Федеральное агентство лесного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.

Файлы: 1 файл

Кодификация лесного законодательства России в XIX в доделать.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

Проект Устава лесного был подписан государем и, несмотря на то что сохранил наименование проекта, приобрел после этого юридическую силу.

Глава первая посвящалась институту управления в основном государственными (казенными) лесами. Все они передавались в непосредственное управление Лесному департаменту. Сам же Департамент приравнивался по статусу к Государственным коллегиям. Помимо структуры управления Департаментом Устав регламентировал функции, реализуемые этим органом. Ему, в частности, предписывалось провести инвентаризацию лесов и лесоустройство ("чтобы государственные леса приведены были в известность, положены на планы и карты, с подробным как о родах и свойствах их описанием"), а также организовать лесной надзор ("чтобы посредством лесного надзирательства сохранены были оные от всякого вреда и опустошения"). В обязанности Департаменту вменялось также: обеспечение древесиной малолесных районов страны; организация работ по воспроизводству и восстановлению лесов; организация контроля за лесными доходами, поступавшими в казну.

Как уже отмечалось, глава вторая регламентировала правила лесоустройства, основанного на принципах соразмерности рубок и лесовоспроизводства, для чего казенные леса должны были быть поделены на годовые лесосеки. В главе достаточно подробно прописывался порядок деления лесов на части (выделялось три таких части в зависимости от породы деревьев). Статья 29 Устава гласила: "Разделение леса на известные части или годовые лесосеки полагается для того, чтобы каждая вырубленная лесосека толикое число лет на растение и сбережение до вторичной рубки оставлена была"13. Глава третья включала нормы, регулировавшие отношения по наделению казенных поселян лесными землями14.

Несмотря на то что в современной литературе этот документ и именуют первым Уставом лесным Российской империи, в полном смысле ассоциировать его с подобной формой нормативного акта вряд ли возможно. Скорее следует говорить о том, что он явился первоосновой для дальнейшей кодификации лесного законодательства.

Как известно, издание первого Полного собрания законов Российской империи охватывает период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. - от Соборного уложения царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. Из содержания ПСЗРИ следует, что наряду с Уставом лесным 1802 г. в России действовало большое количество нормативных правовых актов, регулировавших лесные отношения. Они публиковались в разных томах ПСЗРИ в соответствии с хронологией.

В Своде законов Российской империи, как было уже отмечено, Лесной устав помещался в 1-ой книге VIII тома. Свод законов в полной версии издавался несколько раз. В 1832 г. в документ, именовавшийся "Свод Устава лесного", были включены все действующие положения по лесному ведомству.

С течением времени его внутренняя структура упорядочивается, а количество норм то увеличивается, то уменьшается. Если в издании Свода законов 1842 г. в Уставе лесном насчитывалось 1716 статей, то в издании 1857 г. - 1669 статей. Текст Устава сопровождался приложениями, также значительными по объему. Так, например, в приложении к ст. 6 Устава лесного по изданию 1857 года, содержащем Положение о Черкасских лесах Киевской губернии, было 395 статей.

Структура Устава по изданию 1857 г. представлена пятью книгами: Книга 1 "О разных родах лесов, об учреждении управления ими и об учебных заведениях по лесной части"; Книга 2 "О казенных лесах, состоящих в ведомстве Министерства государственных имуществ"; Книга 3 "О казенных лесах, приписанных к промыслам, заводам и фабрикам"; Книга 4 "О лесах духовного ведомства, городских, удельных, въезжих, общих, спорных, частных и состоящих в частном владении поиезуитских и ленных"; Книга 5 "О взысканиях и наказаниях за нарушение законов о казенных лесах".

Книги Устава делились на главы, отделения и разделы.

Издания Устава лесного 1842 и 1857 г. имели немного отличий, связанных в основном с отменой отдельных статей или приложений к ним.

Более существенна разница в изданиях 1857 и 1876 г. Прежде всего, изменился объем Устава. Редакция 1876 г. включала 733 статьи. Были откорректированы либо вообще существенно изменены названия, а соответственно и содержание книг Устава. Так, книга 2 в редакции 1876 г. называлась "О порядке управления казенными лесами", книга 3 - "О порядке управления государственными лесами, имеющими особое значение", книга 4 - "О лесах, владеемых на праве собственности обществами, установлениями и частными лицами и о лесах въезжих, общих и спорных", книга 5 - "О взысканиях и наказаниях за преступления и проступки по лесной части".

