Дела об административном правонарушении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Выбранная тема в структуре административного процесса занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел. Также тема интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля за сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - государством.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях . . . .5
2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях . .7
3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях . . . .10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

АПКонтр.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Понятие производства  по делам об административных  правонарушениях . . . .5

2. Принципы производства  по делам об административных правонарушениях . .7

3. Стадии производства  по делам об административных  правонарушениях . . . .10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право  охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в  связи с реализацией функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Наиболее тесную связь  административное право имеет с  государственным правом,  которое  составляет основу всех отраслей права  включая административное, и занимает ведущее место. Административное право  тесно  связано также и с гражданским правом. Определенные связи есть у административного права и с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Также административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

Таким образом,  анализ  взаимодействия  административного  права с другими отраслями  права позволяет установить, что  его предметом есть сфера  государственного  управления. 

   Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную  деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет численность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Выделяют следующие  производства:

    • по обработке и принятии нормативных актов;
    • по принятии индивидуальных актов управления;
    • о применению административно-процессуальных мер и мер пресечения;
    • по делам об административных правонарушениях;
    • по применению дисциплинарных взысканий;
    • регистрационно-разрешительное;
    • надзорно-контрольное;
    • по заявлениям граждан (в том числе по жалобам);
    • делопроизводство; 
    • по земельным, пенсионным, налоговым, финансовым делам;
    • по делам по возмещению материальных убытков и др.

Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиям с соблюдением принципов  административного процесса.

Выбранная тема - «Производство  по делам об  административных правонарушениях: понятие, принципы и стадии» - в структуре административного процесса занимает особое положение.  Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел. Также тема интересна тем, что позволяет  наглядно  понять  и проследить принципы  государственного управления и контроля за сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА  ПО ДЕЛАМ 

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Производство по делам  об административных правонарушениях  определяется как ряд последовательных действий органов государственного управления (должностных лиц), юрисдикционных органов, а в отдельных случаях и  других субъектов, которые согласно нормам административного законодательства осуществляют мероприятия, направленные на привлечение правонарушителей к ответственности и на обеспечение исполнения вынесенного постановления.

При этом не следует  забывать, что производство может  закончиться оправданием невиновного, может быть прекращено в связи  с истечением срока давности и  по другим основаниям (ст. 24.1 КоАП). Поэтому не всегда эти действия связаны с назначением и исполнением административных наказаний. Но подобные исключения лишь оттеняют основное правило о применении карательных санкций на основе закона.

Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях, регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных наказаний. Иными словами, они регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

Основным правовым актом законодательного характера  является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП), который, однако, не является единственным правовым актом, регулирующим отношения в области административно-процессуальной деятельности. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Кроме того, наряду с КоАП действует Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, причем нередко более детально, чем в КоАП.

Тем не менее, в  КоАП законодательно закреплены правовые основы по делам об административных правонарушениях. Установленный им порядок административного производства предусматривает ряд общих исходных позиций, которыми руководствуются органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел.

В КоАП РФ содержится основная масса правил производства по делам, но не все. Среди административно-процессуальных норм, не включенных в КоАП, можно  выделить ряд уточняющих, конкретизирующих нормы КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах.

Необходимо  отметить еще один очень важный момент. Производство по делам об административных правонарушениях является частью исполнительно-распорядительной деятельности, регулирующие его нормы  – частью административного права. Поэтому производство, если иное не установлено специальными нормами, осуществляется на основе общих норм и принципов административного права. Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством. Производство по делам об административных правонарушениях может стать и продолжением уголовно-процессуальной деятельности. Это происходит в тех случаях, когда в соответствии с законом следователь, суд приходят к выводу, что уголовное дело следует прекратить, а правонарушителя нужно привлечь к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ  ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, поэтому в нем действуют  общие принципы управления: законность, демократизм (гласность, широкое участие общественности), оперативность. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.

Производство по делам  об административных правонарушениях осуществляется на основе системы принципов, которые закреплены в правовых нормах и вытекают из задач юрисдикционной деятельности. Важнейшими из них являются:

1) обеспечение законности;

2) достижение объективной  истины;

3) право на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех перед  законом; 

6) гласность; 

7) оперативность.

Главным является принцип  законности. Он означает неукоснительное  исполнение требований закона всеми  участниками административно-процессуальной деятельности (ст. 1.6 КоАП).

Выяснение объективной  истины по делу – важнейшая задача административного производства. Данный принцип обязывает орган, рассматривающий  дело, исследовать все обстоятельства и их взаимосвязь в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 – 24.7).

Право на защиту реализуется  предоставлением лицу, привлекаемому  к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо согласно ст. 25.1 КоАП пользуется широкими правами на всех стадиях производства.  Реализации права на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.

Когда говорят о праве  на защиту, прежде всего, имеют в  виду лицо, которое привлекают к  ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.

Презумпция невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный принцип предполагает также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Из принципа презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

Принцип равенства прямо  закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой все граждане равны перед  законом и органом, рассматривающим  дело, независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Производство по делам  об административных проступках осуществляется гласно, открыто. В целях повышения  воспитательной и предупредительной роли названного производства такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП РФ).

Оперативность административного  производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок. Это обусловлено многочисленностью и относительной несложностью административных правонарушений. Оперативность обеспечивает своевременность, большой воспитательный, предупредительный эффект воздействия, а кроме того, экономию времени и материальных ресурсов.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях  во многом сходны с принципами уголовного процесса, но действие данных принципов в производстве по административным правонарушениям существенно иное, в ряде случаев весьма ограниченное и относительное.

Кроме того, производство по делам об административных правонарушениях обладает в значительной мере большим, чем по другим производствам, собственным принципом экономичности, так как производство по делам об административных правонарушениях (в сравнении, например, с уголовным или гражданским судопроизводством) обходится государству значительно дешевле. Однако это не означает, что дела об административных правонарушениях должны рассматриваться поверхностно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА  ПО ДЕЛАМ ОБ 

АДМИНИСТРАТИВНЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Деятельность участников административного процесса развивается  во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.

Под стадией следует  понимать такую сравнительно самостоятельную  часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство по своей  структуре похоже на уголовный процесс, но оно проще, в нем меньше процессуальных действий. Оно состоит из четырех  частей (стадий):

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

Информация о работе Дела об административном правонарушении