Соответствующие федеральные
органы представляют планы формирования
и расходования средств государственных
внебюджетных и целевых бюджетных фондов,
развития рынка ценных бумаг, банкротств
предприятий, взаимного экономического
сотрудничества в рамках СНГ, платежного
баланса.
Органы исполнительной власти
субъектов РФ доставляют федеральным
органам, являющимся государственными
заказчиками федеральных целевых программ,
предложения по их реализации на территории
субъектов РФ. Органы исполнительной власти
РФ, субъектов РФ и другие государственные
заказчики федеральных программ представляют
заявки на финансирование федеральных
целевых программ, поставки продукции
для федеральных государственных нужд,
а также расчеты предельных объемов бюджетного
финансирования отраслей экономики и
регионов с учетом прогнозируемых индексов-дефляторов
и других макроэкономических показателей.
Разработка федеральных целевых
программ осуществляется органами государственного
управления РФ, а региональных программ
- органами государственного управления
субъектов РФ. При разработке программ
предусматриваются:
приоритеты в решении важнейших
задач;
достижение конкретного конечного
результата и эффекта в сроки от одного
года до пяти лет;
увязка материальных, трудовых
и финансовых ресурсов;
согласованность и комплексность
решения отраслевых и региональных задач.
Целевые программ разрабатываются
с учетом формирования соответствующих
бюджетов, финансируются за счет государственного
бюджета, местных бюджетов, внебюджетных
источников привлекаемых под государственные
гарантии. Они обеспечиваются также соответствующими
условиями экономического стимулирования.
Правительство РФ определяет
государственных заказчиков, обеспечивающих
реализацию программ. Государственным
заказчикам выделяются необходимые финансовые
ресурсы, включая валютные, и они являются
ответственными за выполнение программ.
Программы, инициатором которых
является Президент РФ, называются президентскими.
В ряде случаев такой статус может получить
уже утвержденная программа в целях обеспечения
решения особо важных общегосударственных
задач. Создан Центр президентских программ
Администрации Президента РФ.
Органы исполнительной власти
РФ и субъектов РФ принимают участие в
постановке проблем и обосновании необходимости
их решения на основе программ под патронажем
Президента РФ. По поручению Президента
РФ Центр президентских программ проводит
экспертизу представляемых предложений.
Прошедшие экспертизу предложения направляются
Президентом РФ в Правительство РФ для
дальнейшей проработки и реализации.
Президентская программа финансируется
за счет средств федерального бюджета,
финансовых резервов предприятий, участвующих
в их реализации, средств российских и
иностранных инвесторов, специальных
фондов.
Важную роль играют мобилизационные
планы экономики Российской Федерации,
субъектов РФ и муниципальных образований
как элемент подготовки экономики, перевода
организаций на работу в условиях военного
времени. Они предусматривают создание,
накопление, сохранение и обновление запасов
материальных ценностей, неснижаемых
запасов продовольственных товаров и
нефтепродуктов, а также подготовку и
организацию нормированного снабжения
населения товарами, его медицинского
обслуживания и обеспечения средствами
связи и транспортными средствами в период
мобилизации и в военное время.
Таким образом, планово-программирующая
функция исполнительной власти играет
важную роль в управлении государством.
2.4 Разрешительно-лицензионная
функция
Разрешительно-лицензионная
функция представляет собой разновидность
управленческого процесса как административно-процессуальной
формы, в которой осуществляется деятельность
органов исполнительной власти по применению
норм лицензионного права как административно-правового
института. Правовое значение опосредования
лицензирования категорией административного
процесса состоит в обеспечении легитимности
лицензионных правовых актов; нарушение
требований административно-управленческой
процессуальной формы должно влечь незаконность
последнего.
В качестве общеправовых принципов
лицензирования выступают законность
как основное правовое начало государственного
управления, а также принцип обеспечения
единства экономического пространства
на территории Российской Федерации. Последний
является конституционным принципом,
основанным на ч.1 ст.8 Конституции РФ. Непосредственное
выражение он имеет в нормах о действии
лицензий на всей территории Российской
Федерации, установлении единого перечня
лицензируемых видов деятельности, а также
установлении единого порядка лицензирования
на территории Российской Федерации.
