Дела об административном правонарушении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Выбранная тема в структуре административного процесса занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел. Также тема интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля за сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - государством.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях . . . .5
2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях . .7
3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях . . . .10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

АПКонтр.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

4) исполнение постановления.

Административное расследование подразделяется на следующие этапы:

1) возбуждение дела;

2) установление фактических  обстоятельств;

3) процессуальное оформление  результатов расследования;

4) направление материалов  для рассмотрения по подведомственности.

Расследование дела представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на определение обстоятельств  нарушения, их фиксирование и квалификацию.

  Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является совершение конкретным лицом административного проступка, поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение проступка управомоченным лицом, факт которого фиксируется протоколом, составленным уполномоченным на то лицом.

О совершении административного  правонарушения уполномоченными на то должностным лицом составляется протокол (постановление), где в соответствии со статьей 28.2 КоАП должны быть отражены: дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

  Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административное правонарушение (после разъяснения ему прав и обязанностей, указанных в ст. 25.1 КоАП); при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

При совершении проступка  группой лиц протокол составляется на каждого нарушителя отдельно.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу  объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Копия протокола об административном правонарушении немедленно после его  составления вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

Законодательством предусмотрены  случаи, когда протокол не составляется (ст. 28.4, ст. 28.6 КоАП)

Затем протокол направляется органу либо должностному лицу, уполномоченному  рассматривать дело об административном правонарушении.

  Субъекты расследования управомочены требовать от граждан, должностных лиц объяснений, предоставления необходимых документов, доставлять нарушителей в полицию, применять иные меры процессуального принуждения. Законом предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

  В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на две группы:

      1. обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка;
      2. обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. Одна из задач административного производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их предупреждении.

Выяснение фактических  обстоятельств дела осуществляется различными способами. Основным является опрос. Для опроса и получения  объяснений могут быть вызваны любые  лица, располагающие сведениями, которые  имеют значение для дела. Это правонарушители, потерпевшие, свидетели, эксперты. Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания нарушителя, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление  материалов расследования на рассмотрение:

    • органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных правонарушений;
  • в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;
  • на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива;
  • командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Рассмотрение дел об административных проступках, согласно действующему законодательству, производится: административными комиссиями при районных, городских, районных в городах, поселковых сельских администрациях; главами поселковых, сельских администраций; районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних; районными, городскими, районными в городах комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими судами (судьями); органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами.

  При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы (гл. 23, 28, 29 КоАП): относится ли к компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол и другие материалы дела о правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы; о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако, из этого общего правила имеется ряд исключений:

1. Дела, подведомственные  административным комиссиям и  комиссиям по делам несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства  лица, привлекаемого к ответственности.

2. По некоторым категориям  дел установлена альтернативная  территориальная подведомственность. Дела о приобретении крепких  спиртных напитков домашней выработки,  распитии спиртных напитков в  общественных местах или появление там в пьяном виде, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя. Дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движения могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и по месту совершения проступка

Законодательством установлен общий 15-дневный срок рассмотрения дела и вынесения постановления  по нему со дня получения протокола  об административном правонарушении и  других материалов. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.

Председательствующий  в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее  дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к  административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Стадия рассмотрения дела – главная в производстве по делам об административных правонарушениях. Здесь принимается акт, в котором  компетентный орган официально признает наличие нарушения, определяет меру воздействия, наличие вины.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным  органом ведется протокол, в котором  указываются:

1) дата и место заседания;

2) наименование и состав  органа, рассматривающего дело;

3) содержание рассматриваемого дела;

4) сведения о явке  лиц, участвующих в деле;

5) объяснения лиц, участвующих  в рассмотрении дела, их ходатайства  и результаты их рассмотрения;

6) документы и вещественные  доказательства, исследованные при  рассмотрении дела;

7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания  коллегиального органа подписывается  председательствующим в заседании  и секретарем.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган  (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

По окончании рассмотрения дела выносится постановление либо о наложении административного взыскания, либо о прекращении дела производством (ст. 29.9 КоАП). Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Пересмотр постановлений по делам  об административных нарушениях регулируется ст. 30.1 - 30.9 КоАП. Возможность подобного пересмотра дела является гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий.

  Пересмотр – это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое решение без изменений. Стадия пересмотра является факультативной, необязательной.

Основаниями для пересмотра могут являться: жалоба лица, в отношении  которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение вышестоящего органа; усмотрение органа, принявшего постановление. Жалоба и  протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление  без изменения, а жалобу или  протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление  и направляет дело на новое  рассмотрение;

3) отменяет постановление  и прекращает дело;

4) изменяет меру взыскания  в пределах, предусмотренных нормативным  актом об ответственности за  административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

 Если будет установлено,  что постановление вынесено органом  (должностным лицом), неправомочным  решать данное дело, то такое  постановление отменяется и дело  направляется на рассмотрение  компетентного органа (должностного лица).

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О  результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе.

Исполнение постановлений — завершающая стадия производства по административным правонарушениям (гл. 31, 32 КоАП). В соответствии со ст. 32.1 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного нарушителю. В процессе исполнения постановления, лицо совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

Информация о работе Дела об административном правонарушении