В редакции 1876 г. из Устава был исключен ряд статей, регулирующих отношения в области управления казенными лесами. В основном это нормы, касающиеся корпуса лесничих, в том числе связанные с процедурой привлечения чинов корпуса лесничих к ответственности. Существенно сократилась регламентация деятельности лесной стражи. В данную редакцию не вошли нормы, регулировавшие управление так называемыми "корабельными лесами", как явно устаревшие. Актуальные для петровского времени меры по изъятию из хозяйственного употребления отдельных пород деревьев, необходимых для нужд государственного флота, утратили прежнее значение в связи с изменением самой технологии кораблестроения. Раздел Устава, регулировавший использование и охрану корабельных лесов, оказался сведенным практически к нескольким нормам.

Кроме того, подверглась секвестрованию глава 7 книги I "Об учебных заведениях по лесной части". Сократилась правовая регламентация использования казенных лесов, ранее изобиловавшая слишком детализированными правилами, которые уместнее было устанавливать подзаконными актами. Например, были отменены нормы, регулировавшие действия лесопильных казенных заводов. В издании 1876 г. из Устава лесного исключены нормы, касавшиеся деятельности частных лесопильных заводов, пользовавшихся казенными лесами, а также правила об отпуске леса для строительства судов частными лицами. Подверглись серьезной ревизии действия лесного управления по предмету лесных доходов.

Целью ревизии Устава было также устранение дублирования норм. Признавались утратившими силу нормы, регулировавшие отношения по поводу леса и содержащиеся в других томах Свода законов - Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, или в Уложении о наказаниях.

Некоторые изменения были связаны с принятием в период между изданиями 1857 и 1876 г. ряда новых нормативно-правовых актов. Так, например, 3 июня 1869 г. было издано новое Положение о лесной страже, в котором, как указывает М. Романовский, все разнообразие существовавшей до того времени стражи приводится к окончательному единству. "Все роды стражи каких бы то ни было наименований окончательно упразднены: полесовщики, стрелки постоянной стражи и стрелковых батальонов, военно-лесные сторожа и лесники-культиваторы заменены просто "лесниками"15.

В Российской империи наряду с Уставом лесным 1876 г. и последующими его редакциями в последней четверти XIX в. принимался целый ряд иных нормативно-правовых актов по поводу использования и охраны леса. Наиболее объемные принятые в этой связи законы также имели кодификационный характер. Они включали в себя самые существенные положения из отдельных разрозненных лесоохранных узаконений прежних лет. Такую форму кодификации лесного законодательства можно назвать промежуточной, поскольку в дальнейшем указанные законы подлежали включению в новые редакции Устава лесного (ч. 1 т. VIII Свода законов).

Так, в редакцию Устава по продолжению 1905 г. 5-ой книгой вошло Положение о сбережении лесов, основанное на соответствующем законе, принятом 4 апреля 1888 г. Он стал фактически первым комплексным нормативно-правовым актом, цель которого состояла в регламентации не просто рационального хозяйственного использования, но и экологической охраны леса как уникального природного богатства, подлежащего сохранению от истощения и уничтожения.

