по объему и характеру
компетенции:
органы общей компетенции, ведающие
всеми отраслями и сферами управления
и решающие все вопросы на определенной
территории (Правительство РФ, президенты
республик, губернаторы, Правительства
субъектов федерации и т.д.);
органы отраслевой компетенции,
ведающие отдельными отраслями управления
(министерства, комитеты);
органы межотраслевой компетенции,
осуществляющие межотраслевое (функциональное)
управление (государственные комитеты
статистики, стандартизации, метрополии
и сертификации и т.д.);
специальной компетенции, осуществляющие
контрольные и надзорные функции (надзоры);
органы внутриотраслевой компетенции,
осуществляющие управление определенной
сферы деятельности в рамках отрасли;
[7]
по организационно-правовой
форме:
правительства; советы министерств,
имеющий статус правительства; министерства,
государственные комитеты, комитеты, службы,
комиссии, главные управления, управления,
инспекции, агентства, департаменты, администрации,
мэрии, палаты, центры и т.д.;
по порядку принятия
решений:
единоначальные органы, в которых
подведомственные им вопросы решаются
руководителем единолично (министерства,
службы управления, отделы);
коллегиальные органы, принимающие
решения в подведомственной области коллегиально
(Правительства РФ, правительства субъектов
федерации, государственные комитеты
и т.д.);
по функциям, которые
осуществляют органы исполнительной власти:
основные, которые непосредственно
выражают и осуществляют волю государства
и принимают его от его имени обязательные
к исполнению решения (правительство,
министерства и т.д.) и;
вспомогательные органы, которые
обеспечивают деятельность основных и
не наделены, как правило, юридически властными
полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Они действуют при основных
органах внутри самой исполнительной
власти и могут быть двух видов: консультативные
и координационные.
Консультативные занимаются
предварительным рассмотрением вопросов,
готовит по ним предложения юридического
или технического характера. Эти органы
могут создаваться на постоянной или временной
основе и включать как государственных
служащих, так и экспертов, представителей
общественности.
Координационные органы образуются
в виде правительственных или межведомственных
комиссий для подготовки предложений
по вопросам общегосударственного значения
или требующим межотраслевой координации.
Решения этих комиссий обязательны для
всех представленных в них органов. [8]
2. Основные функции исполнительной
власти
2.1 Понятие функции
исполнительной власти
Под функциями исполнительной
власти следует определить ведущее направление
в деятельности органов исполнительной
власти, в которых выражается целевая
нагрузка данной ветви государственной
власти и с ними напрямую связан предоставляемый
органом исполнительной власти объем
государственных полномочий.
Иначе говоря, под функциями
понимают и цели, которые ставит государство
перед исполнительной властью, и основные
направления ее деятельности, а также
правовые средства, которые применяются
для достижения поставленных целей.
Каждая функция исполнительной
власти имеет свою сферу деятельности
и осуществляется соответствующими методами.
Функции отражают содержание деятельности
исполнительной власти и во многом характеризуют
ее сущность. [19]
2.2 Регистрационно-учетная
функция исполнительной власти
Каждый гражданин хотя бы раз
сталкивался с необходимостью посещения
офисов органов или организаций, осуществляющих
функции в регистрационно-учетной сфере.
Реализация практически любого проекта
государственного значения зависит от
эффективности работы учетно-регистрационной
системы: будь-то строительство олимпийских
объектов, объектов на территориях особых
экономических зон, реализация программ
по доступному жилью, оформление прав
граждан на бытовую недвижимость и т.д.
Кроме того, система является важнейшей
составляющей информационного взаимодействия,
как с участием федеральных органов исполнительной
власти, так и с участием органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления (в
том числе в связи с планированием развития
территорий, реализацией управленческих
задач). [16]
Переход России к новым экономическим
отношениям потребовал приведения законодательства,
в том числе административного, в соответствие
с этими отношениями. Конституция Российской
Федерации провозгласила многообразие
форм собственности, на первое место поставив
частную собственность. Человек, его права
и свободы были провозглашены как высшая
ценность. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина являются
обязанностью государства. В механизме
признания права институт регистрации
играет важную роль.
