Центральный банк РФ как орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного законодательства определить место Центрального Банка в системе органов государственной власти. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решать следующие задачи:
1.Определить структурную обособленность Центрального банка РФ от других органов государственной власти;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ЦБ;
3. Выявить наличие государственно-властных полномочий, а так же основные функции ЦБ.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование статуса и деятельности Центрального Банка РФ 5
Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ .11
Глава 3.Взаимодействие с органами государственной власти 20
Заключение 24
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

курсовик по цб.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Основные функции Центрального Банка РФ

 

Центральный банк РФ – это  банк, возглавляющий кредитную систему  страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. «В административном праве Центральный банк РФ относят к органам управления в сфере финансовой деятельности»11. Все основные функции ЦБ перечислены в законе о Центральном банке РФ. В рамках данной курсовой работы, мною будут рассмотрены лишь некоторые из них. А именно право занимается нормотворческой деятельностью, регистрация и лицензирование кредитных организаций, а также полномочиями в сфере банковского надзора

Нормотворческая деятельность ЦБ определена ст.7 закона о  Центральном банке РФ. Согласно ей, Центральный банк вправе издавать акты трех видов: нормативные акты, акты ненормативного характера и официальные разъяснения. Нормативные акты обязательны для всех органов государственной власти, а также юридических и физических лиц. Нормативные акты не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы.

В соответствии с законами о Центральном банке и о банках и банковской деятельности ЦБ РФ вправе принимать нормативные акты по следующим вопросам: правила проведения банковских операций; правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; установление признаков платежеспособности банкнот и монет Банка России, порядок уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет Банка России; порядок проведения проверок кредитных организаций; установление дополнительных требований к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалами иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

Нормативные акты Банка России издаются в форме  указаний, положений и инструкций. Они подписываются Председателем  Банка России, который вправе передавать право подписания нормативных актов Банка России своим первым заместителям на неопределенный или ограниченный срок. «Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России"»12. Пунктом 6.2 Положения N 519 предусмотрено, что «не подлежат опубликованию нормативные акты Банка России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения ограниченного распространения, а также отдельные пункты нормативных актов Банка России, содержащие сведения такого рода»13.

Не являются нормативными актами Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России или иных нормативных правовых актов, принятых в пределах компетенции Банка России; акты, содержащие исключительно технические требования.

Официальные разъяснения Банка России занимают особое место среди актов Банка  России ненормативного характера. В  соответствии с п. п. 1.1 и 1.2 Положения ЦБ РФ от 18 июля 2000 г. N 115-П "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России"14 ЦБ РФ может издавать официальные разъяснения двух видов:

1. официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов и иных правовых актов;

2. официальные разъяснения по вопросам применения нормативных актов Банка России.

На практике данная классификация актов Банка России постоянно нарушается: в актах, которые по внешним признакам не должны носить нормативный характер, содержатся нормы права, зачастую исправляющие ранее изданный нормативный акт.

Порядок регистрации и  лицензирования кредитных организаций  регламентирован законодательством  Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О  банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным  законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России. Банк России производит регистрацию кредитных организаций и выдает им лицензии на право осуществления банковских операций. В ходе осуществления этой деятельности Банк России проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.

Регистрация кредитных организаций  осуществляется на основании федерального закона «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Под регистрацией кредитной организации понимается соответствующая запись, осуществляемая уполномоченным государственным органом (Банком России), включающая конкретное юридическое лицо, в список специализированных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, придающая законность такой деятельности и позволяющая вести учет, осуществлять постоянный банковский надзор и контроль над деятельностью кредитных организаций.

Статус юридического лица кредитные организации получают с момента их государственной  регистрации. Сообщение о регистрации  кредитной организации публикуется  в «Вестнике Банка России». Однако сам факт регистрации кредитной организации еще недостаточен для осуществления ею банковских операций, поскольку согласно ст.12, 13 закона о Банках и банковской деятельности «кредитные организации получают право осуществления банковских операций при получении лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Банком России, после ее регистрации»15.

Как подчеркнул Конституционный  суд РФ, «…лицензирование кредитных  организаций, а также отзыв у  них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной  реализацией конституционной функции  Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и  контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной  информации как о состоянии экономики  в целом, так и в области  денежно-кредитной политики»16.

Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия  это не что иное, как  бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная  организация имеет право, а также  валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются  в реестре выданных лицензий на осуществление  банковских операций.

 При рассмотрении вопроса о лицензировании возникает следующая проблема. Так, в ст.5 Закона о банках приводится перечень операций и сделок, отсюда возникает вопрос – какие из них подразумевают получение лицензии? Что бы ответит на данный вопрос, необходимо:

1.Необходимо определить, какой кредитной организации (банку, небанковской кредитной организации, представительству иностранного банка) будет выдаваться лицензия. Так как для каждого вида кредитной организации соответствуют отдельные виды операций и лицензий.

