права. Том 1. С. 372.
22 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
23 "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823
24 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
25 "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
Информация о работе Центральный банк РФ как орган государственной власти