За последние годы сфера применения
института регистрации расширилась, что
привело к значительному росту количества
правоотношений, обслуживаемых этим институтом.
Во времена существования Советского
Союза государственная регистрация участников
правовых отношений не была заметным явлением.
Сугубо централизованное управление и
явное преобладание государственной собственности
нивелировали их особенности. Сейчас,
в условиях развивающейся рыночной экономики,
появляется множество самостоятельно
действующих хозяйствующих субъектов.
Активное применение этого
института государственной регистрации
обусловливает совершенствование его
административно-правового механизма.
Государственная регистрация,
выполняющая контрольно-учетные и легализующие
функции, широко применяется в различных
сферах. С помощью государственной регистрации
не только достигается защита прав и интересов
государства и общества путем проверки
законности определенных фактов, действий,
возникновения и прекращения прав и обязанностей
определенных субъектов, но и обеспечивается
возможность реализации прав граждан,
их объединений и организаций.
Целями реализации
регистрационно-учетных функций являются:
придание определенного правового
статуса определенному субъекту;
проверка законности определенных
фактов, действий, возникновения (прекращения)
прав и обязанностей соответствующих
субъектов, и таким образом защита прав
и законных интересов личности и государства;
создание систем учета определенных
сведений для государственного контроля,
ведение государственного статистического
учета.
Регистрация - акт официального
признания законности соответствующих
действий, который служит целям обеспечения
законности совершаемых в сфере государственного
управления определенных действий, представляющих
значительный публично-правовой интерес,
и одновременно целям гарантирования
прав и законных интересов физических
и юридических лиц, а также различного
рода негосударственных образований.
Регистрация состоит в проверке
законности фактов, их официальном признании
и последующем учете.
Под государственной регистрацией
следует понимать учет, фиксацию определенных
фактов, придание им законности, правоустанавливающего
значения; а под регистрационными процедурами
- нормативно установленный порядок совершения
уполномоченными органами таких действий.
Регистрационные
процедуры обладают следующими признаками:
1) определяют порядок
совершения положительных действий
уполномоченных органов, связанные
с реализацией прав, свобод и
обязанностей граждан и юридических
лиц;
2) устанавливают порядок
деятельности органов исполнительной
власти Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации;
3) реализуются, как правило,
по инициативе заинтересованного
лица, т.е. носят заявительный характер;
4) представляют собой
контрольные процедуры;
5) представляют собой
процедуры принятия юридического
акта, имеющего правоустанавливающее
значение;
6) подлежат нормативному
закреплению. [15]
К принципам проведения регистрационных
процедур следует относить:
принципы законности,
публичности (открытости, прозрачности,
доступности процедур), объективности
(материальной истины),
быстроты и эффективности процедур,
равенства сторон, ответственности.
Юридическая конструкция регистрационных
процедур включает в себя:
1) правовые нормы, регламентирующие
совершение регистрационных процедур;
2) регистрационные правоотношения;
3) цели регистрационных
процедур;
4) стадии регистрационных
процедур.
Регистрационные правоотношения
представляют собой урегулированные административно-процессуальными
нормами отношения между заинтересованным
лицом и уполномоченным государственным
органом по признанию и подтверждению
со стороны государства законности определенных
фактов, закреплению правового статуса
физических и юридических лиц.
В регистрационной процедуре
можно выделить основные стадии:
возбуждение регистрационного
дела;
проверка (экспертиза) представленных
на регистрацию документов; принятие решения
о государственной регистрации (либо об
отказе в регистрации) и его оформление;
факультативные стадии: приостановление
государственной регистрации; обжалование
принятого решения о регистрации (отказе
в регистрации). [13]
От регистрационных процедур
следует отличать учетные процедуры, которые
по своему содержанию не совпадают с регистрационными
процедурами (они не являются контрольными,
в ходе учета не производится проверка
законности тех или иных фактов, действий,
не принимается акт, имеющий правоустанавливающее
значение), а также лицензионные процедуры,
для которых характерен разрешительный,
а не уведомительный порядок принятия
решения компетентным органом.