Положение о сбережении лесов подразделялось на три главы, первая из которых была посвящена мерам лесной охраны. К таковым, в соответствии со ст. 711 Устава лесного по продолжению 1905 г., законом относились меры: "1) ограждающие леса от истребления и истощения и 2) поощряющие ведение в лесных дачах правильного хозяйства и разведение новых лесов"16. Для отдельной категории лесов, определявшихся в Положении как защитные, предусматривались особые меры сбережения. Защитными признавались такие леса, "безусловное сохранение которых оказывается необходимым в видах государственной или общественной пользы". К ним относились леса, препятствующие распространению сыпучих песков и песчаных заносов вблизи естественных и искусственных водоемов, поселений, сельскохозяйственных земель, обычных и железных дорог, а также удерживающие берега рек и горных склонов от разрушения. Кроме того, в Положении были закреплены как особо сберегаемые еще и водоохранные леса, произрастающие в верховьях и при истоках рек, а также их притоков. Заметим, что осознание ландшафтообразующей функции леса, обусловливающей настоятельную потребность в его охране, произошло в России отнюдь не в последней четверти XIX в. По замечанию отдельных историков, еще Петр I при издании лесоохранных норм стремился сохранять не только "корабельные рощи" для нужд своего флота, но и леса, произраставшие по склонам гор и берегам рек, поскольку хорошо понимал губительные последствия от их уничтожения для окружающего ландшафта. Тем не менее внятное нормативное закрепление эта экологическая максима получила лишь в Положении о сбережении лесов 1888 г. Следует также подчеркнуть, что в данном нормативно-правовом акте предусматривались не только меры по сбережению лесов защитных и водоохранных, но и всякого леса вообще. Например, независимо от категории леса в нем запрещалась опустошительная рубка, которая могла привести к нарушению плана лесного хозяйства. Третья глава Положения была посвящена организации управления в сфере лесоохраны, предопределив принципы деятельности государства в данной области общественных отношений вплоть до сегодняшнего дня.

Анализ кодификации лесного законодательства в XIX в. показывает, что регулирование данных отношений представлялось дореволюционному законодателю весьма значимым сегментом правовой системы. Кодификация лесных норм, обособленная от иного отраслевого законодательства, была свидетельством зарождения в России лесного права как самостоятельной отрасли, ориентированной не столько на хозяйственные отношения, сколько на природоохрану как самодостаточную социальную ценность.

  1. Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
  • по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
  • по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства - Лебедев В.А.

    1. Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства:
  • установление возрастов рубок;
  • рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
  • рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;
  • отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ;
  • проведение государственной инвентаризации лесов;
  • обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;
  • организация лесного семеноводства;
  • формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;
  • создание постоянных лесосеменных участков;
  • осуществление семенного контроля в отношении семян лесных растений;
  • обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ;
  • контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
  • контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности;
  • государственный пожарный надзор и государственный лесного контроля и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • оценка эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий, подготовка при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и направление этого представления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для внесения его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
  • рассмотрение проекта лесного плана субъекта Российской Федерации и направление заключения на него;
  • согласование сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
  • разработка межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
  • принятие по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров решения о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
  • лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (в части тушения лесных пожаров);
  • контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ;
  • организация и обеспечение лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда;
  • осуществление функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Агентства;
  • реализация федеральных целевых, ведомственных и иных программ в установленной сфере деятельности Агентства, подготовка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства для включения в федеральные адресные инвестиционные программы;
  • формирование и использование федеральных информационных ресурсов и информационных систем в установленной сфере деятельности Агентства.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.  

  1. Инвентаризация лесов:

Государственная инвентаризация лесов является важнейшим элементом системы лесоучетных работ в Российской Федерации. Она представляет собой мероприятия по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, является стратегическим видом лесоучетных работ.

Государственная инвентаризация лесов в Российской Федерации начала проводиться с 2008 г., а ее составная часть - дистанционный мониторинг использования лесов - с 2005 г.

Работы по государственной инвентаризации лесов проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.

    1. Цели государственной инвентаризации лесов:
  • Своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса.
  • Оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
  • Информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  • Информационное обеспечение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
    1. Результаты государственной инвентаризации лесов используются для:
  • разработки перспективных планов, создание моделей развития лесной отрасли и обоснования лесной политики России;
  • единовременной оценки запасов древостоев и текущих изменений в лесах;
  • оценки комплексного экологического состояния лесов;
  • проверок расходования субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, выделенных для исполнения отдельных полномочий в области лесных отношений;
  • проверки соблюдения качества и технологий лесохозяйственных работ;
  • выявления и мониторинга незаконных рубок лесных насаждений и использования земель лесного фонда17.
    1. Государственная инвентаризация лесов проводится по следующим направлениям:
  • определение количественных и качественных характеристик лесов;
  • дистанционный мониторинг использования лесов;
  • оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами;
  • формирование федеральных информационных ресурсов.

Информация о работе Федеральное агентство лесного хозяйства