2.В соответствии с  точкой зрения С.В. Пыхтина считающего, что «Банковская лицензия легитимирует, помимо банковских операций, также ряд сделок, указанных в ч.3 ст.5 Закона о банках, но не непосредственно, а косвенно, опосредованно. Таким образом, для кредитных организаций при совершении сделок, перечисленных в ч.3 ст.5 Закона, даже если на них распространяется лицензионный режим, получения дополнительной лицензии не требуется; указанные организации заключают сделки на основании полученной банковской лицензии. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо записанный в банковской лицензии»17. Следовательно, перечень банковских операций, приведенный в лицензиях, уже, чем фактический перечень видов предпринимательской деятельности, право на занятие, которыми предоставляет лицензия.

На основании  вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что лицензирование имеет определенную специфику, которая заключается в том, что банковская лицензия объявляет законными совершение лишь банковских операций. Помимо банковских операций лицензия Банка России косвенно легитимирует также совершение ряда сделок, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, а также операций с ценными бумагами, перечень которых приведен в ст. 6 Закона. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо указанный в банковской лицензии. 

Банковский надзор является одним из главных направлений  деятельности любого центрального банка  в ходе осуществления им функции  защиты гражданского оборота. Однако не только Банк России следит за деятельностью  кредитных организаций. Государственный  надзор за соблюдением кредитными организациями  действующего законодательства вправе осуществлять разные органы, например Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, правоохранительные, таможенные, налоговые  и другие органы. Однако надзорная деятельность ЦБ РФ имеет особое значение. Банк России является единственным органом, который осуществляет надзор за основной деятельностью кредитных организаций, т.е. занимается банковским надзором в широком смысле.

Субъектами банковского надзора являются Банк России и его учреждения. Объектами банковского надзора являются кредитные организации. Основными формами банковского надзора являются наблюдение и проверка.

1.Наблюдение - это разновидность оперативного контроля. Оно ведется непрерывно в течение всего периода существования кредитной организации по всем без исключения направлениям ее деятельности. Поскольку наблюдение осуществляется за всеми без исключения банковскими операциями и иными сделками кредитной организации, Банк России обязан обеспечить нейтральность наблюдения. В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России «ЦБ РФ не должен вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций»18. Наблюдение осуществляется в ходе изучения отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп, представляемых в ЦБ, а также иной информации об их деятельности, определяемой федеральными законами. В процессе наблюдения Банк России обязан производить анализ деятельности кредитных организаций и банковских групп в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

2.Проверка - это тщательное исследование обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. В соответствии со ст. 73 федерального закона о Банке России «ЦБ РФ вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями»19. Порядок проведения проверок кредитных организаций установлен нормативными актами Банка России. Так, в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации"20 Банк России производит проверки: действующих на территории РФ кредитных организаций; обособленных и внутренних структурных подразделений кредитных организаций и филиалов; филиалов и представительств кредитных организаций находящихся за пределами РФ - при наличии соглашения между Банком России и органом банковского надзора иностранного государства о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций; дочерних кредитных организаций уполномоченных банков, находящихся за пределами Российской Федерации (при наличии меморандума).

 Нормативными актами  Банка России предусмотрены следующие  виды проверок кредитных организаций  и их филиалов:

1.Комплексная проверка - это проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации за определенный период ее деятельности.

2.Тематическая проверка - это проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

3.Региональные проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.

4.Межрегиональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

В случае выявления нарушения  законодательства и нормативных  актов Центрального банка РФ, а  также его индивидуальных предписаний, Банк России имеет право применить  санкции, указанные в ст. 74 Закона о Центральном банке РФ. Такое положение дел критикуется многими юристами. Так, Г. А. Тосунян отмечает, что «недопустимо существующее положение дел, при котором Банк России единолично и бесконтрольно устанавливает и изменяет правила поведения на банковском рынке, сам активно играет по этим правилам, выявляет нарушения в деятельности кредитных организаций и применяет к последним соответствующие санкции»21.

 С одной стороны,  такая точка зрения представляется  верной, так как в данном случае  получается концентрация власти  в одних руках (Центральный  банк РФ сам устанавливает  правила и сам следит за  их исполнением). Но, по моему мнению, организационно нецелесообразно  выделение из Центрального банка  РФ каких-либо обособленных органов,  задачей которых будет осуществление  банковского контроля. Ведь Центральный  банк РФ и коммерческие банки  объединены в единую систему  и раскол такой системы чреват  серьезными последствиями. По  меньшей мере, значительно снизится  оперативность и профессиональность  банковского надзора.

Более правильным было бы пойти по пути законодательного ограничения возможностей злоупотребления со стороны Центрального банка РФ в процессе надзора. Уже сделаны в отношении этого некоторые шаги. Так, в соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке, «повторные проверки кредитных организаций по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период разрешены только в случае ликвидации или реорганизации кредитной организации либо в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Центрального банка РФ, либо по его ходатайству на основании мотивированного решения Совета директоров Банка России.

Информация о работе Центральный банк РФ как орган государственной власти