Вторую группу принципов образуют
принципы, определяющие основные подходы
к институциональной составляющей лицензирования
(институциональные принципы). В эту группу
принципов включены принцип установления
лицензионных требований и условий положениями
о лицензировании конкретных видов деятельности;
принцип обязательности лицензирования,
обеспечиваемый применением негативных
правовых последствий, среди которых особо
можно выделить меры административной
ответственности; принцип гласности и
открытости, определяющий информационную
ценность лицензирования как формы государственного
управления; принцип публичности, выражающийся
в том, что лицензирование является формой
государственной деятельности и осуществляется
уполномоченными органами публичной власти;
акт выдачи лицензии являет собой публично-правовой
акт.
Третья группа принципов определяет
функционирование лицензионной системы
и может быть обозначена как функциональные
принципы. К ним относятся: заявительный
характер, выражающийся в том, что лицензионная
процедура возбуждается только на основании
заявления соответствующего субъекта;
платность - лицензирование осуществляется
на возмездной основе, за плату, которая
находится в режиме налогового сбора.
Выделяются следующие
виды лицензирования:
по характеру публичного интереса
(публично-функциональной направленности):
а) лицензирование, направленное
на охрану общественного порядка и обеспечения
национальной (государственной) безопасности;
б) лицензирование, направленное
на обеспечение прав и свобод граждан.
по уровню публичного интереса:
а) лицензирование, направленное
на реализацию общегосударственного интереса;
б) лицензирование, направленное
на реализацию публичного интереса субъекта
РФ;
по содержанию публичного интереса:
а) лицензирование в экономической
сфере;
б) лицензирование в административно-политической
сфере;
в) лицензирование в социально-культурной
сфере.
Лицензионное производство
представляет собой разновидность управленческого
процесса как административно-процессуальной
формы, в которой реализуется разрешительно-лицензионная
функция органов исполнительной власти
по применению норм лицензионного права
как административно-правового института.
Правовое значение опосредования лицензирования
категорией административного процесса
состоит в обеспечении легитимности лицензионных
правовых актов; нарушение требований
административно-управленческой процессуальной
формы должно влечь незаконность последнего.
Обоснована необходимость разграничения
и правового закрепления двух видов процедур,
образующих содержание лицензионного
производства: общие и специальные; общие
процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы
на обязательные и факультативные.
К общим обязательным процедурам
относятся:
возбуждение лицензионного
производства,
лицензионная экспертиза,
принятие решения о выдаче или
отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного
сбора.
К общим факультативным относятся:
переоформление документа,
подтверждающего наличие лицензии,
осуществление текущего контроля
за соблюдением лицензионных требований
и условий,
применение мер принуждения
за их несоблюдение лицензионных требований,
в частности, приостановление и аннулирование
лицензии.
К специальным лицензионным
процедурам относятся процедуры, отражающие
специфику отдельных видов лицензирования,
обусловленную характером лицензируемого
объекта.
Общие лицензионные процедуры
должны быть установлены на уровне федерального
закона; специальные могут устанавливаться
положениями о лицензировании отдельных
видов деятельности.
Основные элементы лицензирования
как функции исполнительной власти:
1. Лицензирующий орган - уполномоченный
орган исполнительной власти, реализующий
контрольно-учетные функции в
зависимости от сферы или отрасти
управления применительно к конкретному
содержанию объекта лицензирования.
2. Акты лицензирования - акты
уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемые
посредством внесения в государственные
реестры, регистры различных сведений
и влекущие определенные правовые
последствия. При этом акты лицензирования
должны обладать всеми основными
признаками, определяющими их юридическую
природу. [12]
К таковым можно отнести:
акт лицензирования должен
представлять собой юридический вариант
управленческого решения;
издаваться только полномочным
субъектом исполнительной власти;
являть собой одностороннее
волеизъявление субъекта, осуществляющего
лицензионную деятельность;
акт лицензирования может создать
юридическую основу для возникновения,
изменения или прекращения конкретных
правовых отношений;
акт лицензирования издается
в качестве письменного юридического
документа с соблюдением определенных,
нормативно установленных процедур;
акт лицензирования может быть
в установленном действующим законодательством
или подзаконными административно-правовыми
нормами опротестован или обжалован.
