Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 21:09, курсовая работа
Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.
Исполнителем работ по государственной инвентаризации лесов с 2008 года и до настоящего времени является Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг». Выполнение работ осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми государственными контрактами. Получателем результатов работ является Федеральное агентство лесного хозяйства. Для проведения государственной инвентаризации лесов ежегодно запрашивается необходимая информация у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в чьем ведении находятся леса.
Планирование объектов и объемов работ по государственной инвентаризации лесов осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, ежегодно, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов составляются отчеты о результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств.
Отчеты государственной инвентаризации лесов направляются в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления.
Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти в области лесных отношений и органы местного самоуправления.
Лес, как сложная система, имеет большое влияние на природные процессы и жизнедеятельность человека. Отношение человека к лесу менялось в зависимости от его потребностей. Исторически для человека лес был местом для добычи пропитания, строительных материалов и лекарственного сырья. Понятие «использование лесных ресурсов» может быть рассмотрено как с экономической точки зрения, так и с юридической. С экономической точки зрения использование лесных ресурсов – это деятельность, направленная на изъятие и использование свойств лесных ресурсов. С юридической точки зрения – это правовой институт (право на использование лесных ресурсов). Процесс использования лесов регулируются нормами лесного законодательства, которые устанавливают основания для возникновения, осуществления, ограничения, приостановления и прекращения права пользования лесными участками. Основным документом, который регулирует лесные отношения в России, является Лесной кодекс. Последний Лесной кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 января 2007 года. Кодекс устанавливает правовую основу для рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Использование лесов может быть выполнено с предоставлением или без предоставления лесных участков. Если лесопользования является предпринимательской деятельностью, то лесные участки предоставляются только на договорной основе. Правовая основа для использования лесных ресурсов устанавливается в главе 2 Лесного кодекса "Использование лесов"18.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет, в том числе полномочия:
Указанные полномочия осуществляются, в том числе посредством проведения проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений и расходования субвенций.
Организация и проведение проверок осуществляется в соответствии с временным регламентом, утвержденным приказом Рослесхоза от 28 января 2010 г. № 2919. Временным регламентом предусмотрены два вида проверок: плановые и внеплановые. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме: выездной проверки, документарной проверки, документарной и выездной.
При проведении проверки рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (комплексные проверки, обычно плановые), или вопросы, связанные с исполнением тех или иных переданных полномочий (тематические проверки, обычно внеплановые). Проверка также может проводиться по конкретному обращению, жалобе (внеплановые проверки).
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, который формируется с учетом установленной периодичностью проведения плановых проверок – не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в два года. Таким образом, ежегодный план проведения проверок включает в среднем 40 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. половину субъектов Российской Федерации.
Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказов Рослесхоза и его территориальных органов.
Для проведения плановых и внеплановых проверок формируется комиссия, которая осуществляет проверку в соответствии с утвержденным заданием. Результаты деятельности комиссии оформляются актами проверок. По результатам проверок выдаются предписания об устранении выявленных нарушений, а также предписания о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц. Указанные предписания направляются на имя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Рослесхоз и его территориальные органы осуществляют контроль за исполнением предписаний в установленные сроки, а также рассмотрение и принятие решений по вопросам исполнения предписаний, продления их сроков исполнения.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности лесхозов-техникумов и лесных колледжей по профильным лесохозяйственным направлениям подготовки, осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации в части сохранения профильности лесхозов-техникумов и лесных колледжей.
Система научных организаций лесохозяйственного направления в настоящее время включает 5 научно-исследовательских институтов (ФБУ «ВНИИЛМ», ФБУ «СПбНИИЛХ», ФБУ «ДальНИИЛХ», ФБУ «СевНИИЛХ», ФГБУ «ВНИИЛГИСбиотех», преобразованное из ФГУП «НИИЛГиС» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 1328-р), 4 лесные опытные станции и 4 специализированные лаборатории.
Направления научных исследований охватывают практически весь спектр задач научного обеспечения по реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации (лесное семеноводство, генетика и селекция; лесовосстановление и лесоразведение; охрана лесов от пожаров и защита от вредителей; мониторинг и борьба с нелегальными рубками; лесоустройство и инвентаризация лесов; использование лесов; развитие лесной инфраструктуры; развитие современных направлений биоэнергетики; сохранение биоразнообразия; повышение экономической эффективности лесоуправления; развитие и совершенствование лесного законодательства и др.).
В природно-географическом аспекте исследования проводятся во всех районах интенсивного использования лесных ресурсов – от Северо-Западного региона до Приморского края.
Научное обеспечение наиболее важных направлений развития лесного хозяйства в значительной степени обусловлено региональной спецификой научных организаций и сложившейся системой разделения НИР в течение последних лет. Это имеет положительное значение в формировании устойчивого коллектива исследователей, научных и методических традиций изучения объекта исследований.
Общая численность сотрудников в системе научных организаций составляет около 600 человек. Более 160 человек являются докторами и кандидатами наук.
Рослесхоз организует культурно-массовые и спортивные мероприятия для студентов и преподавателей лесных образовательных учреждений (профессионально-прикладные соревнования «Лесное многоборье», спартакиады, конкурсы, обучающие семинары и вебинары).
Приоритетным направлением деятельности является также развитие движения школьных лесничеств. Рослесхоз в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет организацию деятельности школьных лесничеств, учебно-методическое обеспечение их деятельности, проводит мероприятия с руководителями и членами школьных лесничеств (Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», Всероссийский съезд школьных лесничеств, конференции и обучающие семинары с руководителями школьных лесничеств и т.д.), обобщает и распространяет передовой опыт по организации деятельности школьных лесничеств.
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным Кодексом РФ.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О семеноводстве"20 и Лесным Кодексом.
В целях лесного семеноводства осуществляются:
При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений.
При воспроизводстве лесов не допускается применение нерайонированных семян лесных растений, а также семян лесных растений, посевные и иные качества которых не проверены.
Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правила создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
При Рослесхозе создана и работает Межведомственная комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины (приказ от 31.01.2011 № 10), в состав которой входят представители МВД России, Минпромторга России, ФСБ России, ФТС России, ФНС России, ФССП России, ФМС России, Росимущества, Росприроднадзора.
В 2011 - 2013 гг. проведено 11 заседаний, на которых совместно с МВД России, ФМС России, ФНС России, ФТС России и Генпрокуратурой Российской Федерации проведен анализ ситуации с незаконными рубками, обозначены приоритетные направления работы, проработаны вопросы межведомственного взаимодействия всех структур власти по предотвращению незаконной заготовки и нелегального оборота древесины, связи лесных пожаров с незаконными рубками и проведением санитарно-оздоровительных мероприятий в Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Рассмотрены вопросы взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации на предприятиях лесопромышленного комплекса в части использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства, создания информационной системы ведения государственного лесного реестра, предотвращения нарушений на арендованных лесных участках. Рассмотрен положительный опыт Республики Башкортостан по учету круглых лесоматериалов.
Ежегодно проводятся совместные межведомственные операции по охране хвойных молодняков, в I кварталах 2012 и 2013 гг. проведена межведомственная оперативно-профилактическая операция «Лесовоз».
Рассмотрение вопросов нормативного регулирования в области предотвращения незаконных заготовок и нелегального оборота древесины осуществляется созданной при Комиссии рабочей группой (приказ Рослесхоза от 10.05.2011 № 160). Проведено 3 заседания, на которых рассмотрены проекты постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Рослесхоза и Росприроднадзора «О порядке взаимодействия в вопросах привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства и возмещения причиненного лесам ущерба».