Учет, представляя собой фиксирование
в количественном выражении факторов,
влияющих на организацию и функционирование
государственного управления, главная
особенность которого состоит в реализации
его посредством создания государственных
банков данных, представляющих, как правило,
открытую, общедоступную, регулярную,
систематизированную информацию о состоянии
и динамике управляемого или изучаемого
объекта, представленную в виде реестров,
регистров и т.п.; данная учетная информация
находится в правовом режиме государственного
информационного ресурса.
Таким образом, регистрационно-учетные
функции исполнительной власти:
применяются в сфере государственного
управления;
регулируют порядок осуществления
правоприменительной деятельности;
охватывают управленческую
деятельность положительной направленности;
устанавливают определенный
порядок совершения тех или иных действий;
имеют особый субъектный состав:
одной из сторон в реализации регистрационно-учетной
функции всегда выступает государственный
орган либо должностное лицо, наделённое
государственно-властными полномочиями;
закрепляются административно-процессуальными
нормами.
2.3 Планово-программирующая
функция
Социально-экономическое планирование
является способом предвидения, получения
представления о будущем, обусловленного
закономерностями общественного развития
и действием факторов в прогнозируемом
периоде. По существу это научное исследование
перспектив развития. Будущее во многом
становится предсказуемым, если правильно
учитывать тенденции научно-технического
прогресса и другие условия.
План не определяет цели, достижение
которых желательно, и параметры с достаточной
точностью, а намечает вероятные и возможные
результаты и условия, при которых они
могут быть достигнуты; раскрывает положительные
и отрицательные тенденции, альтернативы,
противоречия и меры по их разрешению.
Планирование законодательно
закреплено в качестве функции государственного
управления. Под государственным планированием
понимается система научно-обоснованных
представлений о направлениях развития,
основанных на законах рыночного хозяйствования.
Оно базируется на демографических, экологических,
научно-технических, внешнеэкономических,
социальных, а также отраслевых, региональных
и других прогнозах общественно значимых
сфер деятельности.
Правительство установило порядок
разработки прогноза и программы социально-экономического
развития РФ (среднесрочный прогноз и
среднесрочная программа), концепции социально-экономического
развития РФ (долгосрочный прогноз), а
также прогноза социально-экономического
развития на очередной год. Определен
состав организаций, участвующих в разработке
этих документов, среди них функциональные
министерства и ведомства, федеральные
и региональные органы исполнительной
власти, научные учреждения.
Минэкономики России с участием
других федеральных органов исполнительной
власти РФ в соответствии с Программой
Правительства РФ "Реформы и развитие
российской экономики" разрабатывает
сценарные условия функционирования экономики
страны (оценка основных показателей,
целевые параметры, основные решения и
меры по стабилизации по направлениям
государственной политики). Минфин России
совместно с Минэкономики России и Центральным
Банком РФ представляет предложения по
направлениям бюджетной политики.
После одобрения Правительством
условий и направлений бюджетной политики
Минэкономики России доводит их до сведения
органов исполнительной власти РФ и субъектов
РФ, а Минфин России обеспечивает составление
заявок федеральных органов исполнительной
власти и субъектов РФ на финансирование
из федерального бюджета.
Госкомстат России обеспечивает
органы исполнительной власти РФ и субъектов
РФ информацией, необходимой для разработки
планов и проектов бюджетов. Центральный
Банк РФ предоставляет информацию в Минфин
РФ о кассовом исполнении федерального
бюджета за истекший год и отчетный платежный
баланс в Правительство РФ.
Органы исполнительной власти
РФ и субъектов РФ разрабатывают:
предварительные варианты прогнозов
развития отраслевой экономики и регионов
по основным показателям;
планы развития государственного
сектора, получения и использования доходов
от распоряжения госимуществом.
Федеральные министерства и
ведомства при подготовке прогнозов социально-экономического
развития РФ и проектов федерального бюджета
рассматривают и учитывают предложения
администраций Субъектов РФ по объемам
поставок продукции для федеральных государственных
и других нужд, по финансированию инвестиционных
проектов, в том числе предоставляемых
Правительству РФ иностранных кредитов.