3. Процедура лицензирования
- нормативно установленная последовательность
совершения определенных юридически
значимых действий субъектами
административно-правовых отношений
в сфере лицензионной деятельности.
Необходимость нормативного урегулирования
процедуры лицензирования обусловлена
задачами вынесения законного
акта лицензирования и соблюдением
прав граждан, юридических лиц при проведении
лицензирования.
В целом же нормативная модель
процедуры лицензирования должна четко
определять:
1) целевое назначение
процедуры;
2) тип основных отношений;
3) круг лиц, участвующих
в процедуре (для реализации основного
отношения могут понадобиться
дополнительные субъекты - помимо
тех, кто участвует в основном
отношении);
4) акты поведения, которые
могут и должны совершить участники
поведения;
5) последовательность совершения
актов поведения;
6) сроки и место осуществления
отдельных процедурных действий
и процедуры в целом;
7) правовые средства, обеспечивающие
функционирование процедуры. [17]
Указ Президента РФ от 9 марта
2004г. №314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти" относит
выдачу органами государственной власти,
местного самоуправления, их должностными
лицами разрешений (лицензий) на осуществление
определенного вида деятельности и (или)
конкретных действий юридическим лицам
и гражданам, регистрацию актов, документов,
прав, объектов, а также издание индивидуальных
правовых актов к функциям по контролю
и надзору. По общему правилу вышеуказанные
функции осуществляют федеральные службы,
а в случаях, установленных постановлениями
Правительства РФ либо указами Президента
РФ, данными функциями могут наделяться
федеральные агентства и ряд федеральных
министерств, находящихся в ведении Президента
РФ.
2.5 Проблемы и
пути совершенствования реализации
функций исполнительной власти
В процессе реализации выше
рассмотренных функций (регистрационно-учетная,
планово-программирующая, разрешительно-лицензионная)
органы исполнительной власти сталкиваются
с проблемами реализации данных функций
и принимают меры для эффективности работы
по данным направлениям.
1. Регистрационно-учетная
функция.
В современных условиях проводимой
в стране административной реформы очевидной
становится необходимость дальнейшего
развития и совершенствования косвенных
механизмов регулирования государством
частных отношений, одним из которых является
государственная регистрация.
Для эффективного обеспечения
прав и законных интересов названных субъектов
необходима надлежащая правовая регламентация
процедурной деятельности регистрирующих
органов. Представляется, что современное
регулирование отношений в сфере государственной
регистрации нуждается в совершенствовании:
с одной стороны, требуется преодоление
административных барьеров, устранение
препятствий для реализации прав заявителя,
с другой - более полная регламентация
процедур для недопущения субъективизма
чиновников при принятии решений, коррупции
и иных негативных явлений.
На необходимость дебюрократизации
и упрощения процедур регистрации неоднократно
указывал В.В. Путин, называя, например,
действующий порядок регистрации предприятий
"издевательством над людьми и здравым
смыслом". Его политику продолжает и
Д.А. Медведев, который также отмечает
неудовлетворительную работу представителей
власти и называет действующий порядок
"цивилизованной формой взятки".
[18]
В настоящее время в сфере государственной
регистрации действует множество различных
нормативно-правовых актов, причем законодательство
формируется и развивается в большей степени
на уровне подзаконных актов, а не на уровне
закона. Это влечет за собой нестабильность
законодательной базы, препятствует созданию
комплексного единообразного подхода
к правовому регулированию отношений
по государственной регистрации.
Правовое регулирование отношений
в сфере регистрации должно строиться
таким образом, чтобы государство не просто
лояльно относилось и не препятствовало
осуществлению гражданами и организациями
своих прав, но создавало систему правовых
и организационных мер их обеспечения.
И в этом деле процессуальные нормы, наряду
с материальными, выступают важнейшим
условием обеспечения законности, установления
необходимых гарантий реализации прав,
что, несомненно, актуализирует исследование
регистрационных процедур, совершаемых
органами публичной власти.
Правовое регулирование регистрационных
процедур должно осуществляться на нескольких
уровнях: