Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 21:09, курсовая работа
Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.
Проект Устава лесного был подписан государем и, несмотря на то что сохранил наименование проекта, приобрел после этого юридическую силу.
Глава первая посвящалась институту управления в основном государственными (казенными) лесами. Все они передавались в непосредственное управление Лесному департаменту. Сам же Департамент приравнивался по статусу к Государственным коллегиям. Помимо структуры управления Департаментом Устав регламентировал функции, реализуемые этим органом. Ему, в частности, предписывалось провести инвентаризацию лесов и лесоустройство ("чтобы государственные леса приведены были в известность, положены на планы и карты, с подробным как о родах и свойствах их описанием"), а также организовать лесной надзор ("чтобы посредством лесного надзирательства сохранены были оные от всякого вреда и опустошения"). В обязанности Департаменту вменялось также: обеспечение древесиной малолесных районов страны; организация работ по воспроизводству и восстановлению лесов; организация контроля за лесными доходами, поступавшими в казну.
Как уже отмечалось, глава вторая регламентировала правила лесоустройства, основанного на принципах соразмерности рубок и лесовоспроизводства, для чего казенные леса должны были быть поделены на годовые лесосеки. В главе достаточно подробно прописывался порядок деления лесов на части (выделялось три таких части в зависимости от породы деревьев). Статья 29 Устава гласила: "Разделение леса на известные части или годовые лесосеки полагается для того, чтобы каждая вырубленная лесосека толикое число лет на растение и сбережение до вторичной рубки оставлена была"13. Глава третья включала нормы, регулировавшие отношения по наделению казенных поселян лесными землями14.
Несмотря на то что в современной литературе этот документ и именуют первым Уставом лесным Российской империи, в полном смысле ассоциировать его с подобной формой нормативного акта вряд ли возможно. Скорее следует говорить о том, что он явился первоосновой для дальнейшей кодификации лесного законодательства.
Как известно, издание первого Полного собрания законов Российской империи охватывает период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. - от Соборного уложения царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. Из содержания ПСЗРИ следует, что наряду с Уставом лесным 1802 г. в России действовало большое количество нормативных правовых актов, регулировавших лесные отношения. Они публиковались в разных томах ПСЗРИ в соответствии с хронологией.
В Своде законов Российской империи, как было уже отмечено, Лесной устав помещался в 1-ой книге VIII тома. Свод законов в полной версии издавался несколько раз. В 1832 г. в документ, именовавшийся "Свод Устава лесного", были включены все действующие положения по лесному ведомству.
С течением времени его внутренняя структура упорядочивается, а количество норм то увеличивается, то уменьшается. Если в издании Свода законов 1842 г. в Уставе лесном насчитывалось 1716 статей, то в издании 1857 г. - 1669 статей. Текст Устава сопровождался приложениями, также значительными по объему. Так, например, в приложении к ст. 6 Устава лесного по изданию 1857 года, содержащем Положение о Черкасских лесах Киевской губернии, было 395 статей.
Структура Устава по изданию 1857 г. представлена пятью книгами: Книга 1 "О разных родах лесов, об учреждении управления ими и об учебных заведениях по лесной части"; Книга 2 "О казенных лесах, состоящих в ведомстве Министерства государственных имуществ"; Книга 3 "О казенных лесах, приписанных к промыслам, заводам и фабрикам"; Книга 4 "О лесах духовного ведомства, городских, удельных, въезжих, общих, спорных, частных и состоящих в частном владении поиезуитских и ленных"; Книга 5 "О взысканиях и наказаниях за нарушение законов о казенных лесах".
Книги Устава делились на главы, отделения и разделы.
Издания Устава лесного 1842 и 1857 г. имели немного отличий, связанных в основном с отменой отдельных статей или приложений к ним.
Более существенна разница в изданиях 1857 и 1876 г. Прежде всего, изменился объем Устава. Редакция 1876 г. включала 733 статьи. Были откорректированы либо вообще существенно изменены названия, а соответственно и содержание книг Устава. Так, книга 2 в редакции 1876 г. называлась "О порядке управления казенными лесами", книга 3 - "О порядке управления государственными лесами, имеющими особое значение", книга 4 - "О лесах, владеемых на праве собственности обществами, установлениями и частными лицами и о лесах въезжих, общих и спорных", книга 5 - "О взысканиях и наказаниях за преступления и проступки по лесной части".
В редакции 1876 г. из Устава был исключен ряд статей, регулирующих отношения в области управления казенными лесами. В основном это нормы, касающиеся корпуса лесничих, в том числе связанные с процедурой привлечения чинов корпуса лесничих к ответственности. Существенно сократилась регламентация деятельности лесной стражи. В данную редакцию не вошли нормы, регулировавшие управление так называемыми "корабельными лесами", как явно устаревшие. Актуальные для петровского времени меры по изъятию из хозяйственного употребления отдельных пород деревьев, необходимых для нужд государственного флота, утратили прежнее значение в связи с изменением самой технологии кораблестроения. Раздел Устава, регулировавший использование и охрану корабельных лесов, оказался сведенным практически к нескольким нормам.
Кроме того, подверглась секвестрованию глава 7 книги I "Об учебных заведениях по лесной части". Сократилась правовая регламентация использования казенных лесов, ранее изобиловавшая слишком детализированными правилами, которые уместнее было устанавливать подзаконными актами. Например, были отменены нормы, регулировавшие действия лесопильных казенных заводов. В издании 1876 г. из Устава лесного исключены нормы, касавшиеся деятельности частных лесопильных заводов, пользовавшихся казенными лесами, а также правила об отпуске леса для строительства судов частными лицами. Подверглись серьезной ревизии действия лесного управления по предмету лесных доходов.
Целью ревизии Устава было также устранение дублирования норм. Признавались утратившими силу нормы, регулировавшие отношения по поводу леса и содержащиеся в других томах Свода законов - Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, или в Уложении о наказаниях.
Некоторые изменения были связаны с принятием в период между изданиями 1857 и 1876 г. ряда новых нормативно-правовых актов. Так, например, 3 июня 1869 г. было издано новое Положение о лесной страже, в котором, как указывает М. Романовский, все разнообразие существовавшей до того времени стражи приводится к окончательному единству. "Все роды стражи каких бы то ни было наименований окончательно упразднены: полесовщики, стрелки постоянной стражи и стрелковых батальонов, военно-лесные сторожа и лесники-культиваторы заменены просто "лесниками"15.
В Российской империи наряду с Уставом лесным 1876 г. и последующими его редакциями в последней четверти XIX в. принимался целый ряд иных нормативно-правовых актов по поводу использования и охраны леса. Наиболее объемные принятые в этой связи законы также имели кодификационный характер. Они включали в себя самые существенные положения из отдельных разрозненных лесоохранных узаконений прежних лет. Такую форму кодификации лесного законодательства можно назвать промежуточной, поскольку в дальнейшем указанные законы подлежали включению в новые редакции Устава лесного (ч. 1 т. VIII Свода законов).
Так, в редакцию Устава по продолжению 1905 г. 5-ой книгой вошло Положение о сбережении лесов, основанное на соответствующем законе, принятом 4 апреля 1888 г. Он стал фактически первым комплексным нормативно-правовым актом, цель которого состояла в регламентации не просто рационального хозяйственного использования, но и экологической охраны леса как уникального природного богатства, подлежащего сохранению от истощения и уничтожения.
Положение о сбережении лесов подразделялось на три главы, первая из которых была посвящена мерам лесной охраны. К таковым, в соответствии со ст. 711 Устава лесного по продолжению 1905 г., законом относились меры: "1) ограждающие леса от истребления и истощения и 2) поощряющие ведение в лесных дачах правильного хозяйства и разведение новых лесов"16. Для отдельной категории лесов, определявшихся в Положении как защитные, предусматривались особые меры сбережения. Защитными признавались такие леса, "безусловное сохранение которых оказывается необходимым в видах государственной или общественной пользы". К ним относились леса, препятствующие распространению сыпучих песков и песчаных заносов вблизи естественных и искусственных водоемов, поселений, сельскохозяйственных земель, обычных и железных дорог, а также удерживающие берега рек и горных склонов от разрушения. Кроме того, в Положении были закреплены как особо сберегаемые еще и водоохранные леса, произрастающие в верховьях и при истоках рек, а также их притоков. Заметим, что осознание ландшафтообразующей функции леса, обусловливающей настоятельную потребность в его охране, произошло в России отнюдь не в последней четверти XIX в. По замечанию отдельных историков, еще Петр I при издании лесоохранных норм стремился сохранять не только "корабельные рощи" для нужд своего флота, но и леса, произраставшие по склонам гор и берегам рек, поскольку хорошо понимал губительные последствия от их уничтожения для окружающего ландшафта. Тем не менее внятное нормативное закрепление эта экологическая максима получила лишь в Положении о сбережении лесов 1888 г. Следует также подчеркнуть, что в данном нормативно-правовом акте предусматривались не только меры по сбережению лесов защитных и водоохранных, но и всякого леса вообще. Например, независимо от категории леса в нем запрещалась опустошительная рубка, которая могла привести к нарушению плана лесного хозяйства. Третья глава Положения была посвящена организации управления в сфере лесоохраны, предопределив принципы деятельности государства в данной области общественных отношений вплоть до сегодняшнего дня.
Анализ кодификации лесного законодательства в XIX в. показывает, что регулирование данных отношений представлялось дореволюционному законодателю весьма значимым сегментом правовой системы. Кодификация лесных норм, обособленная от иного отраслевого законодательства, была свидетельством зарождения в России лесного права как самостоятельной отрасли, ориентированной не столько на хозяйственные отношения, сколько на природоохрану как самодостаточную социальную ценность.
Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства - Лебедев В.А.
Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Государственная инвентаризация лесов является важнейшим элементом системы лесоучетных работ в Российской Федерации. Она представляет собой мероприятия по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, является стратегическим видом лесоучетных работ.
Государственная инвентаризация лесов в Российской Федерации начала проводиться с 2008 г., а ее составная часть - дистанционный мониторинг использования лесов - с 2005 г.
Работы по государственной инвентаризации лесов проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.